Аутстаффинг – точка зрения руководителя и бухгалтера предприятия в свете изменения ставок страховых взносов с 01.01.2011 года
В связи с изменениями пенсионной реформы с 1 января 2010 года вступили в силу Федеральные Законы от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и № 213 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – ФЗ № 212 и ФЗ №213).Эти законодательные акты предусматривают увеличение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, в частности с 2011 года как для компаний, применяющих общую систему налогообложения, так и для «упрощенцев», ставка по страховым взносам составляет 34% (без учета тарифа по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который устанавливается в зависимости от вида деятельности предприятия).
В свете этих изменений увеличиваются расходы предприятия, связанные с фондом оплаты труда. Для оптимизации этой статьи расходов до вступления в силу перечисленных выше изменений законодательства компании, применяющие общую систему налогообложения, могли воспользоваться услугами аутстаффинга персонала. Аутстаффинг или вывод персонала в штат другой компании позволял снизить издержки, связанные с фондом оплаты труда. Насколько актуальна эта услуга в современных условиях и каков взгляд руководителей и бухгалтеров на целесообразность использования данной формы кадрового менеджмента?
Основными преимуществами услуги аутстаффинга, как отмечают руководители предприятий, которые ею пользуются, является возможность «посмотреть на сотрудника со стороны до приема в штат». Поскольку при работе в штате другой компании именно фактический работодатель несет финансовые обязательства и юридическую ответственность перед сотрудником, то подобный подход снижает риски для компании, которая привлекает сотрудника на сезонные работы, для проведения промоакции, на работу с неполной занятостью, оплачивая услуги только за предоставление персонала определенной квалификации. После того, как сотрудник себя зарекомендует себя эффективным в своей деятельности, руководство с большей уверенностью принимает сотрудника в штат. Также, по привлечённому посредством аутстаффинга персоналу отсутствуют риски трудовых споров.
Следующим преимуществом использования услуги аутстаффинга является передача кадрового делопроизводства сторонней организации. Этот трудоемкий процесс сопряжен с высоким уровнем ответственности за соблюдение правил и требований Гражданского и Трудового Кодекса, а также требует своевременных платежей и предоставления отчетности в налоговые органы и внебюджетные Фонды. С 2011 года работодатели обязаны отчитываться по начисленным и уплаченным страховым взносам 4 раза в год, в соответствии со статьей 37 п.12 федерального закона 213-ФЗ в 2010 году отчетными периодами с 1 января 2011 года признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
При штатной среднесписочной численности работников более 50 человек, сдача отчетности плательщиками страховых взносов, начиная с 2011 года, осуществляется по установленным форматам в электронной форме по защищенным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи.
При подобной ситуации для компании, штат которой достигает этого количества человек в определенное время года, либо при наличии определенного объема продаж (например, компании занимающиеся курьерской доставкой), просто нецелесообразно нести расходы на приобретение специальных средств шифрования связи, установку программы передачи отчетности, обучение штатного бухгалтера работе и ежеквартальное внесение абонентской платы за использование данной формы отчетности.
Дополнительным «плюсом» услуги «аутстаффинг» является возможность преодолеть ограничения по штатной численности. Они могут быть определены вышестоящей головной организацией, либо стремлением соблюсти условия для применения упрощенной системы налогообложения (штат до 100 человек), заданными плановыми показателями валовой прибыли при меньшей численности.
Использование аутстаффинга позволяет часть условно постоянных издержек (фонд оплаты труда) перевести в условно переменные (услуги сторонних организаций), что является эффективным способом повышения финансовой устойчивости предприятия.
С точки зрения положений Налогового Кодекса Российской Федерации, расходы, связанные с аутстаффингом, можно относить на себестоимость. Услуги по привлечению персонала сторонних организаций относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно п.19 статьи 264 главы 25:
«Расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией (в ред. от 25.11.2009 Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)».
И еще одним преимуществом вывода персонала за штат или аутстаффингом является возможность концентрировать основной интеллектуальный потенциал организации в виде найма высококвалифицированных сотрудников в штат. Наряду с этим привлекать менее квалифицированных на условиях аутстаффинга. Это позволяет выстраивать эффективные схемы мотивации как штатным, так и внештатным сотрудникам, управлять организацией в соответствии со стратегическими приоритетами, гибко реагировать на меняющиеся условия ведения бизнеса.
Материал подготовлен специалистами в области кадрового консалтинга и аутстаффинга компании «Инвестиционный Консультант»