Как создать писательский бренд
Сделать собственное имя брендом – бизнес-стратегия, давно и широко применяемая как за рубежом, так и в России. Суть его – в создании определенного узнаваемого образа, имиджа, который у всех на слуху и которому доверяет потребитель. Одно-два слова, скрывающие целую историю и несущие определенное значение для «посвященных».
Сам по себе бренд – это некая образная величина, символ, в который вложены ценности и идеи, а также система отношений людей, их разделяющих. Личные бренды возникают в совершенно любой сфере. Неудивительно, что и в писательской среде появляются таковые. Писатель может сделать своим личным авторским брендом творческий псевдоним, либо под таковым может скрываться группа соавторов. В любом случае, профессиональное писательство – это не только творческая сфера, это особая форма бизнеса, где формируются особые подходы и механизмы работы с «клиентом». И бренд писателя – один из них.
Первый вопрос, который может возникнуть у писателя: для чего ему бренд? Ведь вроде бы достаточно просто быть талантливым, и слава, а с нею и заработок, придут сами собой. Ответ будет справедлив для любой творческой сферы, будь то музыка, рисование, дизайн: вода не течет под лежачий камень. В писательской среде, как в любой иной, конкуренция огромна, в этом потоке легко потеряться. Кроме того, даже самый любопытный читатель, намеренно ищущий литературу интересующего жанра, на никому не известного автора наткнется разве что случайно. В то время как на автора с личным брендом работает его же имя, уже зарекомендовавшее себя в определенной среде.
Если говорить о видах писательских брендов, то они могут различаться по степени известности (мировые, национальные, региональные), по жанровой принадлежности (детектив, поэзия, фантастика и т.д.), по способу продвижения (традиционные, маргинальные, скандальные).
Одна из схем появления авторского бренда – self made man, что дословно переводится как «человек, сделавший самого себя». Подразумевается, что некий автор пишет настолько яркие и талантливые вещи, что молва о нем распространяется среди все большего числа читателей, пока это не перерастает в широкую известность. Какое-то время такая схема действительно была эффективной. Однако на практике все гораздо сложнее: в писательской среде слишком высокая конкуренция, зато читателей становится все меньше. Современные методы формирования писательских брендов значительно поменялись. Нынешние авторы и издательства вынуждены самостоятельно активизировать спрос на книги.
Что обычно входит в личный писательский бренд:
1. Имя, либо, зачастую – псевдоним. Многие авторы пишут под псевдонимом, а то и под несколькими (у А.П. Чехова их было около 50). Либо наоборот, есть коллективные бренды, когда несколько авторов пишут под одним именем (например, Александр Варго). Авторы нередко выбирают писать под псевдонимом, потому как имя – это тоже часть имиджа, оно задает определенные читательские ожидания. Псевдоним подбирается звучный, броский, индивидуальный, чтобы имя не потерялось среди множества таких же. При этом, чтобы оно ассоциировалось с тем, что пишет автор.
2. Жанр. Не секрет, что жанровое деление – довольно условное, однако именно оно помогает читателям и писателям найти друг друга. Начинающие авторы часто экспериментируют с разными жанрами, однако, чтобы удержать читательскую аудиторию, приходится считаться с ее вкусами и предпочтениями. Как правило, читатели выбирают книги по любимому жанру, поэтому, встретив понравившегося автора, они будут искать у него другие книги, рассчитывая на тот же жанр. Тем, кому все же нравится писать разноплановую прозу, рекомендуется под каждый жанр создавать отдельный псевдоним-образ. Как пример можно вспомнить известную писательницу Джоан Роулинг, детективы которой издавались под именем отставного военного Роберта Гэлбрейта.
3. Символика, ассоциации. Это детали авторского образа, которые читатель запомнит и будет узнавать. Своего рода, «якорь», который будет вызывать у людей ассоциативный ряд с конкретным автором. Таковым может стать манера одеваться, прическа, хобби, и так далее. Например, длинная борода и длинная рубаха Льва Толстого, ворон Эдгара Алана По или мопсы Дарьи Донцовой.
4. Позиционирование. Под этим понятием подразумевается подача созданного авторского образа в медиапространстве – через социальные сети, блоги так далее. Так или иначе писатель – это публичная личность, интерес читателя к ней может быть обусловлен не только его книгами, но даже его целями, ценностями и так далее. Личность автора для аудитории порой не менее важна, чем его произведения.
5. Из предыдущего пункта вытекает такой важный момент, как репутация. Никакой талант не поможет, если писатель оказался в центре репутационного скандала, как например Джоан Роулинг. Даже у популярных и маститых авторов могут упасть рейтинги и продажи из-за проблем с репутацией. Некоторые авторы намеренно прибегают к взрывным стратегиям продвижения, как например Александр Полярный. Однако это не работает на перспективу и портит отношения с издательствами – они не любят связываться со скандальными авторами. При этом, речь идет не только о поступках, совершаемых писателем, но и его работах. Книги провокационного характера безусловно имеют определенный эффект, но, как правило, недолгий, а повторить его будет уже сложнее.
6. Коммуникации. Бренд подразумевает, что перед читателем не просто интересные книги, а личность, которая их пишет. Всевозможные сетевые активности (блоги, обзоры), участие в мероприятиях (ярмарках, конкурсах, интервью), развитие каких-то проектов – все это поможет поддерживать диалог с аудиторией, заинтересовывать ее через вовлечение в творческий процесс и общение с автором.
Отдельно стоит позаботится о правовой защите писательского бренда.
Формы и пути построения писательского бренда самые различные, можно заниматься этим самостоятельно, либо привлекать специалистов, вкладываться в его развитие финансово. В любом случае, как признают эксперты, это кропотливая, но интересная работа, которая может растянуться на всю жизнь.
Этомотура