Операция «Преемник»
- в каком случае и для чего владельцу бизнеса необходимо начинать поиски преемника?
Если Вы владелец бизнеса и сами им управляете, то преемника надо искать в любом случае, если Вы, конечно, не мазохист. «Должность» учредителя останется за Вами, а генеральным директором лучше поставить кого-то другого. Директор возьмёт на себя оперативные вопросы, а у учредителя должны быть развязаны руки от текучки, иначе он будет не учредителем, не тем, кто смотрит вперёд, а дежурным решателем проблем для своей компании.
- как готовить преемника, искать его на стороне, внутри компании или среди своих детей? - какие плюсы и минусы могут быть у каждого из этих вариантов?
Ключевой вопрос здесь - что Вы хотите делать с компанией? Если вы остаётесь её учредителем, то Вам надо найти компетентного и лояльного к Вам менеджера, которому Вы передали бы управление. Бывает, что внутри компании таких нет. Тогда приходится искать на стороне. К своему ребёнку надо предъявлять те же требования, и генерального менеджера выбирать с точки зрения максимальной пользы для компании. Распространённое заблуждение – всё дело в преемнике. На самом деле, если сама компания не готова к передаче управления, то даже гений на посту директора Вам не понравится. Вы его, скорее всего, выгоните и снова займёте место у руля. Потому что при новом руководстве возможно два варианта развития событий: или дела у компании пойдут заметно хуже, или новому директору придётся перестраивать компанию «под себя».
– как решать эту задачу если у вас есть партнер?
Это решается с помощью соглашений. Необходимо достичь с партнёром согласия относительно разделения функций и полномочий всех действующих лиц. И это надо сделать до того, как начнёте подыскивать преемника.
- какие полномочия вы бы отдали преемнику, ваш преемник был бы менеджером или одним из собственников бизнеса?
Сначала перечислю, какие области ответственности я оставил бы за собой как за учредителем:
- цели и задачи компании, её миссия,
- производственная технология,
- административные принципы работы компании (структура, функции подразделений, административные процедуры и т.д.),
- финансовый контроль (финансовый директор подчинялся бы непосредственно учредителю),
- принятие решений по вопросам помещений,
- стратегический маркетинг и стратегическое планирование,
- исследовательские проекты.
Генеральный директор отвечал бы за воплощение планов учредителя в жизнь и получал бы свою зарплату за конкретный результат своей деятельности – это «процветающая, расширяющаяся компания». Компанию можно сравнить с автомобилем, директора – с шофёром, а учредитель – это владелец автомобиля и тот, кого шофёр везёт.
Учредитель может поделиться с менеджером частью своей собственности, это вопрос мотивации менеджера. Учредитель может выставить менеджеру определённые условия, при которых часть собственности отойдёт к менеджеру.
- насколько актуальна эта задача для российского бизнеса (само понятие бизнес у нас появилось сравнительно недавно, в силу молодости нет необходимости в преемниках)?
Если учредитель хочет, чтобы его предприятие из малого стало средним, а из среднего крупным, то ему надо, во-первых, подготовить компанию к передаче управления в другие руки, и, во-вторых, найти или подготовить эти самые руки. И это должны быть не его руки! Но учредитель, даже передав управление менеджеру, должен держать руку на пульсе, у него должны быть простые и эффективные инструменты контроля. Такие инструменты даёт технология управления Хаббарда.
- есть ли у вас примеры «передачи власти»?
Есть. Это «Гранд стиль» (оптовая торговля текстилем), «Форема-кухни» (производство и продажа кухонной мебели), «Галактика» (оптовая торговля элитными сортами чая), «Перформия» (обучение владельцев компаний и HR-специалистов найму) и многие другие.
- чем плоха ситуация, когда бизнес полностью завязан на одного человека?
Этот человек привязан к своему бизнесу. Часто он оказывается в ситуации, ктогда не он владеет бизнесом, а его бизнес полностью владеем им – он не может съездить в отпуск, на учёбу, просто поездить по миру, по выставкам. Без него фирму начинают растаскивать. Фирма расширяется до момента, когда наступает предел физических возможностей её владельца. Бизнес становится не в радость ещё задолго до того, как развитие бизнеса начнёт буксовать.
- чем заниматься, когда преемник уже подготовлен?
См. выше. Дел хватает! А станет скучно – можно ещё пару бизнесов запустить! Или искусством заняться!
С уважением,
Владимир Куропятник,
Директор ассоциации предпринимателей WISE СНГ.
Вопросы задавал Андрей Преснов.
Владимир Куропятник, Директор ассоциации предпринимателей WISE СНГ.