Активность государства в сфере регулирования экономических процессов в стране можно оценивать по-разному. Одни, перечисляя главные итоги прошлого года, говорят о крестовом походе на игорный бизнес и ставшей фарсом «антиалкогольной кампании», другие же стремятся разглядеть за чередой нелепых инициатив системные регуляции, эффект от которых трудно ощутить мгновенно.
Особое внимание в прошлом году было уделено совершенствованию корпоративного законодательства, отмечает Андрей Пушкин, генеральный директор Tenzor Consulting Group. В соответствии с концепцией развития корпоративного законодательства на период до 2008 года были приняты федеральные законы, вносящие изменения в порядок приобретения крупного пакета акций открытого акционерного общества. Установлены новые требования к содержанию договоров о слиянии и присоединении, а также к решениям о реорганизации общества в форме разделения, выделения или преобразования. Внесены изменения и в законы о рынке ценных бумаг, об оценочной деятельности в РФ. Наконец, разработаны проекты ужесточения борьбы с корпоративными захватами, причем в этой сфере активно используется западный опыт корпоративного регулирования.
Действительно важным событием для российского бизнеса стало принятие в 2006 году федерального закона «О защите конкуренции». Основное нововведение: с 65% до 50% снижен порог рыночной доли хозяйствующего субъекта, выступающий признаком «доминирующего положения»: новая граница соответствует практике большинства стран Евросоюза.
Путем расширения нормативной базы, регулирующей деятельность в особых экономических зонах, власти решали и задачи наращивания инвестиционных вливаний в экономику страны. Так, был принят федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области». Кроме того, запланировано создание туристско-рекреационных зон в Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях, Калининградской, Иркутской областях, Республике Алтай и Бурятии.
Среди других законодательных новаций 2006 года — новый Лесной и измененный Земельный кодексы, поправки в закон «О недрах» и утверждение федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы».
Существенно изменились Налоговый и Трудовой кодексы, в последнем изменениям подверглось триста статей. Так, федеральным законом от 5 ноября 2006 года была ужесточена ответственность за нарушение правил использования труда иностранных граждан и лиц без гражданства.
Представители страхового бизнеса положительно оценили работу государства в лице Федеральной службы страхового надзора по борьбе со «схемами». Схемы очень мешают развитию рынка. А об успехе этой борьбы говорит сокращение премий, собранных в сегменте страхования жизни», отмечает Дмитрий Игнатьев, генеральный директор СК «Цюрих».
Все эти и другие инициативы властей подавались в прошлом году общественности под соусом «устранения противоречий и неточностей» в нормативно-правовой базе и «дальнейшего совершенствования законодательства». Однако внимательное изучение активности государства приводит к другому выводу: налицо явная активизация власти в сфере оперативного контроля над бизнесом. Государство не только формирует правила игры и рамки их применения, но все более жестко, а порой и беспощадно вмешивается в ход событий на рынке.
По оценкам депутата ГД РФ Лианы Пепеляевой, государство снижает контрольную активность в тех сферах, где инструменты регулирования «сверху» не выглядят эффективными или необходимыми. Например, с августа 2006 года действует новая редакция федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который предусматривает замену разрешительного регулирования оценочной деятельности (посредством лицензирования) механизмом саморегулирования некоммерческими организациями, членами которых должны быть профессиональные оценщики, отмечает Лиана Пепеляева. Но дело в том, что механизм лицензирования не обеспечивал реальной ответственности оценщика, возмещения им возможного вреда своим клиентам. В то же время к саморегулируемым организациям и оценщикам предъявляются требования о необходимости создания компенсационного фонда, об обязательном страховании ответственности. Таким образом, эти меры должны создать эффективные стимулы контроля качества оказываемых услуг. И оценщик, будучи персонально материально ответственным, и саморегулируемая организация, которая в случае причинения вреда также может быть привлечена к ответственности, будут заинтересованы в качественном оказании оценочных услуг.
Аналогичные механизмы регулирования предложены и в отношении аудиторской деятельности, а также деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений. Формально лицензирование в этих сферах было отменено с 1 января 2007 года, однако необходимые технические регламенты, как обычно, приняты не были. Не были внесены требуемые изменения и в Градостроительный кодекс РФ. В результате особым законопроектом был предусмотрен перенос даты отмены лицензирования на шесть месяцев.
По мнению экспертов, замена лицензирования саморегулированием весьма перспективна. Так, в дополнение к уже упомянутым видам деятельности рассматривается возможность передать в руки профессионального бизнеса проведение техосмотра транспортных средств. Однако одномоментный переход от одного способа регулирования к другому вряд ли возможен: нужна новая база подзаконных актов, да и готовность субъектов рынка к работе в новых условиях. Тем не менее появляются основания говорить о тенденции к некоторому ограничению участия государства в прямом регулировании отдельных видов деятельности.
Между тем государство оставалось непосредственным участником рынка (как ключевой акционер ведущих предприятий) в целом ряде стратегических отраслей. ВПК, авиастроение, топливно-энергетический комплекс... Дискуссий на сей счет было немало, но главный вопрос один: не пора ли разделить задачи стратегического контроля (что достигается самыми разными средствами) и коммерческую составляющую.
Сейчас под эгидой Минэкономразвития России идет работа по подготовке концепции развития корпоративного управления в компаниях с государственным участием, напоминает Лиана Пепеляева. Результатом этой работы должно стать принятие правительством соответствующей концепции, а также внесение требуемых изменений на уровне как федеральных законов, так и подзаконных актов. Работа по формированию правил игры продолжается.
«Многие вопросы и проблемы, волнующие бизнес, в 2006 году не были решены, — признает Владимир Груздев, депутат ГД РФ, координатор партии «Единая Россия» по взаимодействию с бизнес сообществом. — В частности, мы так и не приступили к рассмотрению технических регламентов, не решили всех вопросов по борьбе с рейдерством, до конца не урегулировали самый животрепещущий для бизнеса вопрос снижения налогового бремени. Не решена и задача вывода из тени «серых» зарплат. Государство пытается действовать административными методами, но эта активность не является стимулирующей. Другие темы 2007 года — изменение регрессивной шкалы ЕСН и проблема возмещения НДС (нерешенность этих вопросов оставляет почву для коррупции)».
Владимир Груздев считает, что возможности для снижения ставок налогов у государства есть. «Снизив ставку НДС до 10% с одновременным отказом от возмещения экспортного НДС, мы полностью декриминализируем процесс возмещения НДС. Сегодня неофициальная комиссия за «серую обналичку» составляет около 7%, а если ставка налога будет уменьшена, подавляющее большинство бизнесменов предпочтет заплатить 10% государству, а не отдавать 7%, автоматически превращаясь в преступников».
Было бы замечательно, если бы чиновники в 2007 году изменили свое отношение к бизнесу и поработали над новыми цивилизованными законами в его пользу, говорит Мамука Шулая, генеральный директор компании IBERI. Кто-то скажет, что такие законы есть. Но отчего же бизнесу, особенно малому и среднему, так трудно живется?
Между тем, по оценкам Владимира Груздева, новации в сфере уменьшения налогового бремени не нанесут бюджету существенного экономического ущерба. Возможно снижение поступления налогов, однако в долгосрочной перспективе это приведет к увеличению поступлений в казну.
«Не думаю, что в текущем году будут приниматься непопулярные законы во всех сферах бизнеса, ведь 2007 год — время выборов депутатов в Государственную думу РФ. Вероятнее всего, законодательные инициативы и принимаемые законы будут носить популистский характер, — считает Андрей Пушкин. — На мой взгляд, основная опасность для нормального существования субъектов финансово-хозяйственной деятельности кроется не на законодательном уровне, а на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти, поскольку чиновники, осуществляющие контрольно-надзорные функции, не всегда действуют законными способами».
Александр Хренов, партнер Коллегии адвокатов «Юков, Хренов и Партнеры», уверен: как регулятор государство в 2007 году продолжит вводить новые ограничения и детализированные правила игры для бизнеса. Другие очевидные ожидания — появление государственного Российского банка развития, создаваемого на базе Внешэкономбанка. Скорее всего, государство в наступившем году начнет финансовую и нормативную экспансию на рынке инвестиционного банкинга. К этой же категории следует отнести планы по созданию государственной венчурной корпорации: власти наверняка сформируют правила ведения венчурного бизнеса.
В целом, по прогнозам аналитиков, в 2007 году государство продолжит внедряться в рыночный сектор экономики, не только закрепляясь в сфере монополий, но и конкурируя с частным бизнесом. Среди других прогнозов экспертов ожидаемое ужесточение уголовной ответственности за сложные коммерческие махинации. В частности, продолжится антирейдерская кампания на рынке ценных бумаг. Возможно, будет составлен окончательный (и гласный) список отраслей, доступ в которые будет ограничен для иностранных инвесторов, причем список этот получит статус специального закона (работа над проектом документа давно идет).
«Государство сформулировало достаточно понятные правила игры, в рамках которых игроки взаимодействуют на рынке и общаются с властью, — уверен Алексей Кудрявцев, генеральный директор компании ISG. — Задача государства — постепенный переход от традиционной сырьевой экономики к экономике инновационной. Поэтому не думаю, что роль государства как регулятора в 2007 году усилится». Такой позиции придерживаются и многие другие бизнесмены. Однако есть и другое мнение. Сергей Рахманин, президент Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса, считает, что роль государства как микроэкономического и отраслевого регулятора, напротив, будет лишь возрастать: «Направление это в целом позитивно, если, конечно, новые законопроекты будут не слепо скопированными с Запада, а здравыми, учитывающими российский менталитет, особенности нашей экономики и бизнеса и, конечно, защищающими не только государственные интересы, но и бизнес».
Для появления очередных регулятивных инициатив остается совсем немного времени. Все наиболее важные нововведения должны произойти до мая 2007 года. Затем работа законодателей и федеральных регуляторов будет фактически остановлена избирательной кампанией — до начала 2008 года.
Поддержка малого бизнеса AMB-DON.RU