Космизм в живописи: как освоение космоса повлияло на мировое искусство
Космизм как философское и эстетическое течение зарождалось параллельно с достижениями человечества в космосе: появлением ракет, первым полетом Гагарина, высадкой на Луну, созданием космических станций и телескопов. 20 век можно смело назвать эпохой космических открытий и временем торжества науки.
Такие глобальные изменения не могли не изменить сознание людей – космос прочно и уже навсегда вошел в жизнь человека, когда-то не подозревавшего о бесконечной Вселенной. Поэтому передовой идеей тех десятилетий – осознание своей причастности к чему-то безграничному и неопознанному.
Художники стали изображать на своих картинах совершенно другие образы подстать новой повестке человечества. Их творчество вылилось в целое направление, именуемое космизмом. Такой же бум произошел и в литературе.
Идеи космизма
Космизм объединяет философские и технократические взгляды в цельный художественный образ. Мечты о комических полетах и великих открытиях изменили представления о живописи и наградили направление следующими характерными чертами:
- Отсутствие линии горизонта и перспективы
- Невесомость предметов
- Единая цветовая гамма
- Минимализм
Представители направления
Особенно космизм стал популярен в России, где он отразился в работах Каземира Малевича, Ильи Чашника, Николая Суетина, Николая Рериха и Лазаря Хидекеля. От вполне конкретного отображения космического пространства мастера живописи перешли к футуризму, а затем и мистицизму, где сакральная связь Души человека и Космоса вышла на первое место.
Живопись философа: Евгений Годовецкий
Одним из наиболее ярких представителей космизма на рубеже веков стал Евгений Зиновьевич Годовецкий , петербургский художник, искусствовед и поэт. В его философской концепции Вселенная и Человек – единое целое, развивающееся закономерно и непрерывно.
Картины «Одна секунда Вечности», «Много лет во вселенской печали искать мою Землю...», «Через прозрачность миров», «Восход Голубой Звезды», «Душою пролетающей...» и триптих «Одиночество» были созданы как послание Человеку, Душа которого стремится прикоснуться к тайнам мироздания и оторваться от оков притяжения.
Среди наиболее распространенных техник мастера – живопись по ткани и оргалите. В некоторых работах Годовецкий даже использовал детали настоящей космической техники.