Борис Грумбков: скандал со Лжедмитрием до сих пор неразгадан
Один из самых ценных экспонатов Рыцарского зала петербургского Музея артиллерии в Петербурге - это оплечья и набедренники Лжедмитрия I. Ощутимое напоминание о трагической, скандальной, загадочной странице русской истории. Мы вспомнили с генеральным директором старейшего российского печатного издания, образцовой петербургской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Борисом Грумбковым любопытные детали тех лет.
На уроках истории нам рассказывали, начинает Борис Грумбков, что в начале XVII века в Речи Посполитой появился некий человек, выдававший себя за царевича Дмитрия - младшего сына Ивана Грозного, будто бы чудом спасшегося от рук убийц. Официальная историческая наука утверждает, что это был беглый монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Фаддей Венедиктович Булгарин в своем первом русском историческом романе «Дмитрий самозванец» так и не даёт точного ответа, кто же на самом деле был человек, которого теперь называют Лжедмитрием, отмечает Борис Грумбков.
Дерзкий самозванец под звон церковных колоколов и народную радость весело и бескровно, однако не без скандалов, вступил в Москву как правитель русского царства. Управлял страной одиннадцать месяцев в 1605 - 1606 годах и был свергнут и убит заговором бояр под руководством Василия Шуйского.
Так вот на тех самых доспехах изображены герб и большая печать Московского государства времен Ивана Грозного, что указывает на их принадлежность царствующей особе. Единственным монархом, который мог носить такие доспехи в начале XVII века, был мнимый царь Лжедмитрий I. Борис Годунов или Василий Шуйский были людьми глубоко православными, они бы не стали заказывать «поганый» западноевропейский доспех и создавать скандал.
Есть ещё версия, - указывает Борис Грумбков, - что доспехи принадлежали принцу Речи Посполитой Владиславу. Но это вряд ли. Доспехи рассчитаны на взрослого коренастого мужчину. Таким был Лжедмитрий, как утверждают современники. Доспехи заказали в Милане, хотели сделать подарок, а может, он сам заказал: достоверно неизвестно.
Зачем вообще Лжедмитрию потребовались парадные рыцарские доспехи? Известно, - поясняет Борис Грумбков, - что он хотел устраивать в Москве рыцарские турниры. Самозваный царь не был чужд забав, присущих западноевропейским рыцарям, впрочем в несколько восточнославянской манере и со скандальным оттенком. Например, «потешный» штурм снежной крепости. Ее как бы защитниками были москвитяне, а осаждали сам Дмитрий с тремястами телохранителями и тремя ротами польских всадников.
В общем, пока доспехи ковали, Лжедмитрия убили. Даже неизвестно, заплатили ли мастеру. Может и не заплатили, потому что доспехи остались в Западной Европе. А в Российскую империю в 1870 году их доставил коллекционер произведений искусства, меценат и дипломат Александр Базилевский. Он передал их в дар Александру II. Оттуда реликвия попала в Эрмитаж, затем в 1930-е годы оказалась в Музее артиллерии.
Кираса от доспеха как-то оказалась в Чикагском институте искусства. Американские учёные согласны, что она предназначалась Лжедмитрию I. Элементы декора совпадают, единственное отличие: наши предметы сохранили позолоту, а чикагские очищены до белого металла. Видимо, доспехи начали ржаветь, их стали чистить, позолота слезла. Где оставшиеся части костюма (перчатки, шлем, сабатоны), исторической науке, по словам Бориса Грумбкова, неизвестно.
Борис Грумбков: Лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга в области журналистики (2019) как автор идеи и куратор просветительского проекта «Лекторий» главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости».