Главный Каталог Статей РФ
85979 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 109 Статистика
Аватар kimberly

Играть в капоэйра

Категория:  Спорт  | Автор:  kimberly | Опубликовано: 06.11.2009

«Я хотел быть танцором и не смог. Сегодня я танцую в капоэйре. Я хотел быть бойцом, и я дерусь в капоэйре. Так как я хотел быть художником, самовыражаться, уважать себя и быть настоящим человеком, я стал капоэйристом».

История капоэйры

Если вам доведется когда-либо услышать странные дребезжащие звуки под аккомпанемент барабанов, колокольчиков и трещоток, то немедленно поспешите туда, откуда они доносятся. Скорее всего, вам посчастливится увидеть, как двигаются в необыкновенном танце-поединке два гибких тела, подчиняясь завораживающему ритму музыки и песне ведущего. Гармония в телодвижениях, удивительные человеческие возможности, демонстрируемые этими людьми, и радость на их лицах подскажут вам: «Это капоэйра!».

Вы соприкоснетесь с волшебным миром афро-бразильского искусства, которое уходит своими глубокими корнями на африканскую землю, в суровые времена работорговли, мореплавания и освоения новых земель.

Вот перед нами Африка, Латинская Америка и человек, который волей всеобщего порядка соединил в себе эти два континента, в результате чего появилась новая форма, известная современному миру под названием «капоэйра». Весь опыт, знания, силы, накопленные людьми и пропитанные духом африканской земли, были перенесены на землю нынешней Бразилии.

Всему этому способствовал переходный период, когда общая картина мира начала меняться… Белые паруса португальских кораблей все чаще и чаще стали появляться в прибрежных водах африканского континента в 16-ом веке.

При одном их появлении местных людей охватывал дикий ужас. Большинство из них уходило далеко в центр джунглей, чтобы спрятаться от посланников ‛Белого духа“. …. Некоторые племена пытались оставаться на берегу, вести переговоры или вступать в смертельную схватку с португальцами. …. Большинство из аборигенов гибло, других же захватывали в рабство. Даже удивительная магия африканцев не могла противостоять смертоносному огнестрельному оружию белого человека. Вести о коварстве и беспощадности "Белого духа" заставляли многих сдаваться без всякого сопротивления.

В 1500 году португальские завоеватели во главе с исследователем по имени Педро Алвесон Кабрал пришвартовали свои корабли у южно-американского побережья, провозгласив эти земли своей колонией.

Африканские рабы стали теми семенами, которые должны были прорости на южноамериканской земле. И хотя в современной Бразилии очень многое напоминает нам об африканских корнях этой культуры, тем не менее, результатом того жестокого завоевания стало формирование совершенно новой, исключительной по своим качествам, традиции.

Здесь были опытные воины и охотники, колдуны и целители, музыканты и рукодельники... Чтобы выжить, волей-неволей, им приходилось объединяться для поисков источников силы в новых местах обитания. Конечно, это были земли, отличные от прежних, но не менее сильные и таинственные.

Невыносимые условия существования, голод и болезни заставляли людей все чаще вспоминать и обращаться к старым способам врачевания, искать помощи и защиты у новых духов и богов. Люди собирались в группы в поисках источника внутренней силы, необходимой для сопротивления плантаторам, и, конечно же, носители духовной традиции составляли ядро этих групп. Создавались магические амулеты для защиты от надзирателей, варилось снадобье, дающее выносливость, которая была так необходима на плантациях под знойным палящим солнцем, проводились обряды почитания новых и старых духов.

Большинство историков предполагает, что именно группа объединившихся рабов «банту» была той средой, в которой родилась капоэйра. Эту группу составляли выходцы из многих регионов Африки, таких как Ангола, Конго и Мозамбика. Они, возможно, и привнесли свои традиции в капоэйру. Хотя современная капоэйра уже давно растворила их в себе, но всё же если быть внимательным, то можно найти поразительное сходство с некоторыми традициями Африки.

В период колониальных войн в Бразилии с 1624 по 1654 годы на территориях, находящихся на северо-восточном побережье, рабы стали предпринимать шаги к возвращению своей свободы. У них появлялось больше удобных случаев для побега, тем более что обремененные войной португальцы уже не гонялись за беглыми. Многие из рабов после побега объединялись и основывали независимые поселения, которые прозвали киломбуш.

Киломбуш сыграли очень важную роль в развитии и формировании капоэйры. Здесь рабы имели больше возможностей следовать своим древним традициям. …. В киломбуш капоэйра развивалась и совершенствовалась с большим уклоном в сторону боевого искусства. Ей предоставлялась возможность показать себя как средство борьбы и продемонстрировать свою внутреннюю силу, которая приводила португальцев в ужас своей неординарной формой.

В таких поселениях можно было обнаружить не только африканскую культуру. Здесь находились остатки разорённых индейских племён или просто отдельные группы рабов, завезенные из других стран. Тут могли быть оставшиеся в живых люди с пиратских кораблей, китайцы, малазийцы или просто пленные, захваченные португальцами за время многочисленных войн. В такой среде капоэйра могла обогащаться элементами из самых различных традиций – как воинских искусств, так и магических ритуалов.

Теперь коснёмся более близких времён, когда капоэйра вышла за пределы киломбуш и отдельных клановых групп и начала распространятся среди простого населения. Она хорошо прижилась в народе и постепенно претерпевала изменения, диктуемые жизненной необходимостью.

В течение первых двух столетий колонизации Португалия совсем не уделяла внимания развитию своих южноамериканских колоний. В основном, она занималась лишь выкачиванием оттуда природных ресурсов. В стране царил хаос, полная разрозненность и отсутствие какого-либо социального и, тем более, экономического порядка. Всё это неминуемо приводило к нищете и взрывоопасным ситуациям. Всё больше и больше нищих и бродяг появлялось на улицах городов, процветали грабежи и разбой.

Именно таких людей вне закона капоэйра притягивала с неимоверной силой. Поэтому города быстро наводнились преступными капоэйристкими группами, и в итоге, в некоторых местах капоэйру стали отождествлять с опасностью. Само слово «капоэйра» стало синонимом слов «бродяга», «бандит», «вор».

Из-за этой ситуации она была заклеймена как отвратительная социальная болезнь, что вскоре привело к серьёзным последствиям и большой путанице.

В 1808г. из Португалии в Бразилию бежал монарх Дон Жуан VI в попытке скрыться от надвигающегося французского вторжения. Для усиления своего влияния новоприбывший монарх начал рушить местные традиции и навязывать свои устои и порядки. Не обошел он стороной и капоэйру. Видя в ней серьёзного врага, он с силой обрушил всю свою мощь на её искоренение, и капоэйра стала одним из гонимых и запрещенных занятий. Вследствие этого капоэйристские группы стали более закрытыми, и возродилась клановость.

Пришедшая благодаря Золотому Указу, отменявшему рабство, свобода, хотя и была долгожданной, но всё же не принесла реального облегчения для рабов. Они не были приняты обществом и вынуждены были влачить жалкое существование как второсортные люди. Ещё более озлобленные и голодные, они отправлялись в большие города в поисках новой жизни, но и там их ждало разочарование. В результате Бразилию захлестнула огромная волна бродяжничества и нищеты. Естественно, что основным орудием, как для защиты, так и для бандитизма, была капоэйра. Всё смешалось в то страшное время – искусство, и разбой. Естественно, что в такой неразберихе правительство ещё больше усилило гонение на капоэйристов, и капоэйра приобрела окончательное криминальное клеймо.

Несмотря на все сложности, капоэйра стала пользоваться популярностью. Ей начали заниматься не только бразильские мулаты, относящиеся к низшему классу, но и люди, принадлежащие к черной и белой расам. Также были отмечены случаи, когда капоэйрой занимались граждане из уважаемых семей, а иногда и заезжие иностранцы. В то время как высший класс колониальной Бразилии обращался к литературе, политике и моде Европы, пытаясь развить в себе интеллект и изысканные манеры, у низшего класса была лишь капоэйра, которая усиливала их тело и дух.

В 1930 году после военного переворота к власти пришел Гетулиу Варгаш. Чтобы заручиться народной поддержкой, новый президент ослабил гонения на популярные проявления негритянской культуры. В их ряды вошла и капоэйра…»

«Капоэйра» Э.Лазаро, Р.Теймозу

Всем, заинтересовавшимся капоэйрой, советуем обязательно прочесть книгу «Капоэйра» Э.Лазаро и Р.Темозу из серии «Боевые искусства планеты». Она будет интересна тем, кто уже познакомился с капоэйрой и тем, кто о ней еще ничего не знает. Книга написана удивительно красивым и свободным языком, насквозь пропитанным поэзией Южной Америки и романтикой капоэйры. «Капоэйра» - редкое сочетание специальной литературы, наполненной огромным количеством интересных фактов и сведений, и увлекательного художественного повествования. Прочитав ее, невозможно не влюбиться в Бразилию и капоэйру.

Знаменитые мастера капоэйра

В 1932 году открылась первая в истории официальная школа капоэйры. Ее основателем был мастер Бимба (Мануэль дус Рейш Машаду). Колоритная фигура мастера Бимбы как бойца и как учителя привлекла много учеников, поддержавших его в стремлении выстроить четкое, доступное и дисциплинированное учение. Он делал все возможное для того, что бы легализовать капоэйру в качестве национального вида борьбы. Бимба разработал стиль, который назывался "Режиунальный стиль Баии", в последствии - "Капоэйра режиунал".

Но Бимба был не единственным в своем стремлении развивать капоэйру. Среди тех, кто получил известность и народную популярность во времена мастера Бимбы, был мастер Паштинья (Висенте Феррера Паштинья). Его школа "капоэйры Анголы" была открыта в 1941 году. Стиль мастера Паштиньи так и называется "Ангола", в честь места на Африканском континенте, откуда привозили рабов. Мастер Паштинья и мастер Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капоэйры. Если Бимба отдавал приоритет боевым аспектам, то мастер Паштинья подчеркивал традиционно ритуальный и игровой характер этого искусства. Внешне по скорости и способу исполнения движений существует разница между двумя стилями. Однако, многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры, не противопоставляя между собой «Анголу» и «Режиунал», и объясняя разницу в стилях лишь способом проявления своего внутреннего состояния посредством движений.

О капоэйре в России узнали в 1994 году, после того, как появился фильм "Только сильнейший" с Марком Дакаскасом в главной роли. Сейчас - это прекрасное искусство прочно прижилось у нас в стране.

Словарь начинающего капоэйриста

О происхождении слова capoeira ученые ведут споры. Некоторые заявляют, что слово означает «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось либо выжиганием, либо вырубкой». В португальском языке, официальном языке Бразилии, слово capoeira означает большую клетку для кур или место, где откармливают кур. Существует также мнение, что capoeira означает «перепархивать, летать с места на место», а также «бороться, драться, бить». Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев.

Rodo de capoeira (игра в капоэйру) проходит в ходе ритуала в кругу. И сам ритуал, и круг носят название roda, что в переводе означает «круг», как в понятии геометрической фигуры, так и группы людей. Roda – праздник капоэйры, на который собираются капоэйристы, чтобы поиграть. Игроки и зрители образуют роду. В «основании» круга располагается bateria (батерия) - оркестр из музыкантов и певцов.

Музыка в капоэйре является одним из наиболее важных элементов. Она создает атмосферу, в которой капоэйрист может наиболее полно и красиво выразить себя. Музыка нужна и для того, чтобы вдохновить игроков на интенсивное взаимодействие, и для того, чтобы успокоить их пыл. Без музыки капоэйра вряд ли возможна.

Berimbau (беримбау) – самый важный музыкальный инструмент в капоэйра. Обладающий гипнотическим звуком, беримбау считается ее душой. Ритуал игры в капоэйра начинается, когда два игрока выходят к оркестру и садятся под беримбау. Один из игроков поет ладаинью (ladainha), традиционную песню для начала игры. Второй игрок может спеть ответную ладаинью, в ином случае первый игрок начинает петь другой тип песни – corrido, песнь для входа в игру. Затем соло передается одному из музыкантов оркестра и начинается игра.

О стиле игры для капоэйристов написано следующее: «…использовать хитрость, коварство, ловкость и технику для того, чтобы «загнать» противника в такое положение, где у него не будет возможности защищаться от последующего удара или подсечки. Пола можно касаться только руками, головой и ступнями. Если игрока сбили с ног подсечкой, и он сел на пол, это приравнивается к дисквалификации. … удары в капоэйра бесконтактны. Намеченный удар, который останавливается в нескольких миллиметрах от цели, более красив, особенно если этот удар привел противника к беззащитному положению. Все удары, уходы, контрудары плавно перетекают в игре один в другой. Предоставляющаяся игрокам свобода импровизировать и создавать разнообразные ситуации делает игру динамичной и неповторимой…»

Мищенко Дмитрий
Инструктор групповых программ, персональный тренер

С 12 лет занимался тхеквондо (оранжевый пояс) и карате (синий). С 19 лет участвовал в соревнованиях по у-шу. Призер кубка Москвы по у-шу. Участник чемпионата России в 2003 году. Капоэйрой увлекся в 1998 году, после посещения мастер-класса бразильского мастера Вагиня. Капоэйра сразу же привлекла Дмитрия как зрелищная спортивная игра, а также музыкой и бесконтактным, неагрессивным стилем. С 2000 он ежегодно посещает мастер-классы ведущих мастеров капоэйра - Вагиня, Бандейро, Бахау, а с ноября 2004 года сам ведет занятия по капоэйра в «Кимберли Лэнд».

Занимаясь капоэйра в клубе можно стать хорошим капоэйристом?

Конечно, чтобы стать мастером капоэйра, нужно посвятить ей всю жизнь, но начать играть можно в любом возрасте. Капоэйра дает возможность каждому проявить свои способности. Тем более что со всеми, кто приходит на занятия в клуб, я всегда с удовольствием делюсь всем, чему сам научился у мастеров. Правда, у моих занятий есть небольшие отличия от их мастер-классов: я даю больше времени на разминку, учитываю возрастной критерий и физические возможности клиентов, стараюсь как можно доступнее и подробнее обучить базе капоэйра.

Впечатляющие результаты у ваших учеников есть?

Смотря, что считать результатом. Если занятия капоэйра приносят человеку радость, повышают его самооценку, дают ему возможность обменяться с другими людьми положительными эмоциями и зарядиться энергией, если после занятий он чувствует себя сильным, смелым и молодым – это прекрасный результат. Те, кто «находит себя в капоэйра», за достаточно короткий срок могут достичь очень хороших результатов. Например, одна из клиенток уже съездила на семинар мастера Банго, где проявила себя как настоящий боец.

Еще очень много перспективных учеников. Всего полгода назад один ученик впервые пришел на занятия капойэра в наш клуб, начал с нулевого цикла, никогда раньше не ходил на аэробные занятия, посещал только тренажерный зал. Сейчас увлеченно занимается не только в основной группе, но и тренируется персонально, и у него очень хорошие показатели.

Какие занятия, групповые или индивидуальные, предпочтительнее для капоэйра?

Во время персональных занятий можно подобрать индивидуально программу для каждого клиента с учетом его возрастных и физических возможностей, а также склонностей - развивать гибкость, тренировать растяжку или делать упор на силовые упражнения.

Но все же капоэйра - это, прежде всего, коллективная игра, и только выступая на публике и соревнуясь с соперником, можно реально оценить свои возможности, понять каких успехов ты добился, а над чем тебе еще нужно как следует поработать. Да и настоящую эмоциональную зарядку от капоэйра получаешь, только играя в группе. Для тех, кто захочет заняться капоэйра в нашем клубе, я советовал бы сначала месяц походить на групповые занятия, а затем начинать совмещать их с персональными.

В чем приходить на занятия? Нужно что-нибудь специальное, необычное?

Подойдет любая, удобная спортивная форма, главное чтобы обувь была на нескользкой твердой, прямой подошве. Настоящие капоэйристы занимаются босиком – это дань традиции и стилю, но для занимающихся в клубе лучше тренироваться в обуви. Есть, конечно, специальная форма, которая продается на мастер-классах – разного цвета, с разными знаками – у каждого мастера своя, но это уже для тех, у кого капоэйра станет образом жизни. Когда проходят семинары и мастер-классы, в конце устраивается праздник – рода. На роду игрокам принято приходить в белой одежде, как символе чистых помыслов.


Иформацию предоставил фитнес клуб Кимберли Лэнд
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Tacitus
Краткая история настольного тенниса Краткая история происхождения и развития настольного тенниса в мире....
Категория: Спорт | Автор: Tacitus | Добавлено: 16.02.2011
Аватар gimnastika
Атлетическая гимнастика, техника безопасности на тренировках. Правила по технике безопасности при работе со спортивными снарядами, на занятиях атлетической гимнастикой и бодибилдингом....
Категория: Спорт | Автор: gimnastika | Добавлено: 12.10.2010
Аватар ecspert82
Чертежи грифа гантели для изготовления Подробное описание, чертежи и схемы Грифа гантели с замками для ручного изготовления....
Категория: Спорт | Автор: ecspert82 | Добавлено: 16.02.2009
Аватар icerink4
Как устроен и работает каток (ледовая арена) Конечно не вызывает сомнения что главным для фигуристов и хоккеистов является их мастерство и опыт, полученные в результате многочасовых тренировок. Однако вряд ли можно недооценить важность качества ...
Категория: Спорт | Автор: icerink4 | Добавлено: 20.03.2010
Аватар ldmcomua
Как правильно покрасить лед и нанести разметку Как правильно покрасить лед на ледовом катке и нанести линии разметки....
Категория: Спорт | Автор: ldmcomua | Добавлено: 22.02.2010
Лучшие авторы
Аватар Павел Скачков
Профессионально занимаюсь массажем.

Читать

Аватар Сергей Носов
Юридическая фирма, имеющая ряд публикация, в том ч...

Читать

Аватар инваполис
Главный архитектор проектов в проектном бюро Инвап...

Читать

Аватар deviceservice.ru
device сервис - ремонт телефонов, ноутбуков, планш...

Читать

Аватар mastitnet
Производитель сосковой резины для доения коров про...

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам