Электронное обучение в дополнительном профессиональном образовании
Категория: Образование
| Автор: pachkoriyaceh
| Опубликовано: 09.08.2010
Зарубежный опыт показывает, что комплексные программы электронного обучения, — хороший инструмент для реализации идеи непрерывного образования, то есть образования на протяжении всей жизни, позволяющего специалисту постоянно поддерживать свой профессиональный тонус, повышать квалификацию или проходить переподготовку по мере необходимости.
В Европе, где университетские проекты электронного обучения в большинстве случаев активно поддерживаются государственным финансированием, их глобальная миссия декларируется как обеспечение доступности образования, предоставление возможности включиться в образовательный процесс любым категориям взрослого населения независимо от их жизненных обстоятельств.
Внедрение электронного обучения может стать хорошим источником дохода для вуза при реализации курсов повышения квалификации, подготовки абитуриентов или курсов по отдельным предметам для индивидуального обучения. На этих программах обучаемые изучают материал самостоятельно с помощью электронных курсов, выложенных на сайте, имеют возможность в дистанционном режиме получать консультации преподавателей и только на сдачу итоговых зачетов и экзаменов приезжать непосредственно в вуз.
Дополнительное профессиональное образование, реализуемое посредством электронного обучения, является востребованным для многих социальных групп населения. К их числу относятся специалисты, нуждающиеся в повышении своей квалификации, стремящиеся найти или сменить профессию, а также люди с ограниченными физическими возможностями, которым средства электронное обучение позволяют получать высшее образование, не выходя из дома. С помощью комплексных программ электронного обучения не потерять, а развить свои профессиональные навыки или приобрести новую специальность могут молодые мамы в декретном отпуске, представители малого и среднего бизнеса, не имеющие средств и времени на дорогостоящие очные бизнес-школы, работники промышленных предприятий работающие в посменном режиме, военнослужащие – контрактники и т.д.
Для этих категорий обучаемых наиболее важны присущие электронному обучению возможности гибко организовать процесс обучения. Это, прежде всего асинхронность образовательного процесса, вечерние занятия, гибкие расписания, непрерывный набор обучаемых, студентов - ориентированное обучение, электронная библиотека, компьютерное моделирование.
В данной статье мы будем рассматривать те виды электронного обучения, основой которого является всемирная компьютерная сеть интернет. Информационной основой таких систем являются размещенные на компьютерах – серверах сети электронные учебные курсы.
Для создания полноценной системы электронного обучения (СЭО) необходимы следующие компоненты:
- систему управления обучением (СУО) ( Learning Management System , LMS );
- электронные учебные курсы, как комплекс учебно-методических материалов, информационное наполнение системы;
- система контроля знаний, аттестации обучаемых;
- система дистанционного консультирования обучаемых;
- телекоммуникационная среда, каналы связи.
Образовательные ресурсы, которые используются в электронном обучении, варьируются от простых графических изображений и видеофрагментов, интерактивных анимаций и моделей, иллюстрированных текстовых материалов до интерактивных задачников, включающих в себя тематические наборы задач с средствами автоматической проверки и организации тестирования и контрольных работ, поддержки определенных траекторий обучения и полностью электронных курсов, объединяющих остальные типы цифровых ресурсов в различных комбинациях.
Развиваются также инструменты для проведения занятий в режиме онлайн, так называемые «виртуальные классы», вебинары, которые позволяют с помощью средств синхронной видеосвязи создать иллюзию присутствия студентов, сидящих за своими компьютерами, на реальном учебном семинаре. Однако повсеместному внедрению вебинаров препятствует низкая пропускная способность российских каналов Интернет-связи. Альтернативой этой методики являются видеозаписи лекций.
Размещение лекций в видеоформате позволяет повысить оперативность формирования новых учебных программ, поскольку снять готовый курс проще, чем подготовить соответствующий материал для публикации на сайте. Но это связано и с определенными сложностями. Лекции длятся не менее 45 минут — это непростой для восприятия формат видеоролика в Сети, и потому разработчикам необходимо дополнять их различными сервисами, например, возможностями одновременно просматривать презентацию по курсу или другие связанные с ним учебные объекты.
Анализ образовательных ресурсов электронного обучения, представленных на различных образовательных сайтах, показывает, что большинство имеющихся там мультимедийных занятий – это линейное представление учебной информации.
Однако электронное обучение становится эффективным только тогда, когда мультимедийные объекты становятся неотъемлемыми компонентами электронных лекционных занятий, когда в интерактив переносится часть семинарских занятий, появляются возможности промежуточного контроля знаний студентов с помощью удаленного компьютерного тестирования, реализуются виртуальные лаборатории и практикумы для закрепления теоретического материала.
От целей и аудитории проекта электронного обучения зависит, какая часть интерактивных материалов изучается студентами в свободном режиме, а какой процент курсов в онлайн ведется в соответствии со строгой последовательностью прохождения траектории обучения.
Одной из очевидных задач электронного обучения является поддержка самостоятельной работы студентов. Средства современных поисковых решений, информационное богатство Internet и развитые LMS-инструменты открывают перед преподавателями даже более широкие возможности мотивации студентов, коммуникаций с ними и ведения интересных обсуждений, чем при традиционной аудиторной работе.
Для большинства преподавателей в российских вузах внедрение инструментов электронного обучения представляет проблему, и немалую. Если для современного студента работа с различными Internet-сервисами совершенно естественна, то для преподавателей, это сложно и из-за необходимости освоения новых технологий, и с психологической точки зрения. Очень часто они воспринимают электронное обучение как дополнительную нагрузку, не видя в электронном обучении потенциала освобождения от рутинной работы, преимуществ доступности учебных ресурсов в Internet, возможностей для повышения эффективности восприятия материала с помощью интерактивных элементов и для упрощения промежуточного контроля знаний студентов с помощью автоматизированных тестов и контрольных работ.
Более популярно использование специальных авторских средств, с помощью которых преподаватели могут сами разрабатывать курсы по своим предметам.
Обращение к авторским средствам позволяет решить и еще одну задачу — поддержку уникальности содержания и принципов преподавания курсов в определенном вузе. Создание и тиражирование готовых курсов для высшего образования имеет мало перспектив, поскольку каждый вуз гордится своей научной школой, интеллектуальным капиталом профессорско-преподавательского состава и спецификой учебного процесса. Однако, для российского высшего образования, как нигде актуально создание различных отраслевых сообществ, способных выделять материальные средства для реализации стандартных электронных курсов по предметам с общей программой, например, курсов по экономике для экономических вузов или специализированных курсов определенной отраслевой направленности.
Университеты обычно рассматривают свои курсы электронного обучения как интеллектуальную собственность и не склонны свободно делиться образовательными ресурсами в Internet с сообществом за рамками собственной учебной и научной аудитории.
Существует целый ряд важных факторов, которые оправдывают вложения вузов в электронное обучение: электронное обучение это в том числе и инструмент фиксации своих уникальных знаний и традиций научной школы. Сохранение лучших курсов и других учебных материалов в электронном виде обеспечивает защиту инвестиций вуза в образовательный и научный контент, необходимую в техническом и классическом образовании из-за проблемы возраста, а в бизнес-образовании — из-за высокого уровня мобильности преподавателей. Кроме того, инструменты электронного обучения позволяют освободить преподавателей от значительной части рутинной работы благодаря перенесению в электронное пространство процессов подготовки к занятиям и средств промежуточного контроля знаний. Работая со средствами электронного обучения, они получают больше возможностей реализовывать свой творческий потенциал на занятиях, улучшать восприятие материала с помощью медийных компонентов, поддерживать разнообразные виртуальные коммуникации и дискуссии со студентами и коллегами. Традиционные экзамены, которые в России законодательство не позволяет переносить в он-лайн, с помощью электронное обучение могут быть освобождены от стандартных вопросов, которые уже проверены на этапе автоматизированного тестирования.
Однако помимо достаточных денежных средств любой проект электронного обучения нуждается еще в целом ряде важных условий, определяющих его успех. Внедрение возможностей электронного обучения - это не просто овладение новыми инструментами, но и серьезная перестройка в сознании как преподавателей, так и студентов, требующая соответствующей мотивации и поддержки со стороны университетского руководства. Нужна и развитая технологическая инфраструктура, в том числе достаточное число компьютеров в личном пользовании преподавателей, для того чтобы они могли без ограничений пользоваться возможностями системы, играть в ней определяющую роль, а также развитая телекоммуникационная транспортная система позволяющая объединять все рабочие места и подразделения вуза в единую сеть.
Автор: Садовов Валерий Владимирович Источник: Дистанционный репетитор