Главный Каталог Статей РФ
68982 авторов, размещено 45612 статей, сейчас на сайте пользователей: 45 Статистика
Аватар arbat20

Ода гуаши

Категория:  Живопись  | Автор:  arbat20 | Опубликовано: 16.10.2007

В прошлом гуашь рассматривалась как материал чисто оформительский, приспособленный лишь для утилитарных нужд и единовременного пользования. Краски красивые, яркие, но не долговечные, бытовало мнение. Я думаю, что это не так, и гуашь как средство выражения самых высоких идей и чувств еще не реализована в полной мере. Уверен, огромные возможности этого уникального материала скажут свое слово в мировой живописи.

Гуашь, когда произносят это слово, рождается удивительный и ни с чем не сравнимый запах материала, как начало, как ключ к пониманию неповторимого мира, заложенного в нем. Вспоминается все, что делалось ранее в виде движения токов души и рождается возвышенное состояние, той особой художественной нирваны, называемой вдохновением. Сердце художника наполняется страстью творчества, и кажется, что тебе все по плечу. Совершается акт творения нового мира, через молитву мастера перед листом бумаги иди полотном. Но чтобы так понимать и любить материал и свое дело, его необходимо знать и ценить, как самое дорогое, как соратника в многотрудном пути художника и человека. Осмелюсь поделиться с вами, дорогие читатели, некоторыми соображениями по непосредственному процессу работы с гуашью. И еще кое-какими сопутствующими мыслями.

Гуашь для меня представляет собой материал с широчайшими возможностями — от нежнейшего водяного, акварельного письма до корпусного мазкового. Появляется возможность претворить в жизнь любые, самые смелые замыслы автора.

Конечно, гуашь отличается и от акварели, масла или темперы, хотя с последней у нее много общего. Неповторимость материала, как раз дает возможность проявиться в полной мере индивидуальности автора. Гуашь это матовая, бархатная поверхность благородная во всех отношениях, Как бы художник ни терзал ее в процессе работы, божественное спокойствие материала в итоге одерживает, как бы, некую победу над мятежным духом художника и приводит в равновесие вновь рожденный мир автора. Чистяков говорил: «По сюжету и прием». Но и матер ал со своей неповторимостью оказывает сильнейшее действие на автора и принимаемые им решения, даже на сюжет произведения, а скорее на его глубинную суть, которую невозможно описать словами.

Свои гуашевые работы я начинаю легко в акварельной технике иногда даже и останавливаюсь, когда чувствую, что вот оно свершилось. Но, как правило, иду дальше, переход, где нужно к более корпусному, мазковому письму, сродни масляной живописи, по сюжету и приему оставляя места первоначальных лессировок. Нельзя забывать, что этот материал работает наиболее мощно и цельно плоскостью, локально. Тонкое лессировочное письмо наносится же в гуаши изначально, а не в конце, В этом одно из отличий этого материала от других.

Можно работать гуашью и как пастелью или карандашом, выявляя образ небольшими мазками.

Итак, мы определили, что гуашью можно работать, как акварелью, маслом, пастелью и др. Но есть некоторые качества, свойственные только этому материалу Во первых, им нельзя писать лессировками, как завершающим этапом в создании произведения, но лишь в начале. Корпусно положенные мазки нежелательно перекрывать жидко, как акварели, во избежание появления грязи и в итоге создания сумбурной вещи. Во вторых, гуашь хороша, когда напоминает флорентийскую мозаику, или пуантель, т. е. сохраняет ЧИСТОТУ и звонкость красок. Именно этот язык наиболее свойственен и приемлем для гуаши.

Она, по моему мнению, не для начинающих, но для профессионалов, которые умеют и могут работать быстро, на одном дыхании. Мастера и дети работают в одной плоскости свободы творчества.

Я видел много раз, как гуашью пишут дети. Они сразу, без подмалевков и долгих рассуждений, берут и лепят образ. Уверен, по-другому с ней просто нельзя. В этом и заключена неповторимая суть этого материала.

Нет, я, конечно, не запрещаю пользоваться этим материалом всем, кто этого хочет. Пробовать необходимо. Хотя бы для того, чтобы самому определиться и понять на каком уровне творческой свободы он находится.

Пикассо немного лукавил, когда говорил, что посвятил жизнь тому, чтобы научиться писать, как ребенок. Я думаю, что детская свобода несколько однобока, поэтому их рисунки зачастую похожи один на другой. В них нет пока яркой индивидуальности, выработанной художником в сражениях с жизнью и самим собой, но есть свобода. И Пикассо, и другие великие сумели слить воедино детскую свободу, дарованную изначально, с индивидуальным, неповторимым почерком мастера.

Сохранить свободу, став личностью в искусстве, вот одна из целей творчества.

Хочу поделиться еще одним соображением. В связи с тем, что гуашь — материал, как мы определили выше, «быстрого реагирования», то очень хорошо и удобно работать им на пленэре. Делая этюды, а порой и законченные произведения, быстро и уверенно, ловить неповторимые мгновения вечно меняющегося и уходящего мира, как вокруг, так и внутри нас. Все мои гуаши сработаны именно таким образом. И чистоту, и лучезарность я почерпнул под небом в прямом общении с миром. Гуашь сохнет быстро, поэтому мобильность в передвижении, которая так необходима художнику, раскрывается в полной мере, позволяя делать большое количество совершенно разных работ. После такого, наполненного работой дня, чувствуешь, что не зря живешь и творишь. «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Особое счастье и честь быть художником в такие времена. Брать на свои плечи тяжесть мира и нести ее до последней черты, не сгибаясь и не предавая ни себя, ни тех, кто в тебя верит, зажигая твердостью и уверенностью слабые сердца.

Я пришел к гуаши после длительного периода работы маслом, акварелью, пастелью и другими средствами выразительности. Сейчас пишу исключительно ей, как наиболее подходящим мне материалом. Наверное, у каждого художника разные периоды творчества, соответствуют разным материалам, раскрывающим в наибольшей степени их художнические воззрения, темперамент и внутреннее состояние.

Еще несколько практических советов.

1. Писать гуашью пастозно не рекомендуется, так как толстый слой краски неминуемо потрескается, а затем осыпется.

2. Гуашевые картины, написанные на холсте, можно закреплять лаком, но при этом необходимо помнить, что под ним краски сильно меняются в цвете. Я много раз проделывал такие эксперименты, добиваясь интересных результатов.

3. Хранить гуаши надо как и другую живопись: необходима ровная температура, рассеянный свет, а лучше в темноте и с нормальной влажностью. Самое главное, гуаши боятся чрезмерного тепла и сухости, от этого даже тонкий слой краски может потрескаться.

4. В раме под стеклом гуаши прекрасно себя чувствуют долгие годы. Но все же необходимо избегать прямого сильного света, чрезмерного тепла и влажности. Гуашью, как отмечалось выше, можно работать, как акварелью и так же сильно и мощно, как маслом или темперой. В этом раскрывается еще одна сторона материала — его универсальность. Но в то же время, сохраняя и приумножая свои неповторимые черты, матовую поверхность, чистоту красок, свойственную мозаике и обратный метод работы — отлессировокдо корпусного письма. Конечно, по большому счету, в итоге все зависит от самого художника, высоты его свободного духа, мастерства и творческой индивидуальности. Придет время и его огонь перейдет в другие достойные души и сердца.


Художник А. Киргизов

Журнал «Художественный совет» №4 (32)

Сайт автора: www.kirgizov.by.ru

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Jordan
Как нарисовать картину своими руками В современном дизайне интерьеров флуоресцентная краска, купить которую не составит труда, занимает особое место. Впрочем, этого и следовало ожидать, ведь люминесцентная краска — настоящая находка, с п...
Категория: Живопись | Автор: Jordan | Добавлено: 18.11.2010
Аватар zharinov
Как рисовать сангиной Техника рисования сангиной...
Категория: Живопись | Автор: zharinov | Добавлено: 25.07.2010
Аватар Arina Voroshilova
Искусство вечно - ко дню рождения Питера Пауля Рубенса 28го июня исполняется 439й год со дня рождения нидерландского художника Питера Пауля Рубенса. Благодаря его таланту миру предстал новый жанр, повлекший за собой развитие и возникновение новых ценносте...
Категория: Живопись | Автор: Arina Voroshilova | Добавлено: 26.06.2016
Аватар larty
Маньеризм или Позднее Возрождение Исходя из хронологического порядка после Высокого Возрождения несомненно должно идти Позднее Возрождение. Долгое время исследователи придерживались именно такого мнения, однако все больше и больше иск...
Категория: Живопись | Автор: larty | Добавлено: 15.03.2013
Аватар artakela
Выжигание по дереву Рассказ от автора о русских сувенирах в уникальной технике выжигания по дереву...
Категория: Живопись | Автор: artakela | Добавлено: 07.03.2011
Лучшие авторы
Аватар Aron
Написание качественных статей под ваши ключевые за...

Читать

Аватар o_style
Компания персонального фитнеса.

Читать

Аватар Aleksandr-sites
Создание, реализация сайтов.
Поддержка бизнес-проектов.

Читать

Аватар Costa de Valencia
С 1995 года языковая школа Costa de Valencia специ...

Читать

Аватар krasota24.com
Красота спасет мир!

Читать

Свежие комментарии
Ув. Queen Bazi, Вы настоящая королева в бацзы! Я каждый день хожу на в...

Читать

Беговая дорожка которая используется для бега, а не для ходьбы. Она ре...

Читать

Спасибо за полезную информацию, эти знания и правду пригодятся многим ...

Читать

Считаю, что Minecraft заслуживает популярности, потому что хорошо влия...

Читать

Обсолютно согласен

Читать

Напишите нам