Литературные жанры вчера, сегодня, завтра
Заядлые книгоманы знают, что в любом магазине – хоть электронном, хоть реальном, книги рассортированы по жанрам. Это значительно облегчает поиск того, что соответствует читательскому вкусу и интересу. Есть полки с любовными романами, детективами, зарубежной или отечественной фантастикой. Но многие ли могут дать точное определение, что же такое литературный жанр? Или сказать, сколько всего их существует?
Официально под литературным жанром подразумевают группы произведений, схожих некоторыми содержательными и формальными свойствами. Считается, что впервые к систематизации жанров прибегнул Аристотель в своем трактате «Поэтика». Именно в античности сформировались основные жанры архаичной европейской литературы. Их принято обособлять в несколько родов:
Эпос (басня, роман, повесть, притча и др.) – объективно повествует о жизни отдельных людей либо о явлениях общественной жизни.
Лирика (гимн, элегия, ода, стихотворение) – отражает субъективные впечатления и переживания лирического героя.
Драма (сатира, трагедия, трагикомедия) – описывает взаимоотношения между людьми, внутренние и внешние конфликты героя.
Также выделяют лироэпические произведения – баллада, поэма и т.д.
Долгое время античная жанровая система считалась раз и навсегда закрепленной. А потому автор должен был добиваться строгого соответствия своего произведения свойствам того жанра, в котором работал. Указания и нормативы по написанию произведений того или иного жанра содержались в поэтиках.
На протяжении сотен лет попытки развивать и дополнять сложившуюся систему жанров воспринимались как уродование и отклонение от образца. Однако к концу XVIII века никакие поэтики были не в силах сдержать эволюцию литературы. Некоторые прежние жанры отмирали или забывались, в то время как другие становились популярнее. И, конечно же, возникали новые деления на поджанры, а также альтернативные подходы к самой категоризации произведений. Так, в определенные периоды истории активно развивались произведения гибридного или неопределённого жанра, например, пьесы (между комедией и трагедией). Порою авторы умышленно разрушали жанровые ожидания читателей, и некоторые такие художественные находки со временем закреплялись в обиходе, становясь отдельными жанрами. Постепенно литературоведы пришли к пониманию того, что литературные жанры – не строго заданная система, а закономерно формирующиеся единицы, устойчивые тематически, композиционно и стилистически.
Своеобразно развивались жанры в русской литературе. Так, до XVIII века в ней доминировали такие жанры, как летопись (хронология исторических событий), поучение (сборник важных нравственных идей), житие (жизнеописание святых), слово (около-политические тексты) и хождение (тексты о путешествиях). Позже данные жанры вытесняются различными разновидностями романов (как классическими, вроде «Анны Карениной» Л.Н. Толстого, так и уникальными по форме, например, стихотворный роман «Евгений Онегин» А.С. Пушкина или роман-поэма «Мёртвые души» Н.В. Гоголя). А также распространение получают повести, рассказы и лирика.
К XX веку наблюдается обособление так называемой массовой литературы, противопоставленной той, что нацелена на художественный поиск. Литературный масс-маркет обозначил необходимость вновь четко делить произведения на жанры, чтобы читатель смог ориентироваться в потоке предложения, опираясь на свои предпочтения. Античные жанры для этого не подходили, потому в наше время сформировалась новая система жанров. Так к концу XIX века появляются детектив, научная фантастика и любовный роман, в начале XX века очерчивается фэнтази.
В настоящее время общепринято выделять такие жанры, как боевик, детектив, хоррор, различные виды романов – авантюрный, любовный, исторический, а также фантастику, куда включают и фэнтази. Кроме того существует множество гибридных жанров, таких как космоопера, любовное фэнтези и так далее. Современная литература настолько богата жанрами, что составить полную классификацию проблематично.
Даже классификации уже ставших классикой произведений пересматриваются, литераторы ищут всё новые принципы категоризации жанров. Например, один автор делит произведения на экологический хоррор (ужасы, где угрозой служат стихия и природные катастрофы), эльф-панк (городское фэнтази, героями которого становятся фольклорные персонажи) и многие другие.
Мощным пластом современной литературы стала так называемая сетература (или сете-литература) – произведения, публикуемые исключительно в сети Интернет. Саму сетературу принято делить на ориджинал (оригинальную авторскую историю) и фанфикшен (любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных произведений). Сетература также имеет собственное деление на жанры. Например, в ней выделяют занавесочную историю (текст о повседневных бытовых заботах героев), ангст (депрессивное произведение о сильных душевных переживаниях героя), флафф (история о теплых и милых отношениях), и другие.
Примечательно, что все вышеперечисленные нынешние жанры появились и распространились за рубежом, а после были подхвачены и распространены российскими авторами и читателями. То есть, современный литературный процесс преимущественно подвержен «западному» влиянию, а названия жанров являются калькированием с английского. Однако и в отечественной литературе сейчас можно обнаружить попытки выделения новых поджанров. Так, именно в русскоязычной сетевой среде появился термин «энтомотура» – произведения, персонажами которых обязательно должны быть насекомые.
В целом, на сегодня и в зарубежной, и в отечественной литературе существует не только множество жанров, но и множество подходов к жанровому делению. Критерием такого деления может быть форма произведений (новелла, роман, пьеса), содержание (комедия, ужасы, драма), и так далее. Кроме того, литература может делиться по целевой аудитории: дамские романы, детская литература или так популярная в последнее время янг-эдалт (young adult) – литература для подростков. Сама же литература как вид искусства продолжает развитие, а, следовательно, жанры и их систематизации будут неоднократно меняться в дальнейшем.
Энотомотура
Пару раз встречал на просторах Рунета такое название жанра, как "веганпанк" - литература, прямо или косвенно призывающая к разумному потреблению, переходу на вегетарианскую диету и так далее. Традиционно включает описания ужасов мясозаготовки.
Voice | 18.05.2021Довольно интересная жанровая классификация в Японии - там жанры делятся по целевой аудитории: кодомо (дошкольники), сёнэн и сёдзё (мальчики и девочки школьного возраста соответственно), сэйнэн и дзёсэй (парни и девушки старшего школьного возраста и старше). При этом в тот же сёнэн входят и оптимистично-наивные боевички "Наруто" с "Ванписом", и мрачный триллер "Тетрадь Смерти", а в сэйнэн - как сложные психологические драмы вроде ERASED, так и глуповатая околоэротика наподобие Strike Witches.
Разумеется, более традиционное деление тоже присутствует, со своей спецификой (та же околоэротика выделяется в жанр "эччи", например).
О, хорошая статья. Энотомотура? Большинство произведений такого плана - о насекомых - относится к фантастике. В принципе, почему нет? А если насекомым дать интеллект? Что получится?
Апостроф | 18.05.2021