Трехпалубные катамараны, долго не думая, стали называть «тримаранами». Считается, что такое имя судам этого типа, дал наш соотечественник, русский эмигрант и создатель парусных тримаранов в их современном виде - Виктор Четчет. Виктор Четчет во времена первой мировой войны был летчиком и служил в Царской авиации, а после войны эмигрировал в Америку где и жил в Нью-Йорке с 40-х годов до самой смерти. Первые тримараны вышедшие из мастерской в Нью-Йорке были два тримарана Eggnog 1 и Eggnog 2, корпуса которых были выполнены из клееной фанеры, и данные суда достигали длины в 24 фута. В то, не простое время, тримараны не нашли массового использования и популярности, поэтому русскому изобретатели приходилось зарабатывать на жизнь другими талантами.
Истинный интерес к тримаранам возник в 70-х годах прошлого века. Это произошло благодаря следующему: Самое главное – появление углеродных композитных материалов, которые позволяли сделать корпус судна надежнее и легче, второе – тенденции в мире судостроения, благодаря которым пошла мода на мультикорпусные суда. Многих сводило с ума от небольших спортивных катамаранов, развивавших большие скорости, а опытные яхтсмены искали новые типы судов для того, чтобы совершать кругосветки или участвовать в гонках. В современном мире, модернизация технологии строения тримаранов, происходит за счет участий в соревнованиях и гонках. Основной класс гоночных тримаранов – Formula 60. Именно в этом классе, проводится известный яхтенный чемпионат ORMA, наиболее интересное и престижное соревнование мультикорпусных судов во всем мире.
Если говорить о технологиях, то сегодня тримараны, класса Formula 60, в основном строятся на основе углеродных материалов, что существенно облегчает вес судна. Также, конструкторы яхт много экспериментируют с парусами – вид паруса, размер, материал паруса. В результате, при благоприятных условиях, гоночный тримаран сегодня способен развивать скорость до 30 узлов. Гран-при на тримаранах всегда таят опасность как для тримарана, так и для экипажа, ведь даже небольшая ошибка в управлении судном может стать фатальной. Также на ход гран-при может повлиять погода, причем повлиять самым драматически образом. Случается, что уже перед самым финишем, команды теряют шанс на победу из-за ошибок в управлении тримараном.
Верфи, которые строят тримараны гоночного класса, можно пересчитать буквально по пальцам. Строительство парусных тримаранов обычно требует слаженной работы сразу нескольких верфей, которые объединяют усилия своих дизайнеров, архитекторов и непосредственно судостроителей. Французская компания CDK Technologies совместно с VPLP Yacht Design является безусловным лидером в производстве парусных тримаранов.
Первым тримараном, который сошел со стапелей верфи CDK Technologies в 1985 году, был 23 метровый Poulain. Сегодня трехпалубное судно Poulain носит новое название Idec и примечателен тем, что вот уже 20 лет ходит по морям и океанам, до сих пор одерживает победы на различных гонках и соревнованиях. Poulain за свою долгую жизнь был неоднократно перестроен и модернизирован и в настоящее время, до сих пор ходит под парусом, доказывая надежность технологий применяемых в CDK. Поддержанные же парусные тримараны уходят по цене от полутора миллионов евро и гораздо больше. Покупка тримарана – это не самая затратная часть, ведь парусный тримаран требует особого отношения, гоночный тримаран нужно где-то бережно хранить и постоянно обслуживать, что стоит достаточно не малых средств.
Денис Моргулис, Источник: Гоночные яхты Ссылки: Статьи о катерах и яхтах , YachtPedia - морская энциклопедия