Оценка интеллектуальной собственности как нематериальных активов. Часть2.
ОЦЕНКА ПАТЕНТА
Патент - это документ, выдаваемый компетентным государственным органом на определенный срок, удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение и наделяющий владельца титулом собственника на изобретение. выданные лицензии на использование патента, судебные споры в отношении объекта оценки или иных обременении может существенно повлиять на величину оценки стоимости. Ввиду отсутствия открытого рынка интеллектуальной собственности нет возможности определить стоимость патента исходя из цен совершенных сделок с аналогичными объектами, или провести сопоставление хотя бы с ценами предложений на покупку или продажу. Основными подходами при оценке патента являются затратный подход, и доходный подход. Оценка стоимости патента по затратам заключается в том, что произведенные затраты не дают нам информации о полезности (эффективности) созданного изобретения и его пригодности для коммерческого использования и получения дохода. И только использование методов доходного подхода, позволяет установить реальную величину стоимости. Особенно важен, и безусловно необходим, анализ доходов от использования оцениваемого патента при определении рыночной стоимости объекта.
ОЦЕНКА ТОВАРНОГО ЗНАКА
Товарный знак - обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца). Товарные знаки могут быть словесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов), объёмными (форма изделий или упаковки) и т.д. Товарный знак - один из объектов промышленной собственности, который выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы. Важнейшими характеристиками, влияющими на оценку товарного знака, являются его распространенность, узнаваемость и доверие потребителя, которым пользуются товары или услуги, продаваемые под этой маркой. Эти характеристики определяют объем реализации продукции, прибыль компании и стоимость самого товарного знака. Стоимость известного товарного знака может превосходить стоимость всех материальных активов компании. Финансовые показатели, которые характеризуют объемы продаж, прибыль, расходы по обслуживанию и поддержанию товарного знака, возможные перспективы увеличения продаж и расширения рынка определяют текущую стоимость оцениваемого товарного знака.
ОЦЕНКА ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ
Деловая репутация предприятия в структуре нематериальных благ выделена согласно ст. 150 Гражданского кодекса РФ. Деловая репутация, или гудвилл рассматривается с двух позиций. Одна из них это стоимость практически всех элементов нематериальных активов предприятия, другая как величина, на которую стоимость бизнеса предприятия превосходит рыночную стоимость его материальных активов и той части нематериальных активов, что отражена в балансе предприятия. Оценщик в процессе оценки деловой репутации фирмы понимает понятие «гудвилл» во втором значении. Гудвилл возникает, когда предприятие получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего по отрасли, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Гудвилл как экономическая величина принимается на баланс только в момент смены владельца предприятия. Основные свойства деловой репутации предприятия (гудвилл): присутствует только при наличии избыточной прибыли; не может быть отделена от действующего предприятия, т. е. не может быть продана отдельно от него. В таких случаях, при купле-продаже действующего бизнеса, проведение оценки деловой репутации фирмы является необходимым условием выявления справедливой рыночной цены бизнеса.
Источник: Компания Спецоценка: оценка, экспертиза. Оценка нематериальных активов: бренда, товарного знака, торговой марки, патента, лицензии, других прав