Как создать планограммы в Excel за 4 шага
Предположим, нам необходимо составить планограмму для бренда сметаны "Х". Для этого существует простой 4-х ступенчатый алгоритм:
- Определение долей групп в товарообороте категории в денежном выражении
- Определение объёма выкладки для каждой группы
- Определение долей брендов в товарообороте группы в натуральном выражении
- Определение объемов выкладки для каждого бренда в категории
Первый шаг
Составление рейтинга продаж (АВС-анализ) в денежном выражении по категории «молочная гастрономия» в целом, с разбивкой по группам (молоко, кисломолные продукты, сметана, творог и т.д.)
Второй шаг
Определение долей групп в товарооброоте категории. Например, у нас с Вами получится:
- Молоко - 50% продаж категории
- Кисломолочка - 25% продаж категории
- Сметана -15% продаж категории
- Творог -10% продаж категории
Третий шаг
определение доли выкладки для каждой группы в категории. Как это делается – объём выкладки категории умножается на только что высчитанные нами %-ты каждой группы в товарообороте категории. Для ровного счета предположим, что вся молочка занимает 10 модулей. Тогда объем выкладки групп будет составлять для:
- молока - 5 модулей
- кисломолочки - 2.5 модуля
- сметаны - 1,5 модуля
- и для творога 1 модуль.
Четвертый шаг
После того, как мы определили площадь выкладки для категории «сметана», мы можем сформировать побрендовую планограмму. Допустим, что в сметане в нашей условной сети представлено 4 бренда. Точно также определяем долю каждого бренда в товарообороте группы, но уже в натуральном выражении (в штуках). Получим, например:
- Бренд 1 35% продаж группы
- Бренд 2 25% продаж группы
- Бренд 3 20% продаж группы
- Бренд Х 20% продаж группы
Как мы определили на этапе 3, площадь выкладки сметаны составляет 1,5 модуля. Как правило, общая длинна полок под эту группу составляет 10,8 погонных метров( 1,5 модуля*1,2 метра*6полок). Исходя из того, что Бренд Х должен занимать 20% от этого пространства, его доля выкладки равна 10,8 м х 20% (или 10,8 / 5) = 2,16 погонных метра.
Т.е.
приблизительно это 2 стандартные полки по 1,2 м., чуть меньше. При этом
фраза «2 полки» не означает, что товар расположен обязательно
горизонтальным блоком на 2-х полках, не надо понимать это буквально.
При желании и/или необходимости Бренд Х может быть расположен и
вертикальным блоком на всех 6-ти полках модуля, но уже не на всю его
ширину, а на 1/3. Зная состав продуктовой линейки Бренда Х и продажи в
штуках, можно определить объем выкладки для каждого SKU бренда.
Таким образом, в нашей планограмме будут учитываться: оборачиваемость товара и необходимый минимальный товарный запас на полке, доля бренда в продажах
группы и доля группы в продажах категории – т.е. в полном соответствии
с покупательским спросом в данной конкретной торговой точке.
Избавьтесь от балласта
Что происходит, если при создании планограмм полочное пространство распределяется пропорционально количеству товарных позиций в линейке бренда, а не объёму продаж? А происходит то, что лучшие товары перестают продаваться. Они просто раньше заканчиваются. Всем товарам выделили одинаково места, но одни продаются лучше других в 2 и более раз. Соответственно и полка опустеет в 2 раза быстрее. И вовсе не факт что полочный запас будет тут же пополнен расторопным сотрудником со склада. В худшем из случаев ему будет попросту нечем пополнить полку, поскольку и заказ был сделан не пропорционально продажам, а по принципу "всего поровну". Дозаказ организовать нельзя, потому что объем поставки меньше минимального заказа, и магазин остаётся с дыркой на полке до следующей поставки.
Максимум что можно сделать в этом случае - расширить выкладку соседних, менее ходовых товаров, а правильно - изначально планировать объем товарного запаса на полках в соответствии с продажами. Если при этом каким-то товарам не хватит места - их следует вывести из ассортимента как неэффективные. Такие товары попросту крадут ваши продажи и место на складе.
© retailexperts.ru
консультационный портал экспертов розничной торговли