Важность качества строительных работ и представление о контроле в СРО в строительстве
Как видим, с внедрением системы саморегулирования строительства система контроля существенно либерализуется. Каким образом это скажется на потребителях? Пока система саморегулирования строительства формируется, пройдет еще несколько лет. В эти годы не следует ожидать резкого улучшения качества строительства.
Понимание того, что качество работ является входным билетом на строительный рынок, придет не ко всем его участникам и далеко не сразу.
Подчеркнем, что делегирование в СРО в строительстве контроля в ряде случаев на практике не сработает по ряду системных причин.
Например, если в СРО в строительстве минимальное количество участников (скажем, чуть более ста), то такая СРО в целях сохранения своего юридического статуса будет стремиться поддерживать статус-кво по количеству своих членов, то есть не заинтересована в их исключении.
В этом случае решение об исключении будет противоречить, что называется, "инстинкту самосохранения СРО в строительстве".
Кроме того, чтобы принять решение об исключении кого-либо из СРО в строительстве, требуется созыв общего собрания членов СРО и голосование (см. статью 16 федерального закона от 01.12.2007 года N 315-ФЗ и часть 3 статьи 55.7 Градостроительного кодекса РФ). То есть вопрос исключения не столь однозначен, и есть вероятность, что даже в случае оснований для исключения он не будет решен положительно. Это решение зависит от мнения большинства членов СРО.
Напомним, что ранее вопрос об аннулировании или приостановке строительной лицензии решался административным путем (решение уполномоченного органа государственной власти).
Как уже отмечалось, государство делегировало свои функции по контролю над деятельностью участников строительного рынка в СРО в строительстве. В чем заключается этот новый контроль?
СРО утверждает внутренние нормативные документы, такие как требования к выдаче свидетельств о допусках, правила саморегулирования, правила контроля в области саморегулирования, система мер дисциплинарного воздействия, стандарты саморегулируемых организаций. Эти нормативные документы обязаны соблюдать все члены СРО в строительстве. В противном случае нарушители могут быть исключены из СРО, а значит - утратят доступ к строительному рынку.
Следует подчеркнуть, что если ранее все лицензионные требования, предъявляемые государством к строителям, были едиными, то теперь на этот счет в каждой СРО в строительстве может быть свое индивидуальное представление о контроле, своя политика.
В одних СРО в строительстве уровень контроля будет выше, в других - ниже. Здесь есть определенные закономерности.
Например, СРО, в которой состоит недостаточно членов, будет стремиться ослабить контроль, чтобы привлечь в свои ряды новых членов и избежать исключения СРО в строительстве из государственного реестра по причине недобора.
СРО, в которой состоит большое количество "разношерстных" компаний, может быть заинтересована в ужесточении своих требований и стандартов. Мотив этого - стремление очистить свои ряды от "строительного шлака". Тем самым СРО в строительстве снизит риски, связанные со снижением размера компенсационного фонда и возможным исключением СРО по этой причине из государственного реестра.
Наиболее успешные СРО в строительстве на определенной стадии своего развития будут заботиться об улучшении качественного состава своих членов всеми легальными методами.
СРО в строительстве СРО в строительстве