Александр Шилов: картины, написанные сердцем
«Спасибо за Ваше искусство!
Я понял, что картины пишут
не красками, а сердцем и умом».
Эти слова были написаны в книге отзывов Московской государственной картинной галереи народного художника СССР, академика Российской академии художеств А.Шилова. Как отмечает сам мастер: «Художник – это состояние души, горение сердца от любви к искусству и желание достичь великого мастерства, как у живописцев прошлого. Ведь во все времена искусство было средством воздействия на души людей. Каково искусство – такова и душа человека, таково общество. Искусство должно очищать и поднимать человеческую душу, пробуждая в ней добро, чтобы человек облагораживался». Эти слова ярко определяют главные черты творчества уникального художника нашего времени Александра Максовича Шилова.
Когда всматриваешься в полотна этого мастера, в одухотворенные лица его героев, то словно слышишь их мысли, чувствуешь боль или радость их души, осознаешь всю глубину предназначения истинного мудрого искусства, пробуждающего добро, идущее от сердца художника к сердцу зрителя.
«После каждой моей персональной выставки, - отмечает А.Шилов – в книгах отзывов было постоянное обращение ко мне и руководству страны с просьбой сделать мою выставку постоянно действующей, чтобы иметь возможность видеть мои картины. А потом я, как многие творческие люди, задумался о том, что будет с моими работами, когда меня не станет. Лучшие картины я всегда старался оставить, так у меня появилось собрание моих лучших работ».
В 1996г., учитывая востребованность творчества мастера, любовь зрителей к его искусству, значение деятельности А.Шилова в возрождении реалистических традиций русского искусства, обращение к духовным ценностям, значение творчества художника в воспитании души человека, гражданственности и патриотизма, на основе коллекции 355 графических и живописных работ, переданных А.Шиловым в дар Отечеству, Государственная Дума и Правительство Москвы единогласно учредили Московскую государственную картинную галерею народного художника СССР А.Шилова и ее экспозиция постоянно пополняется новыми работами, которые мастер по-прежнему продолжает дарить стране. Сегодня экспозиция составляет более 900 произведений, подаренных художником нашему Отечеству. Галерею А.Шилова посещают миллионы людей. Это и жители столицы, и те, кто приезжает специально, чтобы посетить галерею со всех уголков России: из Кемерова, Якутии, Камчатки, а также из Голландии, Австралии, Америки, Италии, Канады и других стран.
По признанию Мэра Москвы Ю.М.Лужкова, за свою историю музей стал не просто картинной галереей, а культурным центром эстетического, нравственного и патриотического воспитания, одним из центров высокой российской культуры, местом встречи известных музыкантов, актеров, литераторов, представителей дипломатического корпуса и политических деятелей. Здесь сложилась добрая традиция проведения патриотических вечеров «От сердца к сердцу», «Встречи у портрета», которые объединяют несколько поколений и через творчество А.Шилова новые поколения изучают историю и культуру нашей страны, воспитываются в духе патриотизма, уважения к старшим, к своей стране, другим народам. В галерее проходят встречи Народного художника СССР А.Шилова, целью которых является помощь в адаптации детей-инвалидов, приобщение к социокультурной среде воспитанников детских домов. Такие встречи расширяют общий и художественный кругозор детей, имеющих проблемы в развитии, позволяют реализовать их познавательный интерес и ощутить детям с ограниченными возможностями мир во всем его многообразии, научиться его преобразовывать, т.е. преодолевать собственные трудности.
Цель нашего издания – дать наиболее полное представление об основных этапах творчества и жизненной позиции великого художника и патриота России.
Еще несколько столетий назад, в период становления русской национальной художественной школы Петр I заметил, что в художнике заключена память человеческая. Меняется время, меняется все в нашей жизни, а полотна художника по-прежнему хранят память людей о былом и неизменном в жизни каждого: Любви, Верности, Родине. Художник всегда – свидетель своего времени, со своей оценкой добра и зла. И в этом – его особая ответственность перед собой и перед своим народом, ведь создавая портреты своих современников, он отражает в них лицо своего времени, состояние и характер своей эпохи. Именно эти черты отличают работы великих мастеров прошлого. Спустя сотни лет образы известных и неизвестных нам людей на полотнах И.Н.Крамского, В.Г.Перова, И.Е.Репина продолжают рассказывать о своей эпохе, затрагивают наше сердце, заставляя задумываться и сострадать.
Русская художественная школа всегда отличалась особой духовностью и проникновением во внутренний мир человека, когда за одним остановленным мгновением читается и осмысливается целая судьба, как человека, так и страны в целом.
Все это ощущается уже в ранних работах А.Шилова, творчество которого отличается удивительной целостностью и последовательностью.
Как сказал о нем писатель Петр Проскурин: «А.Шилова по праву называют мастером психологического портрета, отмечая при этом его виртуозную технику. В его портретах не просто лица, а целая эпоха. В его портретах вся сложность нашей эпохи». Посетители галереи художника оставили в книге отзывов такие слова: «Глядя на картины А.Шилова, невольно радуешься мысли, что когда-нибудь о нашем времени и наших современниках будут судить по картинам этого великого мастера».
В альбоме представлен портрет «Моя бабушка» (1977), где из темного полумрака фона художник выделяет лицо, озаренное теплым, мягким внутренним светом, словно приближая героиню к нам, зрителям, тем самым, создавая чувство искреннего проникновенного общения, что придает картине поразительную глубину. Все внимание мастера направлено на человека, на его жизнь. Грустно и светло рассказывая в полотне о своей любимой бабушке, отдавшей свою молодость и силы воспитанию внуков, А.Шилов затрагивает самые заветные, самые глубокие чувства, которые оживают при взгляде на дорогого нам человека или при мысли о нем. Про этот портрет можно сказать, что он действительно написан благодарным сердцем художника.
«С портрета «Моя бабушка» началась серия работ, посвященных старшему поколению, - говорит мастер. – До сих пор все подходят и удивляются: «Как она похожа на мою бабушку!» Не внешне, а добротой и чистотой, самопожертвованием. Вот за это я люблю то поколение. Сколько я ездил и видел их, проживающих адскую жизнь… А глаза чистые, как незабудки, в них утонуть можно. Вся жизнь в этих добрых глазах».
Мы привыкли слышать слова: «Глаза – зеркало души», в картинах А.Шилова эти слова обретают истинную глубину своего значения. «Глаза должны не просто смотреть. Они должны говорить. Через них я выражаю суть души человека» - отмечает художник.
С необычайным чувством теплоты и благодарности написан портрет «Моя мама» (1974). В ее добрых глазах и печаль, и забота, тихая тревожная радость, волнение, беспокойство за сына и гордость за него. «Встречая ее взгляд – написал один из посетителей галереи в книге отзывов – на душе становится очень тепло, словно ты оказался в своем далеком детстве и сидишь у мамы на коленях, чувствуя, как ее теплые руки обнимают тебя». У Льва Толстого есть примечательная мысль: «Бог есть любовь. Она и в заботливом наставлении матери, и в добром деле». С особой силой ощущаешь правду этих слов в портрете мамы художника, где мастер, раскрывая зрителю свою душу, с особой неумолимостью понимает, как дороги ему те, кто по-настоящему близки. Как вспоминает А.Шилов: «Маме без отца пришлось воспитывать троих детей. Но при этом забота была не только о том, чтобы накормить, одеть, обуть, но и о том, чтобы вложить духовное начало. Когда мама впервые привела меня в Третьяковку, буквально обомлел перед чудом великих полотен. С тех пор, как только выдавалась возможность, стал пропадать там и часами простаивал перед любимыми картинами. Особенно потрясли портреты. Казалось, смотришь, и они начинают говорить». Впечатление было настолько сильным, что пробудило в душе желание стать художником и стремление достичь такого же мастерства. Саша начал заниматься в студии изобразительного искусства Дома пионеров, одновременно «учился в вечерней школе, работал грузчиком на заводе, на фабрике. Уставал так, что к вечеру руки не чувствовали карандаша». Как заметил великий кинорежиссер С.Бондарчук: «В каждом таланте 99% труда». Что и проявилось в юном Шилове. Любовь к искусству, трудолюбие, упорство и целеустремленность помогли ему окончить художественный институт им. В.И.Сурикова. Один из любимых мастеров А.Шилова французский художник Жан Огюст Доминик Энгр высказал мысль: «Кто не страдает, тот не верит. Только плача можно прийти к высшему достижению в искусстве». Творческое становление – это не просто развитие профессиональных основ, но и нравственное, духовное становление личности. Вот почему так важно подчеркнуть раннюю гражданскую и художественную зрелость А.Шилова, верность выбранному пути.
А.Шилов считает, что настоящий художник начинается не с вопроса о свободе творчества, а с вопроса о мастерстве, без которого не может состояться художник, с того, что он хочет сказать людям. В портретной галерее наших современников мастер передает свое философское осмысление предначертанности судьбы и жизни общества. В своих полотнах он наслаждается истинной красотой окружающего нас мира, и, в тоже время, А.Шилова волнуют самые злободневные проблемы, он размышляет и побуждает размышлять зрителей, над острыми гражданскими и социальными темами.
В картине «Бомж» мы видим изнеможенно, уставшее лицо с глазами, наполненными безвыходностью и болью, человека когда-то благополучного, но в переломный период 1990-х годов потерявшего все и оторвавшегося от общества. Каждая деталь композиции усиливает ощущение человеческой трагедии: темные тона полотна, зарешеченное окно за спиной героя, словно отделяющее его от остального мира, серая водосточная труба, мятые рекламные объявления. Он и сам словно эта смятая ненужная бумажка, зависящая от воли ветра, оторванный судьбой от остального общества. В картине чувствуются мотивы Достоевского и Горького, отражающие незащищенность человека в нашем обществе, которое часто бывает безразлично к обездоленным.
Легко жить, не тревожа свою душу болью других людей, но работы А.Шилова призывают помнить и сострадать тем, кого жизнь выбросила на дно. Эта характерная черта определяет важное значение творчества А.Шилова для нашего времени и для истории искусства. Можно усвоить основы художественной грамоты, правила построения рисунка, но нельзя научить чувствовать, а ведь без чувства и сопереживания невозможно проникнуть в сердце зрителя. Еще в прошлом веке известный художественный критик заметил, что наше искусство велико именно тем, что более других человечно и серьезно, более других нравственно и духовно. Все это мы видим в работах А.Шилова вне зависимости от раскрываемой им темы.
С чувством благодарности и преклонения перед героями Великой Отечественной войны, проявляя удивительное мастерство не только живописца, но и проникновенного рассказчика, тонкого психолога, пишет А.Шилов серию портретов Защитников Отечества, где не просто раскрывает образ солдата, но размышляет о судьбе человека, пришедшего с войны, о том, как складывается жизнь героев в мирное послевоенное время. Так, во взгляде героя картины «В день Победы. Пулеметчик Шорин» - мужество и сила духа, боль и горечь прожитой жизни. В девятнадцатилетнем возрасте в кровопролитных боях под Псковым пулеметчик П.П.Шорин был тяжело ранен, потерял обе ноги. Ему потребовалось все его мужество, чтобы жить, не уступая жалости к себе, огромная сила для преодоления самого себя ради жизни достойной человека. «Он не спился, не пошел по вагонам с протянутой рукой, а поступил на работу, вырастил сына. Разве это не пример человеческого мужества. – говорит А.Шилов – Именно на таких примерах надо воспитывать юное поколение». Но образ солдата, преисполненного достоинства, мужества, силы духа контрастирует с фоном полотна, где мы видим серые, облупленные стены подъезда. Художник подчеркивает, что государство – каждый из нас, и мы должны помнить истинных героев, сделать их жизнь достойной их подвига ради Отечества.
Эту тему продолжает картина «Забытый». «Больно, - говорит мастер, что герои остаются без вины наказаны одиночеством. Им не хватает того, что не прописано ни в одном законодательстве – человеческого тепла, внимания и благодарности».
В картине «Брошенный» (1998) у входа в гостиницу «Националь» просит милостыню сломленный жизнью пожилой ветеран Великой Отечественной войны. В лице некогда сильного и мужественного человека отражены отчаяние и безысходность. Летчик-герой, стыдясь, сидит с протянутой рукой, потому, что не в состоянии прокормить на свою пенсию больного сына и больную жену. Защищая свое Отечество, он не отступил перед смертью, но жизнь заставила его просить милостыню. Яркость рекламных этикеток, блестящая американская вывеска WELCOME подчеркивают пустоту его истрепанной сумы и бедность его одежды. «Люди, которые вынесли на своих плечах нашу Родину, - говорит А.Шилов, - вынуждены просить подаяния, а должны жить в достатке и почете, не думая о куске хлеба».
Художник строг в своем реализме. Но от того, что работы его глубоко реалистичны, волнующая душу правда полотен А.Шилова воспринимается еще острее и пронзительнее. Ведь эти полотна рассказывают о нас, о том, что происходит с нашей душой.
Взгляните в глаза «Хозяину земли», «Капиталине Ивановне», героини картины «Одна», всмотритесь в руки «Матери десятерых детей», в портреты крестьян А.Шилова. «Народная повесть», так назвали эти работы зрители. Герои этих полотен вынесли всю тяжесть и Великой Отечественной войны, и послевоенных лет, их трудами выращено не одно поколение. А в результате – они остались забыты и одиноки.
Гражданская позиция художника четко прослеживается и в портретах воинов-интернациолистов. А.Шилов не навязывает нам своих мыслей, но в каждом его полотне виден вопрос, требующий ответа от каждого из нас перед самим собой. Полотна, посвященные воинам-«афганцам» художник объединяет общей темой несущегося в неведомое будущее поезда, словно размышляя о том, как встретят этих героев дома, что с ними будет дальше. Осуждением безразличия к воевавшим героям, болью и горечью за искалеченные судьбы русских солдат пронизаны портреты воинов-интернационалистов В.Федоркина и А.Голика.
Судьбе обездоленных войной женщин посвящены картины «Вдовы войны», «Солдатские матери», «Блокадница Е.Н.Иванова». В лицах этих женщин отразились и тяготы судьбы, и печать одиночества, но в этих лицах нет озлобленности, нет жестокости. Они сохранили свет сердечной теплоты и добра, которые струятся из их глаз. Сдержанность художественных приемов, строгость в сочетании с документальной правдой делают эти полотна трагически проникновенными, ведь тема этих работ всегда будет близка и нужна людям.
Рассказ мастера о судьбе военного поколения продолжают портреты ветеранов разведки, которые прожили свою жизнь не для себя, а посвятили ее своему Отечеству: портрет Героя Советского Союза, разведчика Г.А.Вартоняна, сыгравшего величайшую роль в победе нашего народа в Великой Отечественной войне, партизана войск особого назначения Строганова, разведчика Великой Отечественной войны И.А. Чернова. Не может оставить равнодушным человека «душу имеющего» картина «За Веру и Отечество» 2008г. (разведчица Великой Отечественной войны Н.В.Малышева, ныне матушка Адриана, насельница Пюхтицкого подворья).
Печальный, чистый взгляд монахини исполнен светлой грусти и любви, которую она выстрадала, пройдя свой жизненный путь, полный тревог и испытаний. В 19 лет она ушла добровольцем на фронт оборонять Москву и была направлена в подразделение войсковой разведки легендарной армии Рокоссовского. Вернулась на Родину в Москву только в конце 1949г., работала конструктором в бюро Королева, вела активную общественную и политическую жизнь.
Награды на гимнастерке бывшей разведчицы – словно вехи прошлой жизни, ее героической судьбы и, в тоже время, вехи на пути обретения истинного покоя, знаком которого является евангелие, что означает «благая весть». Она свершила свой путь, уверенна в своем духовном выборе и готова принять свое неизбежное будущее с достоинством и верой. Фигура юной послушницы выступает, словно, образ оставивших матушку сомнений. Насколько светла часть картины, позади главной героини, настолько неопределенна, а местами затемнена часть картины позади послушницы. Словно девушка еще не обрела твердой опоры в своей жизни, в своей вере и стремится черпать силы в душе этой великой женщины. Делая фигуру матушки центром картины, художник озаряет ее внутренним светом, создавая ощущение, словно она парит над собой, над всем земным. Пронзительно и остро мастер доносит до наших сердец мысль о мимолетности человеческой жизни, зыбкости бытия, вызывая чувство глубокого сопереживания потому, что написана картина не красками, а сердцем, способным понять это чувство одиночества и беззащитности перед неизбежным. Картина А.Шилова потрясает своей глубиной и способностью заставить зрителя испытать те же светлые чувства по отношению к героини, которые испытывает и сам мастер, помогает осмыслить, понять что-то очень важное для себя и для людей. Зритель становится невольным участником ее бытия, совершенно забывая, о том, что полотно создано красками, настолько живо и искусно, написана картина, излучающая теплоту сердца и светлой грусти героини.
Вполне закономерно, что А.Шилов, художник, всем своим творчеством утверждающий идеи сострадания и сопереживания боли человеческой души, обращается к теме духовенства. Но при этом, кого бы он не писал, простую монахиню или митрополита, независимо от званий и чинов, его задача – предельно правдиво и пронзительно выразить внешнюю и внутреннюю индивидуальность личности. Сам мастер так говорит об этой теме: «Представители духовенства, монашества – прежде всего люди, а каждый человек имеет свой образ и свой характер. Писать их сложная психологическая задача. Очень интересная и ответственная». Что происходит с человеком, когда он уходит от внешнего мира и решается посвятить свою жизнь служению богу? Меняется ли он? Ведь истинная вера – в душе человека, не во внешних атрибутах, а в том, чтобы совершать благие дела. Как сказал Христос: «Сотвори храм веры в душе своей». Философские размышления мастера проявляются в портретах архиепископа Пимена (1990), Иеромонаха Иеронима, игумена Зиновия, где в глубокой психологической характеристике, образно-художественном решении, в колорите А.Шилов сопоставляет разные характеры, разный внутренний мир и устремления.
Потаенное от посторонних глаз движение души и сердца выявляет художник во взгляде героини картины «За монастырской стеной» (1991). Композицию полотна мастер разделяет на две части: затемненный угол кельи и свет окна, словно свет того мира, который по-прежнему зовет, той жизни, которая, казалось бы рядом, но так недоступна далека. Динамичный разворот юной прекрасной монахини от икон и евангелия к окну выдает минуты смятения, сомнения в правильности сделанного выбора. Фиалки на окне, являющиеся в мифологии воплощением слияния красоты земной и небесной, символом покорности и смирения, тянутся к свету и свободе, но один из них сломлен и увядает. «Разве монашество и одиночество – это единственная цель жизни, которой могла посвятить себя эта девочка. Ведь жизнь ее только начинается. Насколько ее жизнь могла быть полнее и прекраснее! Сколько света и красоты она сама могла принести в нашу жизнь, если бы осталась в миру среди нас!» - размышляет автор.
Иное настроение ощущается в портрете епископа Василия Родзянко (1998) воплощающего образ мудреца и философа, осмысливающего тайны бытия, способного даровать ту духовную поддержку, в которой каждый нуждается в трудные моменты жизни, в минуты смятения. Просто и естественно выстраивает художник композицию портрета: икона Пресвятой Богородицы, мерцающая лампада, священная книга, хранящая в себе мудрость веков, раскрытая лишь в самом начале. Сколько человечеству еще предстоит понять и осмыслить…Но над всем этим царит спокойный, добрый, внимательный взгляд епископа, исполненный мудрости, понимания жизни и людей со всеми их достоинствами и недостатками, вызывающий теплое чувство доверия.
Картины, обладающие внутренней глубиной, побуждают думать, сопереживать, и зрители часами стоят перед этими работами, постигая полностью тот сокровенный смысл, который сокрыт в полотне, проникаясь ощущением того особого, по-настоящему прекрасного мира, что хранят в себе картины истинного мастера.
«Мастерство, сердце, ум – вот путеводители для художника. Как бы ни был человек одарен от природы – без профессионального мастерства он ничего не сможет сказать людям. Но если мастерство не согрето сердцем художника, то работа будет технически грамотной, но не сможет вызвать чувство сопереживания и сострадания, не сможет затронуть сердце зрителя. Художник должен быть с чуткой, ранимой утонченной душой». Эти слова Народного художника СССР, академика Российской академии художеств А.Шилова ярко определяют характер его творчества. Мастерство – это средство для выражения того, что художник чувствует и хочет сказать людям. Каждая работа истинного мастера – это часть его жизни. Верность классическому реалистическому искусству требует большой любви к своему делу, мужества и полной отдачи сил. Ведь, прежде всего, это изнуряющий душевный и физический труд. При этом А.Шилов не выставляет на показ всю трудность творческого процесса, не позволяя увидеть в картине всю тонкость художественной кухни, кричащей, навязчивой техники или особых эффектов, чтобы привлечь и поразить наше воображение. Сохраняя верность традициям классической школы, А.Шилов утверждает своим творчеством, что идея истинного искусства содержит в себе духовную красоту мысли, чувства и поступков, поскольку красота в искусстве – это не только эстетическое значение, но, прежде всего, нравственная красота человеческой души. Проявляя твердость своей творческой и жизненной позиции, А.Шилов и прямо, и косвенно участвует в общественном диалоге культур, в идеологической битве за судьбу искусства. Он не просто показывает возможности и достижения классической реалистической школы, но своим искусством, своим мастерством А.Шилов утверждает реализм, как высшую, непреходящую, истинную ценность в современном обществе. Это искусство всегда современно и своевременно, всегда нужно людям.
Леонардо да Винчи, один из гениальных художников классической школы, говорил: «Чем ближе художник в своей работе подойдет к природе, тем его произведение искуснее и будет дольше жить». Сохранились размышления французского живописца Энгра: «Вся красота в природе…В природе нет плохого исполнения… Тот, кто в своем искусстве идет против природы, дает пинок в чрево своей матери.» Все величайшие художники мира искали свое вдохновение в природе и в той красоте, которая в ней заключена. Свидетельство тому – великолепные творения классического реалистического искусства, которые они оставили нам, перед которыми преклоняется народ. Глядя на эти гениальные произведения, трудно поверить, что созданы они кистью художника. Искусство – от слова искушение. Искушать величайшим мастерством, когда простыми красками, на неодушевленном холсте художник создает жизнь. И это искусство, основанное на великих классических традициях, не нуждается в поясняющем голосе искусствоведа. Именно такое искусство является путеводной звездой для А.Шилова.
«Моя важнейшая задача, - говорит мастер – достучаться до людских сердец и почувствовать по отклику, нужно ли мое искусство людям». После одной из выставок в книге отзывов были написаны слова: «Спасибо Вам за те, чувства которые охватывают нас, когда мы смотрим на картину «Вдвоем». В композиции этой жанровой картины нет вещей само по себе красивых, тона полотна спокойны и сдержаны. Но работа наполнена ощущением необычайной теплоты, поэзии, музыкальности и, в тоже время, щемящей грустью одиночества. С какой пронзительной силой звучит рассказ художника о том, как не просто порой найти близкую, родную душу.
Печальный чистый взгляд героя картины «В день рождения Ариши» полон щемящей тоски о близком человеке, которого никогда уже не будет рядом, душевного благородства и светлой памяти. Но, несмотря на глубокую печаль героя, пронзительное напоминание художника о трагической неумолимости и быстротечности жизни, само полотно поражает удивительным ощущением тихой грусти, где нет места отчаянию, вызывая в памяти известные слова: «печаль моя светла». Это щемящее ощущение невольно вызывает вопрос о том, что владеет сердцем художника, когда он работает над картиной? «Рисую, - замечает мастер, - и ловлю себя в доли секунды на том, что рука сама идет по холсту. Можно ли это объяснить?»
Одну из самых трогательных, идущих из самой души, тем в творчестве А.Шилова – одиночество среди людей – продолжает картина 2008г. «Одинокая скрипачка». Глаза героини наполнены болью, страхом и отчаянием перед будущим, перед настоящим, перед одиночеством. Художник явно сочувствует своей героини, но, в тоже время, с безвыходной грустью рассказывает о том, как после осени жизни неумолимо приходит зима. Беспорядок во внешнем облике пожилой скрипачки указывает на душевный разлад, непокой и беззащитность перед неизбежным. Скрипка в руках – как самое близкое существо, старый проверенный друг, который поможет и утешит в трудную минуты и, в тоже время, как символ вечности, неумолимой и прекрасной, как та прекрасная музыка, которую она способна творить в бережных и любящих руках. Музыка и живопись очень близки. Руки музыканта, руки художника, их сердца, отмеченные «искрой Божей», создают великое чудо, способное осветить самую обыденную жизнь, позволяют проникнуть в тайны человеческой души, подняться на ту высоту, с которой только и можно понять истинную цену жизни, постичь ее смысл, через постижение произведения истинного искусства.
Великие мастера классической школы всегда формировали ответственное отношение к образу человека и окружающего его мира, выполняя большую общественно-историческую задачу, возвышая душу человека. Развивая высокое искусство реалистического портрета, А.Шилов уже многие годы создает портретную летопись нашего времени. Среди его работ значительное место занимают портреты представителей творческой интеллигенции: писателей, режиссеров, актеров, политических и общественных деятелей, музыкантов, ученых.
С чувством искренней, сердечной благодарности истинным врачей, за их тяжелый, благородный труд, за спасение близких, родных для художника людей, написаны портреты выдающихся хирургов, верных клятве Гиппократа, каждодневно встречающихся с человеческой бедой, со взглядом молящих, наполненных болью и надеждой глаз: портрет академика В.Д.Федорова, акдемика И.И. Дедова, профессора Е.Мазо, академика В.И.Шумакова, академика И.И. Чисова.
С большим знанием человеческой психологии и мастерством пишет А.Шилов портреты известных всей стране людей, раскрывая новые грани характеров, высвечивая в них самое сокровенное и порой неожиданное. В альбоме представлены портреты Народного артиста России, композитора О.Б.Фельцмана, Народного артиста России, режиссера М.Козакова, Народного артиста СССР В.А.Этуша, солиста Большого Академического театра, Народного артиста России В.Моторина, писателя В.Г.Распутина.
В портрете Народного артиста России, кинорежиссера Э.Рязанова художник выявляет тонкий ум, глубокий, лирический, ранимый внутренний мир, человека, способного видеть истинную суть людей с их слабостями и заслугами, чувствовать движение сердца, каждый потаенный уголок души.
Легенда советского кинематографа, кинорежиссер и великолепный актер, Народный артист СССР С.Бондарчук, познакомившись с творчеством А.Шилова, сказал: «Дар его редкостный. Он от великих корней русской живописи». В портрете С.Бондарчука художник высвечивает лицо человека, прошедшего сложный жизненный путь, много испытавшего, много достигшего и, в тоже время, выявляет его беспокойную, терзаемую внутренними сомнениями душу. «Я видел путь, пройденный режиссером – говорит А.Шилов, - каждую свою работу он делал страдающим сердцем. Только так художник и должен работать, пропуская работу через свою душу, стремясь к правде».
Человеку отпущена только одна жизнь. Но актеру, пропускающему через свою душу судьбы своих героев, словно дано прожить несколько жизней. В их глазах мы видим осмысление многих человеческих судеб, зеркальное отражение нашего мира.
Так, в портретах известного актера В.Федорова «Актер В.Федоров в спектакле МХТ «Тартюф» (2006), «Портрет актера В.Федорова» (2005) художник не просто передает образы героя, но раскрывает его чувства, размышляя над тайной человеческой судьбы. В картине «Что жизнь?» А.Шилов показывает артиста в образе придворного шута 18 века, осмысливая участь «маленького человека» в борьбе с «огромными» обстоятельствами, когда каждый день становится постоянным преодолением себя и окружающего мира, своей судьбы. В трагических глазах героя словно читается немой вопрос: «За что?» В силах ли человека ответить на этот вопрос?
Особая глубина осмысления жизни свойственна А.Шилову вне зависимости от жанра. «И в пейзаже, и в натюрморте, - отмечает мастер, - должно быть состояние души. Без этого любое творчество бессмысленно». Извечные вопросы добра и зла, порока и добродетели, поиска истинны и выбор человека, когда он находится между ними, воплощает художник в своих лирико-философских натюрмортах «Моя родня» (2002), «За Истину» (2006), «Рождество» (2006), «Неугасимая лампада»(2002). А.Шилов раздвигает границы жанра. Его натюрморты настолько выразительны и живы, что невольно охватывает восхитительное удивление, неужели, это правда нарисовал человек! Здесь все настолько осязаемо, что часто зрители называют натюрморты А.Шилова «жизнью, заключенной в раму». Все дышит, все наполнено ощущением присутствия человека, и каждая деталь раскрывает целую философию его бытия. В каждом из натюрмортов А.Шилова заключена глубокая мысль автора о человеческой судьбе.
Так, при взгляде на картину 2008г. «Молитва», совершенно забываешь, о том, что это написанное полотно. Преисполненный одухотворенностью божественный образ Девы Марии зовет своей чистотой к искренней, сокровенной молитве – обращению к Создателю и, в тоже время, обращению в глубь самого себя, в тайны своей души.
А сколько чувства и поэтической грусти заключено в «Анютиных глазках» (1982)! После одной из парижских выставок в книге отзывов появились такие слова: «Ваши цветы – живые. Они смотрят в мир, как глаза земли». Действительно каждый лепесток этих скромных цветов словно вобрал в себя всю красоту мира и всю земную печаль.
Удивительно душевны пейзажи А.Шилова, наполненные чувством, размышлениями художника. Обладая особой прелестью, они передают изумительное ощущение тончайших состояний природы: вечную перемену времен года, восторг восходов и тихое умиление вечерних зорь.
«Один из моих любимых материалов – пастель» - отмечает художник. Эта сложнейшая техника требует виртуозного владения рисунком и тяжелой длительной работы. А.Шилов пишет пастелью по шероховатой поверхности наждачной бумаги, слой за слоем, пальцами втирая специальные цветные мелки в эту острую поверхность, стирая пальцы в кровь. Но при этом, не позволяя зрителю ощутить всей тяжести своего труда, добиваясь необычайной изящности формы, красочного многообразия, мягкости и нежности тонов, превращая мелки в жизнь. Виртуозное владение техникой пастели мы наблюдаем в портретах «Ольга» (2001), «Нана» (1989), «Наталья» (1998).
В этой технике выполнен портрет «Машенька Шилова» (1983). Солнечным называют этот портрет юные зрители. Открытый, доверчивый взгляд, который бывает только у верящих в сказки детей, когда они могут радоваться даже простому лучику солнца, верят в то, что добро существует. С любопытством, тепло и доверчиво смотрит на нас маленькая героиня полотна. И кажется, с такой же любовью и теплотой сам художник всматривается в чистый, непосредственный мир детства. Машенька спокойно, слегка улыбается, не стремясь сорваться с места, чтобы посмотреть, что отец так долго рисует за мольбертом. И зритель улыбается в ответ маленькой девочке, словно отвечая на ее немой вопрос – твой папа нарисовал свою любовь.
Нежная прозрачность пастельной техники и легкая прохлада полутонов, которых достигает мастер, как нельзя лучше подчеркивают трогательность момента в картине «Утро» (1978). «Утро» материнства, «утро» пробуждения человеческой жизни. Настолько трепетно художник раскрывает эту тему, что однажды солдаты, побывавшие в «горячих точках», проходя реабилитацию в галереи А.Шилова, сказали об этом полотне: «Нам всегда говорят - Защитники Отечества. А что такое Отечество? Вот оно здесь – перед нами».
Многие столетия таинственная притягательность женской красоты вдохновляет мастеров на создание бессмертных творений, вошедших в сокровищницу мировой художественной культуры. Мягкая грация, лирическая гармония женских образов А.Шилова уводят нас в особый мир красоты. Образы героинь «Танец с амуром» (1999), «Сонеты Петрарки. Портрет Анастасии Дутиковой» (2007), «Портрет Татьяны» (1978) наполнены особой поэзией и чувством, и как бы, освещены изнутри. И именно этот внутренний свет делает их столь прекрасными. Как отмечает художник: «В женских образах звучит ностальгия по настоящей женщине… Когда я пишу женщину, я одеваю ее иначе, и все скрытые в ней природой качества оживают. Меняется не просто внешний облик. Меняется внутреннее ощущение, и она преображается совершенно. Это больше, чем просто красота».
В альбоме представлена не только живопись, но и графические работы А.Шилова. «Рисовать надо уметь прежде, чем быть художником» - сказал Карл Брюллов. А французский живописец Энгр, заметил: «Когда дом стоит на прочном фундаменте, можно спать спокойно. Рисунок – основа всего изобразительного искусства. ¾ того, что мы видим в живописном полотне, относится именно к рисунку». Виртуозное владение техникой рисования позволяет А.Шилову передать всю полноту ощущений, когда забываешь, что перед тобой графическая работа и ловишь себя на мысли, как мог человек без помощи цвета воплотить абсолютную реальность, передать природу предметов, явлений, создать иллюзию перелива цветовых оттенков. Неслучайно художник любит повторять слова Микеланджело: «Кто владеет рисунком, тот беседует с богом. Ему подвластно все».
Каждая из, представленных в альбоме, графических работ А.Шилова, имеет свою самостоятельную художественную значимость. Мы можем видеть и быстрые зарисовки с натуры, как например, серия «В мире снов» (1980), и вполне завершенные графические портреты, как «Портрет летчика истребительного авиационного полка Нормандия-Неман И.И.Молчанова (2007), «Анастасия» (2007), «Портрет Народного артиста СССР, режиссера М.Казакова» (2007), «Портрет Народного артиста России С.Шакурова» (2003). Оставаясь верным своим принципам, А.Шилов не стремиться приукрашивать своих героев, открывая в каждом из них подлинную, истинную суть, где внешний облик является отражением внутреннего мира.
Знакомясь с творчеством А.Шилова, чувствуешь, что создание произведения искусства для него – всегда осмысление, исследование мира людей, чтобы проникновеннее, глубже понять окружающий мир и увлечь, повести за собой зрителя, словно Данко освещая путь людям своим сердцем, пробуждая добро, красоту и милосердие. Это неизменное устремление, твердость профессиональной и жизненной позиции выявляют особое значение творчества А.Шилова в нашем современном мире и в истории искусств. «Искусство, основанное на величайшем мастерстве и духовности, как алтарь, на который художник кладет свое сердце, отдавая служению людям себя без остатка, – отмечает мастер, - и этот уровень должен быть, с моей точки зрения, незыблемым в настоящем искусстве».
Истинный художник тот, кто стремится расти над собой, видя свои недостатки. Для этого нужно учиться у великих мастеров прошлого. Необходимость этого осознавали все настоящие художники. Репин сказал: «Если вы хотите создать что-то хорошее, нужно смотреть на великих мастеров».
Быть самым строгим своим судьей, безусловно, очень сложно. Но, не замечая своих недостатков, не стремясь их исправить, постоянно совершенствуясь, невозможно достичь настоящего мастерства. Неслучайно Суриков говорил: «Вдохновение – это награда за каторжный труд».
Глядя на творчество А.Шилова, действительно видишь, как в каждой своей новой работе, он поднимается над предыдущей, развивая и совершенствуя мастерство, глубину мысли и чувства.
Все самые великие художники мира до последнего вздоха стремились к высшим достижениям в своем творчестве, совершенствовались, не успокаиваясь на достигнутом, потому что самозабвенно любили искусство, понимали его цель и ответственность перед людьми, ведь приезжая в любую страну мира, мы судим о нации по ее искусству. Такие творцы по праву могли называться духовными путеводителями народа, потому, что именно они своим искусством просвещали людей, окружая красотой, давали пищу для души и наслаждение для глаз. Такое искусство не нуждается в обновлении, потому что его основа – красота. «Любите истину и красоту, которая из нее вытекает» - заметил Энгр. Настоящая красота вечна и именно в ней нуждается человек. Такое искусство не зависит от времени, и будет существовать всегда, пока существует жизнь на земле.
Именно этот сложный путь, проложенный великими мастерами классической школы, раз и навсегда избрал для себя А.Шилов, с первых своих шагов в искусстве и по сей день, сохраняя ему верность без всяких колебаний и сомнений. Преумножая своим искусством красоту и возвышая душу человека, он сумел достучаться до людских сердец и его тонкое, поэтическое, проникновенное искусство стало неотъемлемой частью духовной жизни нашего великого Отечества и востребовано во многих странах мира.
Александр Максович Шилов – Народный художник СССР, академик Российской академии художеств, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, награжден многими государственными и правительственными наградами, международный планетарный центр Нью-Йорка назвал одну из планет именем «Шилов». Его персональные выставки с успехом проходили во Франции, Италии, Германии, Японии, Канаде, Португалии, Беларуси, Арабских Эмиратах и других странах. Посетив его мастерскую, премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер сказала: «Ваше искусство понятно всем».
Чувствуя, как в каждом полотне мастер отдает зрителям свое сердце, люди отвечают ему неизменной любовью и благодарностью, оставляя свои добрые слова в книге отзывов:
«Мир Вашего творчества очень важен в деле духовного и нравственного воспитания человека. Мы видели, как преображаются лица наших учеников перед чудесными творениями Великого мастера!»
«Мы счастливы, что являемся Вашими современниками. Вы создаете эпоху в лицах».
«Своим Великим искусством Вы достучались до наших сердец. Оно нужно нам, как глоток чистого воздуха».
«С благодарностью и восхищением» - записал премьер-министр РФ В.В.Путин, посетив галерею А.Шилова.
Всемирно известный ученый, лауреат Нобелевской премии академик Н.Н.Семенов, познакомившись с его творчеством, написал: «Искусство А.Шилова с его стремлением познать тайны души человека, раскрыть его лучшие качества, вызывает глубокое ответное чувство сопереживания. Подобное подвластно только зрелому мастеру, творчество которого проникнуто любовью к человеку, своему народу, своему Отечеству».
Татьяна Иванова