Саморегулирование и СРО в области строительства
История саморегулирования и самоуправления (без российского общинного самоуправления) насчитывает в России почти 130 лет.
Историческими примерами самоорганизации населения и передачи государству полномочий также являются казачество и откупа (передача полномочий по взиманию налогов и сборов, поступающих в госбюджет). Таким образом, история этого явления достаточно длинна.
Этот принцип заложен также в концепцию проекта федерального закона «Об аудите» для регулирования деятельности аудиторов; высказываются мнения о необходимости его введения в регулирование страховой деятельности.
Из анализа различных видов деятельности следует, что создание СРО возможно в сферах оказания услуг, в которых необходимо лицензирование субъектов предпринимательской деятельности и последующий контроль за соблюдением условий ведения лицензионной деятельности. Примером СРО в строительстве является НП "Центр Объединения проектировщиков "Сфера-А". Любая строительная компания может вступить в строительную СРО "Сфера-А" и получить свидетельство о допуске к строительным работам, после чего ей разрешается строительная деятельность. А лица, оказывающие услуги, имеют определенный уровень профессиональной квалификации (следовательно, аттестованы).
Основной целью создания СРО в строительстве является регулирование отношений людей на основе самоорганизации, т.е. без непосредственного вмешательства государства. Оперативное вмешательство государства заменяется нормативным правовым регулированием и контролем за соблюдением законодательства саморегулируемыми организациями.
При создании СРО в строительстве общество и государство достигают нескольких положительных эффектов.
Во-первых, сокращаются государственные расходы на регулирование и контроль.
Во-вторых, повышается эффективность государственного управления за счет замены оперативного контроля за предпринимательской деятельностью на законодательное регулирование и за счет уменьшения управленческих связей: субъектом регулирования и контроля являются одна или несколько СРО в строительстве, а не множество субъектов предпринимательства.
В-третьих, формируется механизм предотвращения коррупции государственных чиновников, так как устраняется необходимость непосредственного взаимодействия предпринимателей с чиновниками по вопросам повседневной хозяйственной деятельности.
В-четвертых, у предпринимателей появляется возможность оказывать влияние на деятельность регулятора (путем избрания органов СРО и контроля за их деятельностью, контроля за расходованием членских взносов). При этом снижаются трансакционные и иные издержки, исключаются взятки чиновникам. В отличие от налогов, уплачиваемых в государственный бюджет, проконтролировать расходование которого плательщики налогов не в состоянии, членские взносы в СРО имеют адресный характер, и их расходование может контролироваться ее членами. Целевой характер членских взносов в саморегулируемую организацию делает их похожими на налоги, уплачиваемые, однако, не всем населением, а лишь теми, кто решил вступить в строительную СРО и пользуется соответствующими услугами.
В-пятых, наличие дисциплинарного принуждения со стороны СРО к своим членам — нарушителям действующих правил и прав клиентов — позволяет оперативно наводить и поддерживать порядок в СРО в области строительства.
вступить в строительную СРО СРО в строительстве СФЕРА-А