Принципы деятельности СРО в строительстве
Основным принципом деятельности СРО в строительстве является принцип открытости, который заключается в создании внешних и внутренних механизмов контроля государства и общества за ее деятельностью. Внешний контроль включает в себя правовые механизмы со стороны государства, прежде всего в лице судебной власти, иных общественных органов и общественности. Указанные механизмы включают в себя право обжалования в суде решений и действий органов СРО в строительстве, нарушающих права и законные интересы ее членов, третьих лиц, законодательно установление проверок со стороны государства деятельности СРО в строительстве при наличии определенных условий, в том числе жалоб со стороны третьих лиц, возможность прекращения ее деятельности при нарушении не только общих норм закона, но и специальных норм и требований, устанавливаемых государством для СРО в строительстве, создание компенсационных механизмов, предусматривающих обязательное страхование ответственности внутри СРО за действия (бездействие) ее членов, и т.д.
Внутренние механизмы контроля могут достигаться законодательным закреплением участия в органах управления СРО в строительстве внешних представителей - лиц, напрямую не заинтересованных в профессиональной деятельности СРО в строительстве (представители общественных организаций, государственных органов, общественности и т.д.), которые могут участвовать как в разработке актов, на основе которых действует СРО в строительстве, так и непосредственно в деятельности ее органов и решении текущих вопросов. Другими механизмами выступают обязательное опубликование решений органов СРО, создание системы обязательной отчетности, открытой для третьих лиц, независимое разрешение споров между участниками и/или участниками и потребителями и т.д.
Принцип избежания двойного регулирования призван исключить двойное регулирование участников рынка одновременно со стороны государства и со стороны СРО в строительстве. Сама идея делегируемых полномочий предусматривает утрату государством своих прав путем их передачи СРО. Указанный принцип приводит к невмешательству государства в дела СРО в строительстве по вопросам, делегированным ей, возможность обжалования СРО обязательных предписаний со стороны государства и т.д. Принцип невмешательства в полной мере относится и к участникам СРО в строительстве, деятельность которых подотчетна только ей, и только в исключительных случаях ее участники являются объектом прямого контроля со стороны государства.
Принцип независимости СРО от ее участников и участника от СРО. Этот принцип выражается в создании законодательных барьеров для предотвращения влияния участника СРО в строительстве (группы участников) в целях изменения механизма независимого принятия решения органами СРО в строительстве. К механизмам реализации этого принципа следует отнести общий запрет СРО на занятие предпринимательской деятельностью, определение закрытого перечня источников финансирования, ограничение сделок и исключение участников СРО в строительстве и их аффилированных лиц из числа контрагентов СРО, запрещение участникам занимать определенные должности в СРО в строительстве, ограничение возможности занятия должностей в органах управления и т.д.
СРО в строительстве СФЕРА-А Принципы деятельности СРО в строительстве