Профосмотр, как элемент кадровой политики
Сложившаяся на сегодняшний день ситуация на российском рынке показывает, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающим факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции. Как рационально подобрать персонал, как снизить ротацию кадров, как создать наиболее оптимальные условия для работы людей, как спрогнозировать, просчитать издержки связанные с пресловутым "человеческим фактором"? Вот вопросы, которые все чаще задают себе руководители. И проф. осмотр играет в этом чрезвычайно важную роль. Особенно это касается крупных предприятий с персоналом от 1000 человек. Достаточно вспомнить недавнюю эпидемию дизентерии на юге страны, разразившуюся в связи с тем, что среди работников одного из молочных заводов Ставропольского края не были выявлены носители данного заболевания. В итоге: 1200 больных, подрыв деловой репутации завода и в результате штрафные санкции, колоссальные убытки, значительная потеря рынков сбыта. Этого бы не произошло, если бы на заводе своевременно и грамотно проводились медицинские осмотры.
Стоит также обратить внимание на то, что поступающие на работу, опасаясь отрицательного
заключения врача относительно допуска на предприятие, стараются утаить от него
имеющиеся заболевания, что впоследствии ведет к обострению процесса, экономическим
потерям вследствие простоев, способствует развитию профпатологии.
Кроме того - здоровье персонала, это - надежная работа дорогостоящего оборудования.
А исправное оборудование плюс надежный персонал - это безаварийная работа предприятия.
Результаты исследований, проведенных специалистами "Малс" на примере
работы одного из крупных предприятий Северо-западного региона показывают, что
самое большое количество аварий происходит с новичками, работающими на предприятии
от 0 до 5 лет. А те, чей стаж превысил 10 лет, работают практически безаварийно.
Следовательно, у предприятия должна быть прямая заинтересованность в продлении
работы опытных кадров на как можно более долгий срок.
Главная цель медицинских осмотров - сохранение здоровья и трудоспособности работников. Медицинские осмотры подразделяются на предварительные - при поступлении на работу и периодические - осуществляемые в процессе трудовой деятельности. Цель предварительных - определение профессиональной пригодности трудящихся по состоянию здоровья, т.е. медицинский отбор лиц, устойчивых к воздействию неблагоприятных производственных факторов. Периодические профосмотры нацелены на выявление начальных признаков профессиональных заболеваний. Основные требования, предъявляемые к профосмотрам: целенаправленность, тщательность, полнота охвата, быстрота проведения, четкость ведения документации, координация действий всех учреждений и специалистов. Проведение медицинских осмотров трудящихся регламентируется приказами и инструкциями Минздрава РФ. (По постановлению Правительства Российской Федерации №967 от 15.12.2000 г. предварительным и периодическим профилактическим медицинским осмотрам подвергаются все категории граждан вне зависимости от видов деятельности: муниципальные, частные, военные, и т.д. Хроническое профзаболевание устанавливается вне зависимости от времени давности.)
Но как показывает наш опыт, мало провести медосмотр, нужно уметь дать прогноз на отдаленный период, какова будет динамика развития профессиональной патологии, разработать рекомендации для руководителей предприятий о том, что нужно делать - усилить мероприятия направленные на защиту персонала от профессиональных вредностей или искусственно стимулировать текучку кадров или что-то еще. А вот это могут уже далеко не все медицинские организации, предлагающие свои услуги по проведению профосмотров на предприятии. Современные условия рынка требуют от таких организаций не только знаний медицинских аспектов профпатологии, но и владение информации по менеджменту организаций, умению рассчитать экономический эффект различных кадровых и организационных изменений в связи с результатами профосмотра. Здесь важна совместная работа врачей-профпатологов и специалистов по организационному развитию, уровень подготовки которых должен быть чрезвычайно высоким.
Затраты на оздоровление персонала дают значительный экономический эффект. Люди реже болеют. Однако куда более значим социальный фактор. Работнику важно видеть, что организация заботится о его здоровье, что ей не безразлична его судьба, а это необходимо для создания благоприятного психологического климата на предприятии, и дает человеку возможность работать с максимально отдачей.
Коткин Д.С. (руководитель отдела развития медицинского центра
"МАЛС")
Стародумова Т. И. (врач-профпатолог)
МАЛС: центр промышленной медицины. Проводим предварительные и периодические медицинские осмотры, оформляем личные медицинские книжки, проводим аттестацию рабочих мест по условиям труда.