Главный Каталог Статей РФ
85988 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 74 Статистика
Аватар arbat20

Золотой век романтизма возвращается

Категория:  Живопись  | Автор:  arbat20 | Опубликовано: 14.10.2007
ЗОЛОТОЙ ВЕК РОМАНТИЗМА ВОЗВРАЩАЕТСЯ ИЛИ «ФИЗИКИ» И «ЛИРИКИ» БЕССМЕРТНЫ Театр абсурда жизни вокруг нас не нов, но, по–своему, оригинален. В тех или иных формах он был всегда. Ныне, односторонний уклон жизни в сторону обожествления технических достижений и быта, своеобразен и не лишен некоей привлекательности. Жизнь человека в таком отгороженном мире определенно интересна, как новый этап борьбы и выживания. Но, как учит история и показывает реальность, с одной стороны – еще одна «Атлантида», с другой – мир природы. Посередине – человек, мятущийся, ищущий точку опоры. Нам, уклонистам, придется сильно подумать и еще больше сделать в пользу паритетных отношений анклава человеческого и природы. Поиск золотой середины - уже не отдаленная цель, но жизненно необходимая реальность. В таких условиях попытки преодоления одностороннего рационализма и моделирование целостной, гармоничной личности приобретают особое значение. Эта тема обострялась в трудные, переходные моменты общественной жизни и культурного развития. Зарождался новый взгляд на мир, на искусство, на человека. Появился новый стиль, именуемый романтизмом. Были и другие названия сообразно эпохам, но суть от этого не менялась. Примат поэзии над прозой, мечты над реальностью, чувства над разумом – основные его черты. Сам термин «романтизм» возник в Европе на рубеже ХVIII –XIX веков. Это идейно-художественное движение пришло на смену идеологии «Просвещения», возникнув как следствие разочарования результатами Французской революции и всего прогресса в целом. Многие художники нашего времени могут назвать себя романтиками, а свое творчество – романтизмом. Такой мастер, как и всегда – преобразователь мира, мира духовного, прежде всего. Данность вокруг его не устраивает, он набрасывает на мир свою форму, обретая в произведении зафиксированное состояние олицетворенной мечты. Нам не подходит мироустройство – говорят они - , основанное на стяжательстве и нелюбви. Мы противопоставляем ему мечту о будущем без насилия и лжи. Мы хотим видеть иного человека и иное понимание его бытия. Пространство в произведениях мы очищаем от хлама времени, готовя его к приходу иного качества. Момент ожидания в них – основная черта творческого видения. И, если верить и работать на эту идею, новое обретет зримые черты. Что же говорит сейчас в пользу романтического произведения? В нем нет четкой конкретики дня сегодняшнего. Она неинтересна. Мало, или вообще нет, людей и архитектуры. И нет еще разрушающего действа человека на Земле. А если и есть, то образы это отвлеченные, легко вписывающиеся в природу – основную тему творчества художников этого направления. Создать новое небо и новую землю для нового человека, пусть в мечте. Это ли не предназначение художника? Но такова мечта о потерянном рае. И не цель ли искусства – время от времени приоткрывать завесу таинства для обретения вновь веры и надежды? Это главная идея романтизма. «Я во всем и все во мне». Лозунг романтизма рождает представление об обязательном синтезе, единстве искусств. Всеобщность проявляется в произведениях нового направления, где живопись может звучать, как соната, архитектура – как скульптура и музыка, а музыка – как все вместе. Это– та глина, из которой все создано и в которую все превращается для нового воплощения. В историческом аспекте средневековье, готика, привлекательны для романтиков, Химеры Нотр-Дама красивы и потому безвредны, Лучшие произведения других стилей и эпох, включая реализм, романтичны. Основа творчества романтиков – фантазия. Фантазии нужен цвет, без него она зачахнет. Работа «на пленере» обязательна. Живой цвет, живой звук – питательная среда романтизма. Но и здесь ощущение художника – закон. Внутренний его голос – это голос искусства. Художник, толкователь языка природы, посредник между миром духов и людьми. Он объединяет прошлое и настоящее, настоящее и будущее, где мир – мистическое целое. Художник-романтик отождествляет свое «Я» с просторами Вселенной, запечатлевает чувственно-осязательный облик природы. За всем этим видится символ всего мира, «идея художника». Романтизм носит вполне определенный мистический характер. Мечта, ожидание идеала, фантазия – его основные черты, всегда мистичны. Интуитивное начало здесь основное звено в познании, а, скорее, в «перечувствовании» мира, в поиске Бога. Открываются новые горизонты на этом пути, к которым только так и можно прийти, приняв на веру идею, подсознательно, интуитивно. Нынешнее желание все понять, осмыслить, пересказать умом холодным, меня не одушевляет. Рациональное движение «умников и умниц» подошло к черте, за которой для них – тупик. Идет другое время, где нужно уметь верить в фантазию, владея всеми своими, человеческими качествами и ресурсами. Творческая работа ведется не только от человека к человеку. Идея невмешательства и мирного сосуществования годится не только для соседей и государств, но и для человечества и природы, человечества и Бога. Вот где методы романтизма наиболее приемлемы и безошибочны. Прагматику, рационалисту они просто не по силам. Сверхзадача подлинного искусства и дня сегодняшнего – суметь показать большое в малом: «Как в раковине малой океана великое дыхание гудит» (М.Волошин) Образ можно творить на клочке бумаги, на асфальте и стене, из песка и снега, из собственной жизни, наконец, неважно… Важно оставить след памятным хоть в одной душе. Увидев раз настоящее, не захочется подделки. Хочу добавить, образ может быть и экранный, но за лавиной мусора он почти неразличим. Вспышка света в ночи и только. Впрочем, упадок искусства – отдельная тема и она здесь не рассматривается. Еще одно замечательное открытие романтизма заключалось в понимании того, что каждый видит по-своему. Поэтому никто не смеет навязывать свои правила, а, значит, и свои ошибки, другому. Неповторимость художника ощутима только в свободе его творчества. В романтизме Европы в конце ХVIII – начале XIX века отцом и предтечей считался Микеланджело Буанаротти. Ситуация предельного напряжения сил природы и человека (у него не было различия междеу ними) очень интересовала художников того времени. Он явился путеводной звездой для них, потому что сам был романтиком. «Живопись – это не правда ситуации, а правда чувств» - Э.Делакруа. Поэтому несложные темы, черно белое исполнение у романтиков необычайно живописны и наполнены смыслом. Нескончаемый «классицизм» советского времени подготовил почву для подъема романтизма 60х годов. Он был основан на противостоянии старым, отжившим формам жизни и политическому устройству общества. Мечта о «земном рае» который существует на земле, здесь и сейчас, вела и окрыляла. Отблески света той эпохи даже и сейчас не померкли совсем. Романтизм дня сегодняшнего и оттуда черпает силу и надежду. Сейчас другое время и другие препятствия, им порожденные. Борьба за гармонизацию жизни, поиск точки опоры, за человека живого, развернулась на новом витке истории. Конец ХХ века не дал ничего нового и оригинального в культуре, кроме нескольких одиночных голосов, налицо была остановка движения. Переориентация на технико-компьютерные средства выражения, новый, как полагали, универсальный метод, оказавшийся в руках техников от искусства, мало что дал, кроме понятия «глобализм», который и держится на технических достижениях, вовлекая в свою сферу все новые и новые массы. Но оказалось, что художнику этого мало. Глянец сушит душу автора и зрителя. Теряется живое, человеческое начало творчества. Художник, ручной труд, работа чувств – вот первооснова и стержень искусства и культуры. Но, как всегда, все правильно «в мире сем», жестко, но правильно. Волна технического прогресса, захлестнувшая землю, волна, по сути, очистительная. То, что не жизненно, не талантливо, слабо, уйдет и растворится во времени. Переоценка ценностей коснулась не только ближнего времени, но и всей предыдущей истории. И новые варвары, как и всегда, являют собой инструмент очищения, чтобы затем кануть в безымянную могилу. Выбор, так или иначе, в итоге останется за человеком и человечеством. Испытание пройдет подлинный духовный прогресс, который всегда сохранял преемственность культур. Время примитивного прагматизма и одностороннего рационализма проходит. Что дало оно человеку, художнику? Унизив, сделало его сильнее, ибо, кто выстоял, тот не унизился, подготовив к приходу нового времени, которое от сотворения жило в нем. Хочется верить, что со временем все ляжет на круги своя и жизнь предстанет в истинном свете, как паритетная борьба противоположных, но равных по силе идейных начал, просвещения и романтизма. Так было в лучшие дни человеческой истории, так оно и будет, и борьба эта – лучшее произведение человеческого бытия, направленная на поиск невиданных еще путей и открытий.

Художник А. Киргизов

Газета «Наш Изограф» №2(142)

www.kirgizov.by.ru
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Jordan
Как нарисовать картину своими руками В современном дизайне интерьеров флуоресцентная краска, купить которую не составит труда, занимает особое место. Впрочем, этого и следовало ожидать, ведь люминесцентная краска — настоящая находка, с п...
Категория: Живопись | Автор: Jordan | Добавлено: 18.11.2010
Аватар zharinov
Как рисовать сангиной Техника рисования сангиной...
Категория: Живопись | Автор: zharinov | Добавлено: 25.07.2010
Аватар Arina Voroshilova
Искусство вечно - ко дню рождения Питера Пауля Рубенса 28го июня исполняется 439й год со дня рождения нидерландского художника Питера Пауля Рубенса. Благодаря его таланту миру предстал новый жанр, повлекший за собой развитие и возникновение новых ценносте...
Категория: Живопись | Автор: Arina Voroshilova | Добавлено: 26.06.2016
Аватар larty
Маньеризм или Позднее Возрождение Исходя из хронологического порядка после Высокого Возрождения несомненно должно идти Позднее Возрождение. Долгое время исследователи придерживались именно такого мнения, однако все больше и больше иск...
Категория: Живопись | Автор: larty | Добавлено: 15.03.2013
Аватар Kostay1611
Что такое тон предмета? Начинающим художникам необходимо хорошо научиться видеть тон. Многие путают его с цветом, но тон – это степень светлоты предметов, то на сколько сильно предметы отражают падающий на них свет....
Категория: Живопись | Автор: Kostay1611 | Добавлено: 06.04.2011
Лучшие авторы
Аватар DEEEMGY
Музыкант, администратор и разработчик онлайн игры Эпоха Тьмы

Читать

Аватар Сергей Д
Веду педагогическую деятельность с 2005 года. На ...

Читать

Аватар factorrosta
Беляева Любовь использует в своей работе знания и...

Читать

Аватар vileshcka
http://24italy.ru

Читать

Аватар Мастер_Райтер
Имею высшее филологическое образование, специально...

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам