Какое будущее ждет риэлторов?
Категория: Недвижимость
| Автор: Narine
| Опубликовано: 22.05.2009
Могут ли подобные изменения повлечь за собой негативные последствия на рынке посреднических услуг? Могут. Это неминуемо случится, если участники рынка вовремя не адаптируются к нынешним условиям, не пересмотрят свое отношение, не отшлифуют качество собственных услуг и не начнут искать того, чего им не хватает (к примеру, знания).
Как же понять, что нужно клиентам? Можно ли быть первым? Как найти сегодня то, что клиенты будут искать завтра? Все это вопросы, относящие к категории: «как быть успешным риэлтором сегодня и стать лучшим завтра?».
Риэлтор-спекулянт – «гость из прошлого»?
Как показывает практика, успех риэлтора заключается не только в информации, которой он владеет, личных связях и количестве реализованных сделок, а, прежде всего, в его умении правильно оценивать и прогнозировать рынок.
Сейчас клиенты гораздо чаще обращаются к риэлторам, чтобы понять, что им делать: продавать или покупать? При растущем рынке эта способность была не нужна. Да и что тут было прогнозировать? Рост был очевиден.
Тогда скупалось все: и ликвидное жилье «за дорого», и неликвидное – «за дешево». Рынок недвижимости, как и смежные с ним рынки (банковский, нефтяной, фондовый и другие), превратился в спекулятивную арену для ленивых инвесторов.
Последний, купив квартиру за 100000$ и продав ее через 6 месяцев за 120000$, имел неплохую прибыль в 20000$. Заметим, что при этом «работа» инвестора заключалась только в нахождении грамотного риэлтора и денег. Все остальные действия выполнял растущий рынок.
Риэлторы, видя сумасшедший рост спекулятивных денег клиентов, также не удержались от соблазна легкой наживы. Они впряглись в игру без правил, накручивая свои дельты на стоимости продаваемых ими объектов, - по сути, зарабатывая ни на чем и забывая о своих прямых обязательствах перед клиентами.
Таким образом, репутация риэлторов была сильно подпорчена, а доверие со стороны клиентов потеряно. Любой покупатель, рассматривая варианты продаж объекта, знал, что в заявленную стоимость входила заложенная риэлтором и скрытая от продавцов дельта риэлтора. Чрезмерное количество денежной массы, поступающей на рынок недвижимости с других рынков, раздувало цены, как дрожжи тесто.
Риэлтор нового поколения
Происходящее сегодня «сдувание рынка» уничтожит интерес спекулянтов и приостановит неоправданный рост цен. Количество инвесторов, заглянувших полакомиться спекулятивными сливками, сократиться, но потребность в недвижимости, как в объекте проживания и пользования, не уменьшиться.
За счет сниженной стоимости к 2020 году 60% населения России смогут купить собственное жилье, считает руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик. На данный момент только17% россиян владеют собственным жильем. Значит, потребность в недвижимости, как и в услугах на его рынке, существует и сохранится в будущем.
Однако нынешняя ситуация ставит перед риэлторами новые задачи. Как стать нужным клиенту? Как восстановить доверие, которое было утрачено вместе с «воздушными» прибылями и накрученными дельтами?
Ответ прост: необходимо создать и внедрить новую модель риэлтора, с новым подходом и новыми услугами, отвечающую сегодняшним потребностям рынка.
Причем, как нельзя строить дом на фундаменте с трещиной, так невозможно создавать модель, используя старое мышление и изжившие себя подходы. По этой причине те, кто продолжит гоняться за «легкими деньгами», не желая кардинально менять свои взгляды, будут вынуждены уйти с рынка, уступая место риэлторам нового поколения.
Таким образом, чем быстрее перестроятся риэлторы, оставив в прошлом спекулятивный подход, тем эффективнее будет их деятельность сегодня.
Автор: Наринэ Саркисян, Управляющий партнер «Бизнес Бюро Недвижимости»
сайт автора