Виды сертификации. Добровольная и обязательная сертификация
Вся продукция, которая выпускается с целью реализации конечному потребителю, а также все услуги, которые предоставляются различными бизнес - структурами должны соответствовать общепринятым нормам и правилам.
Для определения соответствия товара нормативам, проводят различные исследования и испытания, определяя характеристики продукции. В результате товар получает документ, подтверждающий соответствие характеристик товара нормативам, которые устанавливаются на законодательном уровне.
Обозначенная выше процедура называется сертификацией, а документ носит название сертификата.
Законодательство Российской Федерации подразделяет сертификацию на две большие группы. К первой группе относятся товары, которые подлежат обязательной сертификации. Список продукции, которая относится к данной категории, называется «Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации».
Если товар подлежит обязательной сертификации, и не имеет сертификата, который удостоверяет соответствие определенным нормативно-правовыми актами, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям технических регламентов и пожарной безопасности, то легально заниматься продажей продукции на рынке запрещено. Причем, данное утверждение относится не только к продукции отечественного производства, но и товарам, которые импортируются из-за рубежа.
Но, рассматривать процедуру обязательной сертификации, как один из видов затрат, которые не подлежат возмещению, в корне не правильно. Проведение сертификации имеет несколько несомненных преимуществ, с маркетинговой точки зрения. Судите сами. Сертифицированный товар имеет более высокий спрос у конечного потребителя, имеет соответствующую маркировку, а это, в свою очередь, дополнительное маркетинговое преимущество перед конкурентами. Различные контролирующие органы, при наличии сертификатов и других документов, не могут произвести конфискацию товара из-за несоответствия установленным нормам и требования, предъявляемым к качеству продукции. Законодательными актами определено, что контрафактная продукция, не прошедшая сертификацию, может изыматься, а процесс ее производства приостанавливаться. Существует и ряд других санкций, которые определены соответствующими законами.
Так, в соответствии со статьей седьмой Закона Российской Федерации «О рекламе», если товар, входящий в «Единый перечь продукции, подлежащей обязательной сертификации», не имеет сертификата, то рекламировать продукцию нельзя. И таких ограничений существует очень много, а за нарушение законодательства предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность.
Процедуру обязательной сертификации можно проходить самостоятельно, или воспользоваться услугами компаний, которые занимаются полным спектром услуг, связанных с получением всех необходимых сертификатов для продукции. Решение остается за производителем, импортером или организацией, которая предоставляет потребителям различные услуги. Самостоятельное получение сертификатов занимает большой период времени и требует значительных финансовых затрат. К тому же, нет гарантии того, что полученные документы, имеет юридическую силу. Процедура обязательной сертификации достаточно сложна. Единый реестр продукции постоянно изменяется, существует множество нюансов, которые необходимо учитывать. Поэтому, самым верным решением, которое сэкономит и время, и деньги, является использование для проведения сертификации и получения соответствующих документов на продукцию, услуг компаний, специализацией которых является оформление сертификационных документов и проведение необходимых исследований продукции, в полном соответствии с постоянно меняющимся законодательством.
Помимо обязательной сертификации, законодательство Российской Федерации предусматривает и проведение добровольной сертификации. Добровольная сертификация может проводиться как для товаров, которые не включены в Единый реестр продукции, подлежащей обязательной сертификации, так и для товаров, которые прошли процедуру обязательной сертификации. Законодательными актами ограничений, при реализации продукции, которая не требует обязательной сертификации, не предусмотрено. Главным принципом, является принцип добровольности. Производитель или торговая организация, фирма, оказывающая услуги, могут выступать в качестве инициатора проведения процедуры добровольной сертификации, которая подтверждает качество продукции, подтверждает соответствие нормам, которые устанавливаются определенными система сертификации. Наиболее распространенной системой сертификации является ГОСТ-Р, проводят ее организации, которые прошли аккредитацию, согласно установленного порядка.
Помощь с сертификатами Тест Северо-Запад - http://www.test-sz.ru