Причины создания СРО в строительстве
В статье говорится о причинах по которым лицензирование заменили на СРО в строительстве.
Реформа регулирования в строительстве задумывалась еще в 2006 году как реакция властей на негативные явления в строительном комплексе России. Напомним, в 2005 - 2006 годах даже по самым скромным подсчетам на рынке существовало около 300 тыс. строительных компаний (во всяком случае, примерно столько было выдано лицензий). Фактически участие в строительстве принимали лишь 25 - 30% от этого числа компаний. Тогда же в России появились сотни тысяч обманутых дольщиков - людей, выплативших застройщикам деньги за строящееся жилье, но так и не получивших квартир. Часть неблагонадежных застройщиков продавали одни те же квартиры по 3-4 раза. Другие, собрав деньги с дольщиков, вообще не приступали к строительству. На стройплощадках и в новостройках прошла серия техногенных катастроф - обрушений зданий, обрывов лифтов, падений балконов и т.п. Своевременно и честно выполняли свои обязательства, по данным экспертов, лишь 25 - 30% реально строивших организаций.
Полностью контролировать ситуацию в 300 тыс. строительных компаний государство не могло. После выдачи лицензий никто планомерно не проверял, как работает компания, получившая этот документ. В результате федеральные и региональные власти были вынуждены компенсировать потери обманутых дольщиков. Требование более четкого и жесткого контроля за деятельностью участников строительного рынка и стало одной из причин, вызвавших появление Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона N 315-ФЗ под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (СРО).
Иными словами, СРО, объединяющие юридические лица и индивидуальных предпринимателей либо субъектов профессиональной деятельности одного вида, сами устанавливают правила ведения хозяйственной деятельности в своей отрасли, контролируют их соблюдение и применение санкций к нарушителям, обеспечивают досудебное разрешение споров. Этим обеспечивается минимальное вмешательство государства в рыночную деятельность. Член СРО платит три вида взносов: вступительные, членские и взносы в компенсационный фонд. Вступительный и членские взносы направлены на обеспечение деятельности СРО в строительстве, первый платится единовременно, второй - регулярно.
Третий вид взносов направлен на формирование компенсационного фонда, который обеспечивает имущественную ответственность членов саморегулируемой организации перед потребителями. Каждый член СРО в строительстве вносит определенную сумму. Законом определено, что для строительных СРО этот взнос должен быть не менее 1 млн руб. на каждого члена (если СРО установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства, - не менее 300 тыс. руб.). Для СРО в проектировании и изыскателей - не менее 500 тыс. руб. (если СРО установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности - не менее 150 тыс. руб.). Саморегулируемая организация в пределах средств своего компенсационного фонда несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда из-за недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Таким образом, все члены СРО в строительстве отвечают за каждого партнера, в том числе и собственными деньгами из средств компенсационного фонда. Теперь есть с кого спросить и получить материальную компенсацию в случае причинения вреда жизни, здоровью и имуществу. Поэтому, по замыслу законодателя, саморегулируемые организации наладят контроль за работой своих участников уже начиная с мониторинга деятельности на стадии приема компании в члены СРО. Затем организации создадут такие условия, при которых халтурить, строить некачественно станет просто опасно - в случае исключения из СРО компания лишится своих взносов. В дальнейшем СРО создадут банк данных компаний и руководителей, чтобы исключить ситуацию, когда руководитель компании в случае совершенного нарушения просто зарегистрирует другую компанию и продолжит работать с другой саморегулируемой организацией. Когда такая база будет сформирована, то гендиректору, совершившему определенные правонарушения, невозможно будет продолжать профессиональную деятельность в строительстве на руководящей должности. Ни одно нормальное СРО в строительстве не примет в свои ряды человека, от которого было много проблем в прошлом.
компенсационный фонд СРО в проектировании СРО в строительстве