В настоящее время стало ясно, что одновременное существование двух или более направлений в столь противоречивую эпоху вполне возможна. И маньеризм стал самостоятельным направлением в искусстве с характерными чертами и яркими представителями. Его значение в развитии искусство заметно возросло в глазах историков-искусствоведов. В тоже время художники, опирающиеся на устоявшиеся традиции и идеалы, продолжали эпоху Ренессанса в ее поздний период.
Что же собой представляет направление маньеризм? Художники-маньеристы решительно отказались от идеальности Ренессанса в угоду субъективному видению и свободе творчества. Они смело нарушали каноны и пропорции, экспериментировали с цветом и композицией, искажали анатомию и перспективу. Впрочем, дальнейшего развития маньеризм не получил, хотя и дал искусству ту свободу, которая толкает любого творца на пути развития. Следующая эпоха барокко, пусть и не до конца, но вернулась к традициям Возрождения, предпочтя не «увечить и уродовать» линией, а строго следовать природе какая бы она уродливая не была.
Яркими художниками-маньеристами были: Якопо Понтормо (1494-1556), Пармиджанино (1503-1540), Бронзино (1503 - 1572), Эль Греко (1541 - 1614), Фьорентино (1495-1540).
Значительные произведения маньеризма: «Мадонна с длинной шеей» (Пармиджанино), «Элеонора Толедская с сыном» (Бронзино), «Погребение графа Оргаса» (Эль Греко).
черты маньеризма, Эль Греко