Когда мы говорим об освоении Арктики или полетах в космос, где люди вынуждены находиться в экстремальных обстоятельствах, то зачастую забываем, что проверку на прочность проходят не только они, но и помогающая им техника. Там обкатываются новейшие технологии, проходят проверку на прочность инженерные идеи, причем эта проверка становится буквальной. Выдержит металл, не сломается ли, не деформируется под воздействием экстремальных температур и условий, которые в повседневности трудно представить.
Именно разработкой и производством таких сплавов, которые бы обеспечивали работу техники в критических обстоятельствах, и занимается компания «Технологии Специальной Металлургии», официально называющаяся малым инновационным предприятием при Национальном исследовательском технологическом университете (МИСиС).
Как рассказал генеральный директор компании Александр Михайлов, специалисты фирмы, а в ней работают всего 15 человек, при разработке сплавов исходят из критериев заказчиков. Те же, в свою очередь, зачастую сначала создают на бумаге новую технологию, а уже потом начинают решать, как воплотить ее в жизнь – притом, что материалов для нее порой еще не существует в мире. Так, по словам Михайлова, действуют, в частности, инженеры в космической отрасли, с которой «Технологии специальной металлургии» сейчас намерены сотрудничать. Речь идет о SpaceX Илона Маска: «Технологии Специальной Металлургии» готовятся выйти на мировой рынок и уверены, что смогут воплотить в жизнь материалы, соответствующие требованиям американских инженеров.
Задел для этого уже создан: так, в рамках сотрудничества с МИСиС и НПО «Сатурн», специализирующемся на производстве двигателей, компания разработала уникальный «три в одном» сплав, отвечающий одновременно условиям Крайнего Севера и длительной работы в морской воде. Из этого сплава сейчас создаются лопатки для турбин, используемых на арктических буровых установках. Такой легкий сплав, работающий одновременно в агрессивных условиях морской воды и холода, способен выдерживать температуру до 1200 градусов по Цельсию. Его также планируют адаптировать и для самолетостроения, в частности, для газотурбинных двигателей самолетов-амфибий и экранопланов.
Важное достижение инженеров компании «Технологии Специальной Металлургии» здесь заключается в том, что сплав вышел универсальным: в отличие от существующих аналогов его можно использовать в разных сферах, тогда как существующие материалы применимы лишь в какой-нибудь одной из них – авиации, на морских буровых платформах и т.д.
Легкость сплава – его важное отличительное качество, однако добиться этого получается не всегда. Так, компания создала материал, выдерживающий еще более высокие температурные нагрузки: у этого материала, по словам Михайлова, в мире пока нет аналогов. Однако он оказался тяжелым, что не помешало найти ему применение в военной авиации, предъявляющей особые требования к сплавам.
Впрочем, зачастую инновационные разработки связаны не только с созданием ранее не существовавших материалов, но и с внедрением более дешевых металлургических технологий. Компания получает преимущество, удешевляя процесс производства уже присутствующих на рынке сплавов за счет снижения затрат материала, электроэнергии или времени производства, быстрее конкурентов выполняя заказы.
С одной из подобных инновационных технологий, разрабатываемой в рамках федеральной целевой программы, компания сейчас намерена стать резидентом «Сколково». Если традиционно в металлургии сначала получают слиток, а уже потом превращают его в тонкий пруток на специальном прокатном стане, то «Технологии Специальной Металлургии» разработали процесс, при котором можно обойтись без промежуточной стадии слитка. Особенно это важно для сплавов, которые не поддаются традиционной обработке из-за своей твердости.
Описывая достижения компании, ее гендиректор подчеркнул, что она готова на равных конкурировать с зарубежными фирмами – и, возможно, скоро в вызывающих столь большой интерес в мире ракетах Маска будут использоваться российские высокотехнологичные разработки.
Ссылка на сайт компании Ссылка на исходный материал