Малые компании – будущие поселенцы банковских «экосистем»
Во время любой революции увлеченно занимаются словообразованием. «Финтех», «горячие деньги», а теперь «банковские экосистемы». Цифровая революция в банкинге – не исключение. Но что касается последнего неологизма, то он – скорее попытка сформулировать то, что вот-вот придет, а не то, что уже существует. Не так давно исследовательским агентством «Ernst&Young» проводился опрос потребителей с целью выяснить, как они себе представляют основного поставщика финансовых услуг. Оказалось, что 87% респондентов все еще видят таковым «банк, у которого остались отделения». Но и новые слова, описывающие будущую реальность, придумываются не зря.
Согласно другим исследованиям все того же «Ernst&Young», интернет-банкам доверяют уже 35% россиян, а традиционным – только 31%. Однако само по себе это не объясняет, почему не за горами день, когда больше нельзя будет работать по-старому.
Банки идут ва-банк
К переосмыслению себя кредитные учреждения подталкивает утрата монополии на финансовые транзакции. Если раньше перевод средств и выдачу кредитов видели креатурой исключительно банков, то сегодня практически каждый крупный интернет-сервис считает своим долгом создать собственную платежную систему. Этим занимаются, в частности, все крупные интернет-магазины и даже социальные сети. Эксперты уже несколько лет отмечают неуклонное падение доходов с традиционных видов банковских деятельности, например, с расчетно-кассовых операций. Появляется очень много возможностей и альтернатив, такие услуги утрачивают массовость. Некоторое время перемены сдерживало недоверие населения. Идея вручить свои деньги соцсети или другому неспециализированному сервису казалась опасной. Но россияне, похоже, утрачивают скепсис. Как свидетельствуют замеры общественного мнения, 43% российских клиентов готовы рассматривать возможность приобретения финансовых услуг в интернет-магазинах, 28% – у социальных сетей.
Под давлением цифровой реальности многие банки уже отказались от отделений, а оставшиеся собираются превратить в шоу-румы (ох уж эти новые слова): места, где не столько оказывают услуги, сколько транслируют идеи и образ банка, чтобы предполагают бороться, предоставляя пакет всех необходимых услуг в одном месте, причем не только финансовых. Это направление так и называется: «нефинансовые услуги банков». Чтобы клиент оставался лоялен кредитному учреждению, ему «в одном окне» предлагают все, что только может понадобиться.
Современный банк принимает на себя всю рутину, связанную с сопровождением бизнеса. Это реализуется путем постепенного встраивания в экосистему банка околофинансовых сервисов. Кредитное учреждение, которое стремиться идти в ногу со временем, стремится брать на себя бизнес-процессы регистрации бизнеса и бухгалтерии. Готовить документацию для налоговой, подбирать оптимальную систему налогообложения, считать налоги, оформлять платежки, предупреждать о сроках уплаты и сдавать отчетность. Многие интернет-банки сегодня пошли по пути интеграции с популярными онлайн сервисами автоматизации бухгалтерии.
Словарь новых ТЕРМИНОВ интернет-банкинга, можно просто ТЕРМИНАТОР
Интересно, что в контексте таких нефинансовых услуг, о которых мы говорим, главное – это малые и средние компании. Не только потому, что государство сейчас поддерживает развитую систему госгарантий по кредитам для небольших предприятий. Руководители банков думают на перспективу. Именно малые и средние организации предпочитают не нанимать своих сотрудников и отдать внешним поставщикам все бизнес-процессы, кроме основных, добавляющих ценность. Банки стремятся занять в будущем положение своеобразных вендоров, «подключаясь» к которым предприниматели получают возможность комфортно вести свою работу. В этом и состоит суть понятия банковской экосистемы.
Если задуманное удастся, то передовые банки в цифровую эру станут универсальными поставщиками B2B услуг. Маркетплейсами (забористый неологизм, похоже всем придется учить английский язык), где каждое предприятие сможет по модульному принципу сформировать свой пакет услуг исходя из специфики. В рамках этой логики тем, кто ушел в онлайн не удержаться на контроле только реперных точек в виде бухгалтерских и юридических услуг. Придется идти дальше. Уже сегодня некоторые кредитные учреждения предлагают в качестве дополнительных, нефинансовых услуг, казалось бы, неожиданные сервисы: корпоративную техподдержку, системы управления контентом для сайтов, услуги обучения и переподготовки.
Цифровая революция становится реальностью прямо на наших глазах. «Телебанкинг», «кибербанк», «банк-клиент», «система дистанционного банковского обслуживания». В эпоху перемен менеджеры банков обращаются к тому, что было и будет всегда – реальным потребностям клиентов. «Финтех стартапы», «директ-банк», «блокчейн», «скиммеры», «мобильный банкинг», «электронный банк», «клиент-банк»…
Материал подготовлен Валентином Рахмановым, редактором сайта Разговорного клуба английского языка "Инглиш Форсаж". Мы поможем вам выучить английский язык, чтобы новые банковские неологизмы не вгоняли вас в ступор.