Муляжи продуктов питания - идея для для ресторанного бизнеса
Появление муляжей ресторанных блюд обычно связывают с именем Такидзо ( в другом чтении иероглифов - Рюдзо ) Ивасаки . Мелкий предприниматель из Гифу в 1926 году перебрался в Осаку в поисках заработка . Таких искателей фортуны по городским улицам бродило немало . Но Ивасаки повезло . Однажды , ковыряя палочками полузасохший рисовый омлет в дещёвой забегаловке , он подумал , что столь непригодное для еды блюдо годится разве что для витрины . Поневоле вспомнились ему восковые муляжи частей человеческого тела , выставляемые в аптечных лавках , и раскрашенные гипсовые изображения огурцов и яблок , которые приносил на урок школьный учитель рисования . Это было как озарение . Ивасаки поспешил домой и после нескольких недель экспериментов сумел создать восковую модель рисового омлета . Потом он создал муляжи ещё нескольких блюд традиционной японской пищи . Погрузив свою продукцию на велосипед , он объехал близлежащие рестораны и столовые , предлагая украсить их витрины этими изображениями. К радости Ивасаки , владельцы харчевен охотно раскупали его изделия .
Очевидно , придумка Ивасаки оказалась и к месту и ко времени . После реставрации Мейджи ( 1868 г. ) Япония , до того времени отгороженная от мировой цивилизации изоляционистскими законами , стала стремительно врастать в общемировую культуру . Иностранцы , на которых жители Страны восходящего солнца смотрели с любопытством и страхом , стали обыденным явлением на улицах Токио и других городов . Европейская мода потеснила традиционное кимоно . Реставраторы стали предлагать клиентам необычные блюда , приготовленные по рецептам европейской , американской , индийской , китайской , русской кухни . Попробовать диковинок хотелось многим , но насколько это съедобно ? Для японских горожан , не знакомых с иностранными языками , каждый такой заказ напоминал рулетку , где иногда можно что-то выиграть , но чаще - проиграть . Рестораторы пытались иллюстрировать меню фотографиями , но разобрать на чёрно-белом снимке , что съедобно , а что нет , было очень трудно . Такие же неудобства ощущали и иностранцы , вынужденные приспосабливаться к японской кухне . И тут Такидзо Ивасаки предлагает муляж в натуральную величину , передающий все оттенки красок данного блюда ! Талантливого предпринимателя мгновенно завалили сотнями заказов .
Стоит ли удивляться , что спустя несколько месяцев он начал сталкиваться с конкурентами , подхватившими удачную идею . Впрочем , у Ивасаки уже была собственная клиентура и хорошая репутация . В 1932 году он сумел создать собственную компанию , оставив за собой не только место президента , но и её главного мастера . Примечательно , что фирма " Ивасаки биай " , несмотря на десятилетия войн и экономических кризисов , потрепавших страну , сумела продержаться на плаву и сегодня считается флагманом довольно развитой сети мастерских и фабрик , производящих муляжи ресторанных блюд . Этот бизнес перешагнул национальные границы , и теперь аналогичные фирмы появились в Америке , в странах Западной Европы . Муляжи аппетитных бифштексов , омаров , пицц , вазочек с мороженым , пивных кружек , увенчанных пенной шапкой , шагают по миру , подтверждая справедливость лозунга " Имидж - это всё " .
Первые свои модели Ивасаки изготавливал из воска , раскрашивая анилиновыми красками . Процесс был прост . Блюдо , которое надо было сделать витринным экспонатом , готовил настоящий повар . Ивасаки заливал его сверху отваром из морских водорослей . Остыв , кантэн , как называли этот отвар , образовывал желеобразную оболочку . Затем оригинал ( настоящее блюдо ) удаляли и получалась достаточно плотная форма для отливки , куда и заливали воск . Так получали " объёмное изображение " . Сложные блюда изготавливали из отдельных кусочков - кусок рыбы , овощи из гарнира , подлива - после чего мастер " монтировал " из них общий вид угощения . Затем в дело шли кисточки с краской . Для обозначения напитков в соответствующую посуду наливали подкрашенный желатин .
Впоследствии , вместо воска стали употреблять более дешёвый парафин , но он под лучами солнца со временем темнел и крошился . Это заставило обратиться к синтетике - винилу и силикону . Из силикона готовили форму для отливки , всё так же заливая раствором химиката настоящее и вполне съедобное блюдо , а сам муляж делали из винила . Ножницами удаляли всё ненужное и начиналась ручная покраска муляжа . Это - общее описание процесса . Но дьявол , как известно , кроется в деталях . Создать , например , полупрозрачные с просвечивающими косточками плавники рыбы бывает гораздо сложнее , чем монолитную котлету .
Как правило , заказы бывают малотиражными . Поэтому одну форму можно использовать для изготовления двух , от силы трёх муляжей . Дело тут не в долговечности и прочности формы , а в том , что каждому ресторану , каждому кафе нужно что-то своё . По-прежнему , муляж копирует лучшее блюдо , предложенное шеф-поваром данного заведения общепита . Нечто похожее , но сделанное по другому образцу , заказчика не интересует , ведь клиент будет требовать именно то и именно в том виде , как выглядят витринные муляжи . Поэтому в мастерских не бывает поточного изготовления . Всё делается руками , штучно . В крайнем случае , можно воспользоваться мелкими декоративными деталями . Так , в производственном цехе есть длинный стеллаж , на котором хранятся заранее изготовленные детали - виниловые морковки , луковички , креветки , пёрышки лука , " вата " мелко наструганной капусты . Из них , как из элементов детского конструктора , можно сформировать изображение гарнира , так сказать , фон , но общий вид блюда всё равно должен быть оригинальным .
Особенности штучной работы диктуют и характер рабочей силы . Для изготовления муляжей нужны не руки поденщика , а рабочие с творческим вкусом , умеющие создавать из различных продуктов настоящую картину , способную заставить любого гурмана ощутить желание отведать предлагаемое блюдо . Предполагается ( и это действительно так ) , что при взгляде на виниловый муляж у посетителя ресторана должны усиленно заработать слюнные железы и вспыхнуть аппетит . Недаром специалисты утверждают , что " японцы едят глазами " . Давно исчезла необходимость наглядно демонстрировать заезжему иностранцу , как будет выглядеть заказанная им еда . Теперь , установленые у входа в ресторан полки с муляжами , под которыми указаны цены , служат не просто витриной заведения , но и своеобразным меню , одинаково понятным и взрослым и детям , и японцам и иностранцам .
Обязательность подобной " выставки " у входа в кафе или ресторан Японии свидетельствует о востребованности муляжной продукции . Стоимость таких муляжей зависит от сложности композиции - от десятков до нескольких сотен долларов каждый . Это , конечно , дорого , но если учесть долговечность товара , способного на годы стать визитной карточкой заведения , то можно утверждать , что спрос поддерживается на высоком уровне . В Японии 86 % ресторанных витрин украшено виниловыми блюдами , а весь потенциальный объём рынка этой продукции в стране исчисляют в 150 млн. долларов .
MINAMI - изготовление и продажа муляжей продуктов питания из Японии http://www.minami.su/