Elearning или электронное обучение
Проблема, на самом деле, важная и не такая простая как может показаться с первого взгляда.
Попробуем разобраться в чём тут дело, и хотя бы наметить в первом приближении пути её возможных решений.
elearning (сокращение от англ. Electronic Learning).
Вопрос №1
Правомерно ли применять термин elearning?
На наш взгляд, подобный термин применять нельзя. Ибо не может быть обучения электронного, как равно протонного или нейтронного.
Прилагательное "электронное" - лишнее. Применяем лезвие Окама. Остаётся только термин "обучение".
Некоторые могут мне возразить, мол зачем переводить английское словосочетание на русский язык, давайте, мол, будем использовать термин "elearning", и никаких проблем!
С таким мнением я позволю себе не согласиться. Так как все мы русские люди, и привлекать какие-то термины Запада без их перевода и критического к ним отношения нам не стоит.
Вопрос №2
Существует ли вообще такая форма обучения, как elearning, или нет?
Здесь я отмечу две основные тенденции.
Часть специалистов считают, что, действительно elearning имеет место быть.Тут не поспоришь, есть и оно и баста!
Остановимся более подробно на второй точке зрения, носителем которой я являюсь.
Elearning нет и быть не может. Так как есть ОБУЧЕНИЕ, есть его ФОРМЫ, есть СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. В так называемом elearning основными и ведущими СРЕДСТВАМИ выступают информационные технологии.
Стоит ли из-за перевеса информационных технологий, как средств, переименовывать обучение в elearning? Думается, что нет.
К примеру, в очном обучении, мы можем без проблем применять интернет или мультимедиа, но не становится же оно каким-то особенным!
В заочном обучении дела обстоят точно так же. В дистанционном вообще информационные технологии - ведущее средство.
В настоящее время информационные технологии бурно развиваются и так же активно внедряются в нашу жизнь. Естественно, информационные технологии должны занять своё место и в системе образования, в учебно-воспитательном процессе.
Но IT, на наш взгляд, являются всего лишь современным средством обучения, не более того. В своё время учителя в школах поголовно увлекались ТСО, но не стали же от этого обучение переименовывать, скажем проекторное или кодоскопное!
Время идёт, меняются поколения, меняются технологии, приоритеты в применении тех или иных средств так же меняются. Один тип обучения сменяется другим. Одно становится классическим, другое современным. Были времена, когда основным источником информации было слово учителя, наступили новые времена, появилось печатное слово.
И учебник стал одним из ведущих средств обучения. Точно так же и сейчас. Весь объём информации "перенесен" во всемирную паутину. Наши с Вами ученики черпают информацию из Internet, CD, телевидения и т.д.
Но обучение осталось обучением! Не стало же оно каким-то особенным, что ли!
Но! Теперь самое интересное!
Мы живём в переходный период, как мне лично кажется, когда чаша весов колеблется между классическими средствами обучения и информационными технологиями.
Думается, что в этот сложный период нужно найти "золотую середину" в применении тех и других средств.
Никто же не станет спорить, что роль учителя незаменима компьютером!
Вот именно поэтому и возникает соблазн отграничить друг от друга эти две чаши весов - обучение классическое и обучение средствами информационных технологий, именно поэтому и возникает соблазн ввести новый термин, например elearning!
С одной стороны, это правильно. Что бы в головах не возникало путаницы. С другой, в корне неверно, так как обучение не стало от применения информационных технологий чем-то особенным.
elearning, на наш взгляд имеет место только в том случае, если место преподавателя занимает компьютер. Компьютер в этом случае организует учебно-познавательную деятельность учащихся.
Но, нам представляется более правильным в этом случае применять термин "компьютерное обучение" вместо пресловутого elearning.
Автор: Владимир Александрович Кузьмин Источник: Дистанционный репетитор