Есть ли будущее у дистрибуции?
Сегодня многие дистрибьюторские компании озабочены вопросом: сколько еще времени просуществует наш бизнес? Тенденции, существующие на рынке FMCG, однозначно говорят о грядущих переменах.
Все более значимую роль в розничной торговле играют сети, забирая на себя бОльшую долю продаж. Супермаркеты диктуют условия поставщикам, зачастую самостоятельно объявляя закупочные цены и скидки, которые должны быть предоставлены. Все меньше и меньше сетевиков соглашаются работать с дистрибуторами, предпочитая вести переговоры непосредственно с поставщиком.
Производители со своей стороны также стремятся сократить долю непрямых продаж, выводя в регионы свои филиалы.
Рынки большинства продуктов питания близки к перенасыщению. Производители стремятся увеличить объемы продаж, наращивая производство и «прессуя» дистрибуторов произведенным объемом. Все сложнее становится войти в торговую точку, найти конкурентные преимущества среди ряда одинаково «уникальных» продуктов. Весь ассортимент на полке не интересен никому, кроме производителя.
Потребитель неуклонно лишается привязанности к определенной торговой марке. Когда товары на полке становятся почти идентичными по своим органолептическим свойствам, он выбирает цену или промоакцию.
Как же быть дистрибьюторским компаниям сегодня, на что ориентировать свой бизнес, заглядывая в завтрашний день?
Развивая свой бизнес, дистрибуторам необходимо прежде всего определить, кто является потребителем их услуг. Для кого существует компания-дистрибутор? Изменение задач, уровня развития основного потребителя услуг и определяет вектор изменения дистрибутора завтра.
Выбирая в качестве основного потребителя своих услуг розницу, дистрибутору следует помнить о том, что в этом случае говорить о стабильном прогрессирующем «завтра» не приходится. В этом случае дистрибутор будет вынужден либо «свернуть» свой дистрибуционный бизнес, либо перепрофилировать его.
Второй вариант концентрация на производителе как на основном потребителе своих услуг. В этом случае, для того чтобы выжить, быть преуспевающими сегодня, а, главное, быть не менее преуспевающими завтра, дистрибуторские компании, выстраивая свои взаимоотношения с производителями должны четко понимать, выполнение какой задачи требует от них производитель сегодня, как эта задача будет трансформироваться в будущем.
Все больше производителей вслед за мировыми лидерами продаж перестраивают свою систему сбыта на управление потребительским спросом. При таком подходе к продажам дистрибуция уже не продает, а строит распределительно-сенсорную систему. Ее задача добиться улучшения показателей по количественной и качественной дистрибуции и предоставить достоверную информацию о движении продукта через торговую точку. Это и есть задача, которую будут ставить производители в недалеком будущем.
Можно смело утверждать, что картина дистрибуции через 5 лет существенно изменится. Значительная часть дистрибуторов, подстраиваясь под тенденции, существующие на рынке, станут логистами. Меньшая часть, ориентирующая развитие своего бизнеса на прогрессивные производственные компании, сохранит его, предоставляя производителям услугу по развитию информационно-сенсорной системы в работе с линейной розницей.
Кем станет Ваша компания через 5 лет? Выбор за Вами.
Автор: консалтинговая компания "Бизнес-Гармония"- Качественное Построение Дистрибуции