Пригласили китайца? Теперь следите за ним!
Недавно один петербургский туроператор был оштрафован управлением Федеральной миграционной службы на 400 тысяч рублей. Оштрафован за то, что два китайца, которым фирма оформляла туристические визы и бронировала гостиничные номера, не только любовались музеями Москвы и Петербурга, но и провели деловые переговоры. При выезде из России оказалось, что один из туристов по этой причине на пару дней просрочил визу…
Руководство туроператора в шоке. И не только потому, что гость не обратился за продлением визы. Турфирме непонятен сам подход УФМС. Получается, к каждому туристу, из какой страны он бы ни прибыл, нужно приставлять по соглядатаю и в обязанности «надзирателя» вменять неусыпное бдение. А вдруг отдыхающий прикинется заболевшим и вместо запланированного Эрмитажа отправится на деловые переговоры…
Туроператор не считает себя виноватым, поэтому обратился к юристам и написал жалобу руководству УФМС. Как считают адвокаты Петербурга, федеральной службе в таких ситуациях следовало сначала доказать, что принимающая сторона заведомо знала о несоответствии целей прибытия приехавших иностранцев первоначально заявленным.
В УФМС стоят на своем: дескать, принимающая сторона должна контролировать соблюдение условий пребывания иностранцев в России.
Вполне понятно, почему миграционная служба решила взвалить всю ответственность не на китайских граждан как непосредственных нарушителей, а на российского туроператора. Так и бюджетную казну на приличную сумму можно пополнить, и с китайским внешнеполитическим ведомством отношения не обострить. Ведь известно, насколько остро китайские власти отреагировали на снос Черкизовского рынка.
Пока туроператор ведет переписку с миграционной службой и готовится раскошелиться на судебные расходы, предлагаю поразмыслить над проблемой в целом. С одной стороны, принимающая сторона, конечно, должна нести свою меру ответственности за приглашение иностранцев. Иначе получается какая-то анархия: пригласил, а там хоть трава не расти. С другой стороны, похоже, наша бюрократия доводит порой ситуацию до абсурда.
В конце концов, за пару дней задержки пребывания в России и за факт деловых переговоров, если они в данном случае противоречили нашему законодательству, ответственность должны нести сами иностранцы. Как дееспособные люди, осознающие, что они делают. Иначе, на самом деле, турфирмам к каждому туристу нужно приставлять соглядатая с правами, запрещающими общаться без разрешения оного.
Прибыл в Петербург, допустим, знойный мулат с Багамских островов, и туроператор в панике: не иначе как оффшорная компания создается. Приехал турок: ага, наверное, на Апраксин рынок хочет шмотки втюхать…
Причем абсурд может коснуться не только турфирм, но и предприятий из других сфер экономики. К примеру, приехал иностранец на деловые переговоры, честно об этом заявил, но вот захотелось ему в свободное от переговоров время заглянуть в Эрмитаж или Русский музей. В итоге он автоматом попадет в нарушители? А что: заявлял о бизнес-целях поездки, а на деле оказался туристом. Грустновато как-то получается…
адвокаты Петербурга: юруслуги, представление в государственных органах, консультации, доменные споры.