Главный Каталог Статей РФ
87238 авторов, размещено 47366 статей, сейчас на сайте пользователей: 420 Статистика
Аватар stroyklass

Реставрационны паркетные работы

Категория:  Строительство и ремонт  | Автор:  stroyklass | Опубликовано: 11.01.2007

Паркет — это не просто напольное покрытие. Паркет можно с полным правом назвать таинством, составляющей стиля жизни. Паркетные полы выглядят благородно, обладают множеством полезных свойств. Но восстановление паркета — задача особенно ответственная. Как освежить старый, потерявший многие из своих свойств, но обладающий художественной ценностью паркет? Как вернуть ему «вторую молодость»? Этот вопрос может быть интересен не только реставраторам-профессионалам. Ведь может случиться, что вы встретитесь с красивым паркетным полом, изготовленным в начале XX в. Восстановление паркетного пола — задача нелегкая, но увлекательная. Помимо прочего, укладка паркета в старину сама по себе является интересной историей. Давно известен факт, что раньше паркет укладывался на рыбий клей. Причем клей этот сохраняет свои свойства и сейчас, более чем через сотню лет. Рецептура рыбьего клея до конца не выяснена, известно только, что для его изготовления использовались рыбьи кости и кожа.

История паркета содержит еще множество подобных тайн и загадок. Некоторые из них разгаданы и разгадываются реставраторами.

Старые деревянные напольные покрытия, особенно если они в первозданном виде сохранились до наших дней, являются подлинными документами строительного мастерства. Это не только эстетическое удовольствие, старые полы — еще и описание технических возможностей своего времени.

Основа ухода за старым паркетом, которому может быть до 200 лет, — это невмешательство. Не рекомендуется вмешиваться в конструкцию старого паркетного покрытия и технологию его укладки. Особенно вредным может быть неквалифицированное вмешательство. Человек, не знакомый с особенностями укладки и технологическими тонкостями старого паркета, может своим вмешательством нарушить не только вид паркетных полов, но и их историческую ценность, о которой всегда следует помнить. Ведь паркет — это искусство, которое должно остаться нашим потомкам. Образцы художественного паркета, сохранившиеся до наших дней, поражают своей высокой художественной ценностью и тонкостью исполнения. Это удивительные по своему совершенству и гармоничности произведения искусства. Но порой все же приходится вторгаться в жизнь паркетного пола. Он может рассохнуться из-за неверно подобранных условий содержания, покрыться трещинами. Может повредиться лаковое покрытие. В таком случае на помощь приходят паркетчики.

Для паркетчиков реставрация паркетного покрытия начинается с документального описания состояния конструкции старинного деревянного пола. В зависимости от конструкции пола и происходит непосредственно реставрация. Межэтажные деревянные балочные конструкции в старинных домах требуют вентилируемой, паропроницаемой системы перекрытия, вписанной в строительно-физическую концепцию сооружения. При восстановлении подстилающих конструкций полов действует основное правило: либо производится ремонт существующего основания пола, либо, если такой ремонт невозможен, устраивается новое основание под паркет из цельной доски. Ни в коем случае нельзя для этого применять заменители дерева, например, фанеру или древесностружечные плиты. Они имеют ограниченные сроки годности. Нельзя допустить и сильного отклонения от изначальной технологии создания подстилающей конструкции — это может разрушить историческую основу памятника.

Изначально русские строители для укладки пола использовали конструкцию, названную «мост»: доски согласно этому способу укладки укладывались прямо на землю, без каких-либо промежуточных материалов. Это были первые деревянные полы. Но на первых этажах домов «мост» накапливал влагу с земли, а следовательно, дерево сравнительно быстро приходило в негодность, и полы необходимо было менять. Обратив на это внимание, строители изменили технологию укладки полов. Доски стали укладывать на балки, так называемые «клади», которые позже получили другое название — «лаги». Чтобы «клади» не гнили при соприкосновении с землей, под них помещали подставки из камня, кирпича, спустя некоторое время лаги начали укладывать на металлические балки. Такая укладка обрезной доски называлась «мостить по кладям», а конструкция в целом получила название «подмостки». Если клади устанавливали не на землю, а воздвигали на «подмостки», то такая конструкция называлась помостом. Обе эти конструкции стали разновидностью «черного» пола.

Лаги простирались от стены до стены. Своими торцевыми частями они не должны были касаться стен, что позволяло избежать поражения древесным грибком. Чаще всего лаги устанавливались параллельно друг другу. При этом обращалось внимание на то, чтобы подпольное пространство правильно вентилировалось и не было слишком влажным. В межбалочные промежутки часто засыпался строительный мусор или хорошо высушенный песок. Уровень засыпки чаще всего не доходил до верхней кромки балок, что обеспечивало хорошую вентиляцию подпольной конструкции. Уже в старину вентиляция использовалась для предотвращения развития плесени.

На клади укладывался настил из досок («мост»). Укладка эта производилась таким образом, чтобы доски опирались на две или три балки сразу. При короблении досок такое покрытие всегда получало надежную опору в нескольких точках. При помощи деревянных дюбелей или кованых металлических скоб обрезные доски крепились непосредственно к балкам. Обрезные доски часто укладывались с зазором друг к другу, величина которого составляла около 20 мм. Это было рассчитано на то, что при повышении влажности дерево увеличивается в объеме. А следовательно, зазоры позволяли избегать коробления досок. Помимо прочего, зазоры способствовали улучшению вентиляции пола.

Как только началось изготовление щитовых паркетов и паркетных полов в технике интарсии, встала проблема устройства подстилающих конструкций, способных служить долгое время. Ведь паркет создавался из ценных и дорогих пород древесины, и долгая его служба была едва ли не делом чести владельца дома. К тому же паркетные полы в большинстве случаев являлись произведением искусства. Самой надежной была признана конструкция «черного» пола. Система вентиляции способствовала более долгой службе дерева.

Но для настилки паркета, в настоящее время получившего название художественного, требовалось ровное основание. В ином случае паркетные планки коробились, места стыков бросались в глаза. Паркет получался неровным, что было неэстетичным, затрудняло уход за ним. Решить проблему выравнивания основания пытались различными способами.

Один из способов укладки паркета заключался в выравнивании щитов паркета по нескольким точкам в местах их сочленения друг с другом, например, в местах пересечения стыков.

Выравнивание по высоте достигалось за счет подкладок из дранки. Остальная часть щита опиралась на слой из опилок и стружки. Модификацией такого способа явилось использование клиньев для выравнивания положения щитов по высоте. Но такая конструкция не оправдала ожиданий мастеров. При ходьбе она расшатывалась, между щитами появлялись большие зазоры.

Успешным оказался иной способ укладки паркета. Паркет укладывался на шлифованные и тесно сбитые доски, и этот способ оправдал ожидания мастеров. Паркетные щиты не расшатывались, зазоры между ними не появлялись.

После этого постепенно произошел переход к ручной обработке поверхности полов с помощью цикли (современное циклевание). Приходилось снимать выступы в отдельных стыках, выравнивать всю поверхность пола вручную, что было процессом трудоемким и требовавшим времени.

Ухода за поверхностью обыкновенных дощатых полов и паркета в прежние времена практически не было. Время от времени их поверхность лишь проскабливалась (натиралась грубой щеткой с применением раствора щелочи и песка). Одним из приемов обработки поверхности пола также была пропитка дерева топленым салом, щелоком или органическими красящими составами. Позднее перешли к втиранию в поверхность пола расплавленного пчелиного воска.

Первой настоящей защитой пола от воздействия воды и грязи стала пропитка поверхности льняной олифой. После пропитки древесина как бы оживала, становилась более темной и стойкой. Если паркету нужно было придать блеск, то его покрывали глянцевым лаком на кислотной основе.

Уход за деревянными полами в прежние времена был столь же трудоемок, как и их изготовление. Для очистки древесины использовался песок. Паркет натирался песком, благодаря чему удалялись поверхностные загрязнения. Структура песка действовала как жесткая щетка-терка. Использовалась для очистки паркета и желчь. В одном из руководств по уходу за деревянными полами говорится о применении раствора желчи для очистки деревянного пола. Поверхность пола очищалась с помощью слабого раствора серной кислоты, после чего грунтовалась заново.

Когда изучили очищающее действие скипидара, загрязнения стало удалять проще.

Шлифование машиной и лакировка современными лаками значительно легче, чем ручной труд мастеров-паркетчиков вековой и двухвековой давности. Но при реставрации старых полов нельзя пользоваться шлифовальными машинами. Это не только уничтожает следы прежней обработки, то есть стирает немаловажные страницы нашей истории, но и может нанести непоправимый вред паркетному полу. В случае применения шлифовальных машин тепло, которое выделяется при шлифовании, может разрушить клеевое соединение и нанести покрытию тем самым непоправимый ущерб.

Там, где не хватало выразительных средств интарсии или не было возможности применять ценные дорогие породы дерева, использовался цветной паркет. Уже в XVII< size=2> в. было известно, что под воздействием различных реактивов древесина может окрашиваться во многие цвета, которые в природе отсутствуют.

Паркетная планка на всю толщину пропитывалась той или иной протравой. Протравы состояли из органических компонентов. Например, древесину клена окрашивали в зеленый цвет смесью железного и медного купороса. Светлые породы древесины приобретали коричневые оттенки после того, как их вымачивали в воде, в которой 2-3 года пролежала кожура зеленых грецких орехов.

Мастера научились окрашивать паркет патинирующими составами под мрамор, имитировать природные оттенки, добиваться эффекта мореного дерева. Если было необходимо покрасить пол, то в красители добавляли воск, которым натиралась поверхность. Кроме того, можно было использовать наносимые на древесину окрашенные грунты, получаемые с использованием клеев на протеиновой и казеиновой основах.


Источник: <a href="http://stroyklass.com.ua/index.php?page=139&lang=1"><i>stroyklass.com.ua</i></a>

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Окнодом
Металлопластиковый профиль Green Tech ПРОФИЛЬ Green Tech и пластиковые окна окна из этой профильной системы....
Категория: Строительство и ремонт | Автор: Окнодом | Добавлено: 05.06.2020
Аватар Вячеслав Ражный
Если сорвало нижнюю петлю на балконной двери Почему вырывает нижнюю петлю на балконных пластиковых дверях. Разбираем причины поломки, что в таком случае делать, кто ремонтирует, и можно ли выполнить ремонт самостоятельно. Фото с места происшеств...
Категория: Строительство и ремонт | Автор: Вячеслав Ражный | Добавлено: 21.05.2021
Аватар Dima985
Где искать стройматериалы Как выбрать добросовестного поставщика строительных материалов....
Категория: Строительство и ремонт | Автор: Dima985 | Добавлено: 19.03.2021
Аватар nowek
Ремонтно-отделочные работы Проектирование, дизайн, строительство, отделочные работы...
Категория: Строительство и ремонт | Автор: nowek | Добавлено: 31.10.2010
Аватар saratovprom
Многоэтажное строительство. Актуальные проблемы Строительство высотных домов позволяет обеспечить жильем значительное количество людей. Для сравнения, если в одноэтажном доме найдется место всего лишь для 3-15 человек, то на этой же территории, но ...
Категория: Строительство и ремонт | Автор: saratovprom | Добавлено: 28.01.2011
Свежие комментарии
Ну, вот это я понимаю, настоящая инструкция для тех, кто хочет не просто «привет, как дела», а чтобы дамы сами в личку ломились! Как говорится, техник...

Читать >>

Куклы-обереги действительно имеют глубокий символизм и интересную историю, которая часто теряется в современных интерпретациях. Например, многие не зн...

Читать >>

Полностью поддерживаю подход, описанный в статье! Рисование — не просто творческое занятие, а ключевой инструмент для развития ребёнка. Как детский пс...

Читать >>

Интересная подборка ошибок, но не могу не высказать скепсис по поводу части рекомендаций. Например, о зарядке только до 80% — это логично с техническо...

Читать >>

Работал соцработником пару лет, и вот что не написали: это не только помощь людям, но и куча бумажек, отчётов и согласований. Бывает, половина времени...

Читать >>

Лучшие авторы
Аватар a5design
А5 Дизайн - натяжные потолки, освещение, дизайн ин...

Читать

Аватар А.Шмойлов
Пишу, разное и о разном)

Читать

Аватар KorzhavinD
Люблю готовить, вообще занимаюсь кулинарией с само...

Читать

Аватар tanir23
создать сайт самому
Posting в форуме позволит В...

Читать

Аватар Мальцева Елена
Пишу уникальные статьи для раскрутки в Интернете, ...

Читать

Напишите нам