Что дает аттестация рабочих мест по условиям труда
Категория: Деловые услуги
| Автор: wwmbhoq
| Опубликовано: 11.02.2010
Порядок проведения АРМ по УТ регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
АРМ по УТ предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
АРМ по УТ включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Сроки проведения АРМ по УТ в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:
- после замены производственного оборудования;
- изменения технологического процесса, средств коллективной защиты и др.;
- при выявлении нарушений установленного Порядка, по требованию должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на проведение государственной экспертизы условий труда.
Результаты повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта аттестации рабочего места по условиям труда или вносятся изменения в карту аттестации рабочего места по условиям труда, оформленную ранее.
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Что даёт аттестация рабочих мест по условиям труда ?
Результаты АРМ по УТ, проведенной в соответствии с Порядком, используются в целях:
1) контроля состояния условий труда на рабочих местах и правильности обеспечения работников сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты;
2) оценки профессионального риска как вероятности повреждения (утраты) здоровья или смерти работника, связанной с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законодательством случаях, контроля и управления профессиональным риском, которые предполагают проведение анализа и оценки состояния здоровья работника в причинно-следственной связи с условиями труда, информирование о риске субъектов трудового права, контроль динамики показателей риска, а также проведение мероприятий по снижению вероятности повреждения здоровья работников;
3) предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
4) предоставления работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, бесплатной сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;
5) подготовки статистической отчетности об условиях труда;
6) последующего подтверждения соответствия (сертификации) организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
7) подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);
8) расчета скидок и надбавок к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
9) решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, о диагнозе профессионального заболевания;
10) обоснования принимаемых в установленном порядке решений о применении административного наказания в виде административного приостановления деятельности организаций, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственного оборудования, участков;
11) рассмотрения вопроса о приостановлении эксплуатации зданий или сооружений, машин и оборудования, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг вследствие непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
12) рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников и расследованием произошедших с ними несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
13) принятия мер по надлежащему санитарно-бытовому и профилактическому обеспечению работников организации;
14) обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
15) включения в трудовой договор характеристики условий труда и компенсаций работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
16) обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
17) создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, муниципального образования, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и на федеральном уровне;
18) проведения мероприятий по осуществлению федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
19) применения предусмотренных законодательством мер ответственности к лицам, виновным в нарушениях законодательства об охране труда.
Какие документы необходимо оформить по результатам АРМ по УТ ?
Результаты АРМ по УТ оформляются в виде пакета документов, содержащего:
1) приказ о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и привлечении к этой работе Аттестующей организации (при необходимости);
2) перечень рабочих мест организации, подлежащих аттестации по условиям труда, с выделением аналогичных рабочих мест и указанием оцениваемых факторов условий труда согласно приложению № 1 к Порядку;
3) копии документов на право проведения измерений и оценок условий труда Аттестующей организацией (в случае ее привлечения);
4) карты аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению № 2 к Порядку с протоколами измерений и оценок условий труда;
5) ведомости рабочих мест (РМ) подразделений и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда согласно приложениям № 6 и 7 к Порядку;
6) план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации согласно приложению № 8 к Порядку;
7) протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению № 9 к Порядку;
8) приказ о завершении аттестации рабочих мест и утверждении ее результатов.
После проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель направляет перечень рабочих мест, ведомости рабочих мест подразделений организации и результатов их аттестации по условиям труда и сводную ведомость рабочих мест организации и результатов их аттестации по условиям труда, включая информацию об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Документы аттестации рабочих мест по условиям труда рекомендуется хранить в организации в течение 45 лет.
Как снизить расходы на АРМ по УТ ?
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 года N 652 "Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 37, ст.3696) Фонд социального страхования Российской Федерации утвердил Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласованную с Министерством труда и социального развития Российской Федерации (постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 февраля 2002 года № 11).
Согласно Методики скидка устанавливается страхователю Фондом в случае, если значения указанных в п.2 Методики основных показателей страхователя меньше утвержденных в соответствии с п.3 Методики средних значений аналогичных показателей по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности страхователя (в редакции, введенной в действие с 7 августа 2006 года постановлением ФСС России от 20 апреля 2006 года № 49). Размер скидки устанавливается в процентах к страховому тарифу с точностью до целых значений. Условиями рассмотрения Фондом заявления страхователя о предоставлении скидки являются:
осуществление страхователем финансово-хозяйственной деятельности с момента его государственной регистрации в течение не менее 3 лет;
своевременная уплата страхователем текущих страховых взносов;
отсутствие задолженности по страховым взносам.
По каждому страхователю, заявление которого принято Фондом к рассмотрению, рассчитывается размер скидки. Если у страхователя по состоянию на конец предшествующего календарного года уровень проведения АРМ по УТ больше или равен 30% и уровень проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров больше или равен 90%, расчетная скидка, полученная по формуле (2) Методики, может достичь значения 40% и более.
Страхователю, у которого расчетная скидка 40%, скидка устанавливается в размере 40%.
Исполнительный орган Фонда в течение 10 дней со дня принятия решения об установлении скидки направляет страхователю Уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В настоящем уведомлении указывается месяц, с которого изменяется размер страховых взносов (при установлении скидки - с начала текущего года).
С целью уменьшения затрат на АРМ по УТ необходимо воспользоваться «Правилами финансирования в 2008 году и в плановый период 2009 – 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30 января 2008 г. № 43н.
Согласно п.3 указанных Правил «финансирование предупредительных мер осуществляется страхователем соответственно суммам страховых взносов, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) в текущем календарном году.
Размер средств, направляемых страхователем на финансирование предупредительных мер, не может превышать 20 процентов сумм страховых взносов, начисленных за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в предшествующем календарном году. При этом финансирование предупредительных мер осуществляется в пределах ассигнований, доведенных на эти цели Фондом до региональных отделений Фонда».
В п.4 Правил указано: «Страхователь обращается с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган Фонда по месту своей регистрации (далее - исполнительный орган Фонда) в срок до 1 августа текущего календарного года».
К заявлению прилагаются:
план финансирования в текущем календарном году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний (далее - план финансирования) с указанием суммы финансирования по форме согласно приложению к настоящим Правилам;
план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской федерации;
копия акта о результатах проверки государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (в случае проведенной проверки страхователя государственной инспекцией труда в субъекте Российской Федерации).
Дополнительно к указанным документам страхователем представляются документы (копии документов, заверенные в установленном порядке), обосновывающие необходимость финансирования предупредительных мер.
В случае включения в план финансирования мероприятий, предусмотренных в подпункте в) пункта 2 Правил, - копия договора с аккредитованным органом (организацией) на проведение работ по АРМ по УТ, калькуляцию стоимости оказываемых услуг, и копия аттестата аккредитации, выданного органу (организации) на АРМ по УТ с областью аккредитации.
Согласно п.7 Правил «Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансирование предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов, и ежеквартально представляет в исполнительный орган Фонда отчет об их использовании по форме и в порядке, утверждаемыми Фондом.
После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в исполнительный орган Фонда соответствующие документы, подтверждающие произведенные расходы».
Рекомендуемая форма заявления и приказа даны в приложениях 1 и 2 согласно п.1.3 Приказа от 20.02.2008г. Фонда социального страхования РФ «Об организации работы Фонда социального страхования Российской Федерации по финансированию в 2008 году и в плановый период 2009 – 2010 годов предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
О денежных компенсациях за вредность
Согласно письму департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2006 года N 03-05-02-04/143 «Начисление "зарплатных" налогов с выплат за вредность», в соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в частности, связанных с выполнением работником трудовых обязанностей, а также связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
Абзацем девятым статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) предусмотрен самостоятельный вид компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Согласно статье 219 Трудового кодекса, если работник занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, то он имеет право на вышеуказанные компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.
Нормы упомянутых компенсаций действующим законодательством или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не определены. Таким образом, размер компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда может определяться коллективным или трудовыми договорами.
Основаниями для предоставления компенсаций за работу с вредными условиями труда служат результаты АРМ по УТ (наличие вредных производственных факторов, травмоопасных участков, оборудования, показателей тяжести, напряженности трудового процесса и т.д.), которая проводится в соответствии с «Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
ООО "трудовые резервы" www.ohranatruda.jimdo.com