Главный Каталог Статей РФ
87238 авторов, размещено 47366 статей, сейчас на сайте пользователей: 258 Статистика
Аватар Колотило

Легенда Толстовского дома

Категория:  История  | Автор:  Колотило | Опубликовано: 30.09.2009

Дом с привидениями

Доходный дом графа М.П.Толстого – крупнейшее и самое выдающееся сооружение гениального мастера северного модерна архитектора Фёдора Лидваля.

Толстовский дом – один из символов эпохи модерна в Санкт-Петербурге. Его очарование и романтизм всегда притягивали людей творческих и неординарных. В разное время его жители – это писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, поэт Евгений Рейн и  художник Михаил Шемякин, маэстро Марис Янсонс и  певец Эдуард Хиль, балерина Ирина Колпакова и руководитель Михайловского театра Владимир Кехман, экономист Михаил Маневич и художественная гимнастка Татьяна Сац…

В этом доме снимали эпизоды многих фильмов: «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (где дворы Толстовского дома изображали улицы Лондона), «Зимняя вишня», «Вам и не снилось», «Рождённая революцией», «Бандитский Петербург»…

Во дворах Толстовского дома в разное время можно было видеть идущих в гости к    друзьям или просто гуляющих Анну Ахматову, Иосифа Бродского, Дмитрия Бобышева, Сергея Довлатова, Александра Розенбаума, Валерия Гергиева, Аркадия Райкина, Алису Фрейндлих, Георгия Товстоногова, Ирину Мазуркевич, Олега Басилашвили, Сергея Мегицко, Михаила Боярского, Ларису Луппиан…

В Толстовском доме, имеющем богатейшую историю, -  самые престижные квартиры в Санкт-Петербурге. Как говорят англичане: «Недвижимость только тогда может стать элитной и дорогой, когда она имеет историю». Можно добавить, что гораздо лучше, если это сакральная история. Как заметил ещё Оскар Уайлд – дома с привидениями стоят  намного дороже.

 Легенда Толстовского дома.

В сакральной географии каждого приличного старого города есть нехорошее место, связанное с нечистой силой. Толстовский дом – это город в городе и у него тоже есть место, где по преданиям и рассказам старожилов скапливается негативная энергия, куда стекают душевные болезни всего дома, как в Риме в «Клоаку Максиму» стекают нечистоты и мерзости всего города. О такой нехорошей квартире Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» писал: «Надо сказать, что квартира эта - № 50 – давно уже пользовалась если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией».

 Нехорошая  «булгаковская»  квартира имела № 50семь комнат и  была расположена на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии нечистой силы нехорошая  «толстовская» квартира имеет № 60, восемь комнат и расположена на шестом этаже шестиэтажного дома.

 С момента постройки дома в ней, как и писал Булгаков «началось чёрт знает что». С тем или иным жителем окаянной квартиры обязательно происходили непонятные для окружающих метаморфозы: он становился агрессивным, заносчивым, завистливым и злобным. Если говорить кратко, то превращался в «городского сумасшедшего». Его люмпенские претензии на аристократизм вызывали брезгливое отношение окружающих и нежелание общаться. Его «шариковские» рассказы о  «хорошем образовании» вызывали недоумение и желание как можно меньше соприкасаться с подобным «образованцем». Как правило, все  «образование» очередного «Шарикова» на протяжении нелегкой жизни дома проявлялось в многочисленных доносах.

 Мало того, к тридцатым годам ХХ века «начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать» ( М.Булгаков ), а из Домовой книги 1929-1930 годов, хранящейся в Городском архиве на Варфоломеевской улице, вся нехорошая квартира вместе со всеми её жильцами бесследно исчезла. Эти данные не стёрты и не вырваны из книги вместе со страницами (все страницы на месте). Они просто необъяснимым образом исчезли ! Исчезновения людей из этой квартиры происходили многократно аж до нашего времени.         

 Проклятия оболганных в доносах соседей, все ухудшали и ухудшали ауру нехорошей квартиры.

К началу XXI века в нехорошей квартире жил очередной «городской сумасшедший»! Эту роль добровольно принял на себя некий господин Ш., терроризируя наветами жителей, а также многочисленные муниципальные службы и государственные органы. Даже  его фамилия жильцам Толстовского дома казалась производной от английского слова «чёрт». В большой коммунальной квартире он проживал вместе с соседом, как Стёпа Лиходеев и Михаил Берлиоз из «Мастера и Маргариты», произвольно поделив её на две части. Другие жители или оказались в сумасшедшем доме, или как обычно для этой квартиры бесследно исчезли.

 Смыслом своей жизни «городской сумасшедший»  вместе со своей сожительницей, подозрительно напоминающей булгаковскую Аннушку Чуму, совершенно искренне считали открытое доносительство, стукачество и кляузничество, гордясь незавидными ролями пасквилянтов. Так и жил «городской сумасшедший», окружённый всеобщей ненавистью и презрением соседей из других квартир.

Спасибо ему за все!

Кого-то же должны ненавидеть и презирать!

  На пути в будущее

 Толстовский дом тем временем продолжает свою жизнь как обьект сакральной географии Санкт-Петербурга. Впереди исследования и работы по его сохранению, реставрации и формированию охранной зоны, музеефикация  некоторых его элементов и создание музея «Толстовский дом». Впереди его ждут новые  события, которые обогатят этот историко-культурный организм, ведь он ещё очень молод,  в 2010 году  исполнится всего лишь сто лет со дня начала его строительства. Он продолжает выступать не только как пространственно-временной урбанистический феномен, но и как феномен мира ценностей,  норм и верований, находясь на пересечении сакральных осей Санкт-Петербурга. Может быть именно благодаря такому географическому положению Толстовский дом так притягателен для деятелей кино, телевидения, литературы, музыки, живописи, скульптуры, балета, шахмат, художественной гимнастики…  

  Литература.

 

1. Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода.- Л.: Изд. «Сеятель», 1925.- 148 с.

2. Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала ХХ века./ Авторы-составители Исаченко В.Г., Кириков Б.М., Фёдоров С.Г., Гинзбург А.М. – Л., 1982.

3. Исаченко В.Г., Оль Г.А. Фёдор Лидваль.- Л.: Лениздат, 1987.- 97 с.

4Кириков Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома.- Изд.3-е.- СПб.: Издательский дом «Коло», 2008.- 576 с.

5. Колотило М.Н. Толстовский дом архитектора Фёдора Ивановича Лидваля: история, современность и проблемы/ Курсовая работа за 2-й курс/ Научный руководитель А.Л.Пунин. Факультет теории и истории искусств  Санкт-Петербургского гос. академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.- СПб, 1997-1998 учебный год.- 45 с., илл. (рукопись).

6. Кудашев Б.М. Вдоль реки Фонтанной: Восемь маршрутов по набережным Фонтанки. Путеводитель.- СПб.: Северо-Западный научный методический центр, 1997. С. 123-124.

7. Лидваль Ингрид. Русская семейная хроника / Публикация М.Г.Талалая, послесловие Б.М.Кирикова //  Невский архив: Историко-краеведческий сборник. - М.-СПб.: «Феникс», 1993. С.65-87.

8. Лисовский В.Г. Мастер петербургского модерна: страницы творческой биографии Ф.И.Лидваля.// Строительство и архитектура Ленинграда. 1980, № 1.

9. [Оль А.А.]  Ф.И.Лидваль.- СПб, Изд. «Товарищество Р.Голике и А.Вильборг»,1914.

 


Колотило Марина Николаевна. Искусствовед, член Творческого союза  «Ассоциация искусствоведов» (с 2002 г.), председатель правления ТСЖ «Толстовский дом» (с 2009 г.), действительный член Русского географического общества (с 2009 г.).  
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар certus
Весы. История возникновения весов Первое упоминание о весах относится к шестому тысячелетию до нашей эры. Предполагают, что весы в виде равноплечего коромысла с подвешенными чашками появились впервые в Древнем Вавилоне и Египте. в вид...
Категория: История | Автор: certus | Добавлено: 10.03.2009
Аватар juristgid
Российские газеты и журналы начала 19 века В 1801 году на престол взошел император Александр I и после эпохи деспотизма Павла I общественная жизнь несколько оживилась. При дворе вслух произносились либеральные идеи, а положение прессы и литера...
Категория: История | Автор: juristgid | Добавлено: 07.12.2009
Аватар Flames___007
Эффективность афинской демократии Афинская демократия – уникальное явление в истории. Наши предки ещё в 594г. до н. э. смогли создать систему правления, аналогичную нашей. Кроме того, древние афиняне скорее назвали бы американскую и а...
Категория: История | Автор: Flames___007 | Добавлено: 21.04.2021
Аватар samovary
Самовары Баташевых Самовары Баташева охотно раскупались на ярмарках, базарах и по всей России, так как были относительно не дорогими и хорошего качества....
Категория: История | Автор: samovary | Добавлено: 16.11.2010
Аватар NT_Stalker
История Брянска Брянск - ныне крупный областной центр с почти полумиллионным населением. Город бурно разросся. У него большой промышленный, научный и культурный потенциал. ...
Категория: История | Автор: NT_Stalker | Добавлено: 01.03.2008
Свежие комментарии
Ну, вот это я понимаю, настоящая инструкция для тех, кто хочет не просто «привет, как дела», а чтобы дамы сами в личку ломились! Как говорится, техник...

Читать >>

Куклы-обереги действительно имеют глубокий символизм и интересную историю, которая часто теряется в современных интерпретациях. Например, многие не зн...

Читать >>

Полностью поддерживаю подход, описанный в статье! Рисование — не просто творческое занятие, а ключевой инструмент для развития ребёнка. Как детский пс...

Читать >>

Интересная подборка ошибок, но не могу не высказать скепсис по поводу части рекомендаций. Например, о зарядке только до 80% — это логично с техническо...

Читать >>

Работал соцработником пару лет, и вот что не написали: это не только помощь людям, но и куча бумажек, отчётов и согласований. Бывает, половина времени...

Читать >>

Лучшие авторы
Аватар PokerPro
Играю в покер в свободное время.
Являюсь админи...

Читать

Аватар polvad
Люблю читать книги.

Читать

Напишите нам