Эффективность афинской демократии
Реформы Клисфена
Установление традиционных институтов афинской демократии связано с именем Клисфена. Клисфен был древним афинским законодателем, которому приписывают реформирование конституции древних Афин и приведение его в демократическую основу в 508 г. до н.э. За эти достижения историки называют его «отцом афинской демократии». Он был членом аристократического клана Алкмеонидов. Политик провёл преобразование территориального устройства полиса с целью ослабить позиции аристократии и не допустить доминирование одной партии. Так же он провёл реформу управления. В Буле (государственном совете) коллегии представителей (пританеи) от каждой области управляли государственными делами по очереди. Главы пританеи избирались ежедневно при помощи жеребьёвки, чтобы не допустить контрацепцию власти в одних руках. Сам же состав пританей определялся при помощи голосования. Кроме того, Клисфен учредил “Суд черепков” в котором участвовали простые граждане. Функцией этого суда было изгнание из государства лиц, которые подозревались в симпатиях к тирании и желании её установить. На каждом заседании на суд выносилось несколько подозреваемых, и граждане писали имена тех, кого они считали нужным изгнать, на черепках. Таким образом, к власти не мог прийти тиран никаким путём, а народ мог напрямую участвовать в суде и управлением государством. А в политическую жизнь были вовлечены все граждане полиса, и заинтересованность в ней была выше, чем в современном мире. Но из-за “Суда черепков” полис лишался порой талантливых людей, а из-за жеребьёвки мнение большинства не учитывалось и управляли государственными делами люди не дольше дня, что делало невозможным выполнение всей их программы.
Греко-персидские войны
Греко-персидские войны показали положительные и отрицательные качества демократии Афин в борьбе с тиранией Персии. Победа под Марафоном засвидетельствовало о жизнеспособности нового политического строя Афин. Более того, следует выделить введение Аристидом в эту эпоху гуманной меры, согласно которой множество обедневших за время войн афинян не лишались своих политических прав с переходом в более низкое сословие благодаря снижению имущественного ценза для занятия политических должностей. Аристид - государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн (500—449 годов до н. э.). Свою политическую деятельность Аристид начал, будучи сторонником реформатора Клисфена из рода Алкмеонидов. Позже он отошёл от группировки Алкмеонидов и занял позицию политика вне группировок — позицию уникальную, отличавшую его от всех остальных государственных деятелей его времени. Причиной восхищённого удивления современников была справедливость Аристида — он всегда ставил общегосударственные интересы выше личных и групповых. Однако в тот же период произошёл важный эпизод, связанный с действиями одного из стратегов, Мильтиада. Он имел довольно мощную народную поддержку, так как во многом победа при Марафоне являлась именно его заслугой. Однако затем он, будучи бывшим тираном Херсонеса, воспользовался этой поддержкой в своекорыстных целях и провёл неудачную атаку на остров Парос, за что афиняне подвергли его суду. Во время греко-персидских войн произошли преобразования Фемистокла. Фемистокл по отцу принадлежал к достаточно известному роду, но мать его была уроженкой одного из полисов Малой Азии, поэтому мальчика с детства часто попрекали низким происхождением, зачастую не признавая его полноправным афинским гражданином. Сам факт того, что человек абсолютно неблагородного происхождения смог обрести настолько большой политический вес, говорит о степени развития афинской демократии в этот период. Он сумел убедить афинян направить большой объём денег на строительство и перевооружение флота. Именно при нём Афины стали морской державой. Из этого всего можно сделать вывод, что каждый мог обрести политический вес, но авторитетные лидеры могли использовать доверие народа в корыстных целях. Позже, чтобы не допустить этого проводились дополнительные реформы.
Становление Перикла лидером афинского народа
Несмотря на всё усиливавшуюся гегемонию демократических Афин, которая доказывала эффективность их политического строя, внутри государства по-прежнему существовали две противоборствующие силы — сторонники аристократии и демократы. Ситуацию разрешил Перикл (афинский государственный деятель, знаменитый оратор и полководец). В начале политической карьеры Перикла его главным соперником был полководец Кимон. Последний был представителем партии аристократов, а потому Периклу, чтобы надеяться на успешную политическую карьеру, было необходимо возглавить демократов, хотя сам он также был благородного происхождения. В борьбе с Кимоном Периклы использовал два обстоятельства. Перикл установил жалованье для присяжных галиэи и других должностей в демократических органах власти. Так как многие члены галиэи и экклесии были представителями небогатых сословий, нововведения Перикла сделали их его верными сторонниками, он обретал всё больший политический вес. Также Перикл устраивал раздачи средств на развлечение и публичные мероприятия. Вторым обстоятельством была симпатия Кимона к Спарте, что привело к суду над ним и к изгнанию. Благодаря этому, Перикл стал лидером афинского народа. Перикл как и Клисферн был благородного происхождения, но также стал великим демократическим деятелем, что показывает высокий уровень эффективности демократического режима.
Пелопоннесская война
Пелопоннесская война стала состязанием олигархического строя Спарты и демократического Афин. Изначально преимущество на море и в обеспечении войск имели Афины. Но именно демократический метод принятия решений через народное собрание затруднил управление армией и флотом. В это время был смещён, а затем и умер Перикл. Лидерами начали становиться демагоги, которые в своих речах потакали толпе и зачастую были выходцами из народного собрания, реже из Совета пятисот. Это крайне негативно сказалось в том числе и на ходе Пелопоннесской войны, так как теперь стратеги не могли действовать по своему усмотрению, а должны были ждать указаний демагогов, которые репрезентировали волю демоса. Неудачи в войне показали ненадёжность принятие стратегических и тактических решений демократическим путём, по сравнению с олигархическим.
Сравнение афинской демократии с современной
Ключевая разница между афинской и современной демократией в том, что афинская была прямой, а современная представительской. В прямой демократии народ напрямую взаимодействует с властью, в представительской выбирает посредников, представляющих его. Сравнивая современную демократию и афинскую, можно найти множество схожих черт. Так, в обоих случаях во власти самое главное значение имеет народ, законодательная власть состоит не из одного человека, а из собрания людей. Но судей в Афинах избирал сам народ, а в США их назначает правительство. Также в Афинах в создании законов принимали участие сами граждане, тем временем как в США, Швеции и России этим занимается парламент, избираемый гражданами. Поэтому, граждане Афин были более вовлечены в политическую жизнь. Стоит отметить, что в современном мире, способ принятия законов как в Афинах невозможен из-за большой численности населения. Исполнительная власть в Афинах принадлежала совету пятисот, состав которого избирался по жребию из людей, выбранных народом, а в современной демократии власть принадлежит небольшому числу людей или одному человеку, избранным народом. Исполнительная власть в современном мире, показывает себя лучше и надёжнее, чем афинская, которая состояла из 500 человек, так как один человек или небольшая группа людей быстрее принимает решения. Большое различие между современной демократии и демократии в Афинах является категории населения, которыми являются гражданами. В современных демократических странах гражданами являются всё совершеннолетнее население: как и мужское, так и женское. В Афинах же гражданами считались, только мужское население от 30 лет, имеющее афинское происхождение, не являющееся рабами. Это показывает, что у современного населения группа граждан, существенно больше.
Таким образом, современная демократия превосходит афинскую своей надёжностью, а современное население, являющееся гражданами, больше, чем в Афинах. Но у афинской демократии также есть свои плюсы: большая вовлечённость в политику и прямое управление страной гражданами. По-моему мнению современный демократический режим лучше, так как он надёжен, хоть при нём люди не управляют страной напрямую.
Заключение
Таким образом, демократия позволяла народу управлять государством. Политические деятели, такие как Фемистокл, хоть и происходили из низших слоёв общества, получали шанс управлять страной и проводили полезные реформы. Несмотря на своё аристократическое происхождение, представителями демократической партии становились хорошие политики (Клисфен, Перикл), что также доказывает эффективность демократического строя. Но присутствовал и ряд проблем у демократии. Из-за боязни тирании, народ не мог доверить управление одному человеку, что в некоторых ситуациях приводило к поражению, или наоборот, народ, доверяя харизматичному лидеру, не знал о его корыстных амбициях до тех пор, пока это не было слишком поздно. Кроме того, принятие решений демократическим путём было крайне медлительным способом управления страной. Но всё же афинская демократия была эффективным метод управления государством, при этом режиме Афинский полис достиг многих побед, которых было гораздо больше, чем поражений. А политика играла большую роль в жизни граждан, они больше были вовлечены в неё, чем люди в современном мире при существующих демократических режимах. Но современный демократический режим лучше из-за более эффективно й исполнительной власти и большей группой граждан среди населения.
Современным политикам следует уделить внимание вовлечённости в политическую жизнь у людей и сделать так, чтобы граждане могли напрямую управлять страной. Ведь чем больше людей вовлечены в управление страной, тем лучше у страны будущее. Это возможно за счёт введения ежедневного онлайн голосования, на котором будут приниматься или отклоняться законы, а парламент будет их создавать или дорабатывать.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Афинская_демократия