Хитрые вещи века
Категория: Строительство и ремонт
| Автор: kerama
| Опубликовано: 15.01.2011
«Мне нравятся очень обои…»
Мифический Козьма Прутков, автор приведенной строки, спасся благодаря удачному, хотя и неправильному грамматически, каламбуру. Тем не менее, обои, на которые наш герой глядел, в начале XIX века на самом деле могли быть дизайнерской «изюминкой» помещения. Причем как раз в силу того, что являлись… имитацией!
Действительно, несмотря на то, что, формально, первые бумажные обои появились в Китае еще за два века до Новой эры, свое триумфальное шествие они начали лишь в эпоху Просвещения в Европе. И именно потому, что позволили качественно и относительно недорого имитировать дорогие и редкие тканые (шелковые и гобеленовые). Дело в том, что в XVII веке научились в промышленных масштабах делать так называемые «фальшивые шелка». Фактически, это были композиции из некондиционных шелковых ниток, «художественно» наклеенных на загрунтованную бумагу. Качество имитации было весьма высоким: достаточно сказать, что такими обоями были декорированы Лувр и дворец кардинала де Ришелье. А когда во второй половине XVIII века бумагу научились еще и покрывать тиснением и дешево печатать на ней разноцветные принты, недорогое и красивое стеновое покрытие перекочевало из дворцов в дома попроще – купеческие и мещанские.
Сегодня обои считаются материалом почтенным – натуральным и традиционным. Но это не мешает им вновь «менять кожу», имитируя материалы очень далекие от бумаги. Впрочем, и сами они ушли от своих предшественников. Теперь основными материалами для производства обоев стали флизелин и винил.
«С одной стороны, - считает московский дизайнер и художник Анна Голубева, - обои – материал традиционный, за это их и любят потребители и профессиональные дизайнеры. С другой стороны, современные варианты этой отделки весьма далеки от привычных невзрачных бумажных полотнищ. Например, сегодня очень популярны виниловые обои, весьма точно имитирующие по внешнему виду и фактуре шелк и гобелен. Такая отделка стен позволяет добиться очень необычных эффектов, делать интересные стилизации, реализовывать как «ортодоксальные», так и новаторские интерьерные идеи».
Такая «гибкость» позволяет обоям занимать новые ниши в отделке помещений. Например, российская обойная фабрика Erismann предлагает продукт весьма точно воспроизводящий… керамическую плитку! Причем, благодаря особой обработке поверхности, такое покрытие может с успехом «работать» в традиционных для керамики местах – кухне и ванной.
С другой стороны, спросом пользуются и бумажные обои ручной работы, имитирующие старинные и сделанные по технологиям двухвековой давности. Для их выпуска обычно используются натуральные материалы – сизаль, конопля, бамбук, закрепленные на бумажной основе. Каждая партия невелика (не более 10-15 рулонов). Дело в том, что, например, при использовании сизаля, на одном станке за рабочий день можно сделать менее 30 м полотна. Примерно такова скорость производства и для других волокон.
Стоит заметить, что, как правило, такие материалы используются не как сплошное покрытие стен, а в качестве необычного интерьерного акцента.
Камень, дерево, бумага
Керамическая плитка, в свою очередь, тоже не прочь «обмануть» зрителя. И если обои «близко к тексту» имитируют майолику, то та, в свою очередь, копирует бумагу и ткань. «При разработке новой – «Японской» - коллекции, - говорит Лада Шелаева, специалист компании Kerama Marazzi, ведущего российского производителя керамической плитки и керамогранита, - мы стремились воплотить дух этой загадочной и привлекательной страны. Японский интерьер, помимо очевидной тяги к минимализму, опирается на максимальную естественность. Здесь много дерева, камня, рисовой бумаги, бамбуковых циновок. От этого мы и отталкивались, формируя идеи для дизайна плитки. Например, один из разделов коллекции - «Татами» - имитирует фактуру этого традиционного материала. Причем настолько точно, что легко обмануться – кажется, что стены покрыты бамбуковой плетенкой».
Современные технологии производства плитки и керамогранита в наши дни позволяют создавать качественные имитации не только бумаги, но и таких «живых» материалов, как кожа и мех. И это позволяет создавать необычные интерьеры. Например, в «тематических» магазинах сети «Мир кожи и меха» стены отделаны керамическим декором, воспроизводящим… мех леопарда! А есть еще и коллекция «Варан», напоминающая шкуру рептилии – она тоже дает возможность дизайнеру «играть со смыслами» в процессе создания необычного интерьера. С другой стороны, керамика сегодня успешно имитирует стекло и сталь, незаменимые при организации пространства в стиле hi-tech.
«Великим обманщиком» можно назвать и керамогранит. Кстати, само это название – вполне российское изобретение, не имеющее отношение к итальянскому термину. Но оно очень точно передает особенности этого прочного материала. В отличие от традиционной плитки, которая представляет собой керамический черепок, облитый глазурью, керамогранит «выпекают» в массе под большим давлением, получая на выходе продукт, действительно очень похожий на натуральный камень. А последующая обработка усиливает сходство. «Керамогранит может быть подвергнуть сатинированию, - говорит Павел Ковальков, менеджер по новой продукции Kerama Marazzi, - это одна из разновидностей полирования, так называемая «технология лощения». В результате обработки специальными щетками с алмазными ворсинками возникает эффект матовой, слегка "состаренной" поверхности, что дает возможность использовать его в существующих исторических или же в неоклассических интерьерах, имитируя природный камень».
Качественная имитация позволяет успешно решать технологические и эстетические проблемы. «Натуральные» материалы, - говорит дизайнер Анна Голубева, - часто тяжелы и капризны в монтаже и уходе, или же просто не могут быть использованы в определенных местах. Очевидно, что дерево или бумага вряд ли долго прослужат в ванной, каким бы обработкам их не подвергали. Но, допустим, логика создания интерьера требует именно их; тогда современная плитка становится разумным компромиссом. Это же касается и натурального камня: он, безусловно, хорош, но труден в обработке и укладке, и требует сложного ухода в процессе эксплуатации. У современного человека на это банально может не быть времени. С другой стороны, можно подобрать керамогранит, внешне практически неотличимый от «первоисточника», который легко монтируется и, если надоест, может быть без проблем заменен другим. Это, кстати, еще одна примета нашего времени: сегодня интерьеры «на века» уже не в чести, слишком быстро меняется жизнь и вкусы. Поэтому имитации – незаменимый инструмент для дизайнера и архитектора…».
Нас возвышающий обман…
Иногда потребность в «обмане» является вынужденной. Например, в случае с реставрацией или воссозданием исторических зданий, или же необходимостью вписать новое в уже существующий архитектурный контекст.
Например, для старинных домов характерны окна с витражными размещением оконных стекол. Проще говоря, рама разделена на множество небольших секций. Заменить их на современные окна без потери ощущения аутентичности просто невозможно, а воспроизводить технологию полутора-двухвековой давности – дорого и бессмысленно. И здесь вновь на сцену выходят имитации. «Сегодня существует немало решений, с помощью которых можно заменить окна в историческом здании, не нарушив его внешний облик, – говорит Рафик Алекперов, руководитель отдела компании «Проплекс». – Например, можно использовать так называемые «фальш-импосты». Эти тонкие декоративные профили наклеивают на стекло с внутренней и внешней стороны. Тем самым имитируются старинные оконные переплеты. В итоге, самоклеющиеся перемычки позволяют сократить время производства подобного окна: визуальное разделение светового проема не требует изготовления большего количества стеклопакетов и дополнительных импостов. Благодаря этому cнижается и стоимость готового изделия».
Не менее часто при ремонте или реконструкции старинных зданий приходится воссоздавать лепнину. И если для исторически ценных домов технология вынужденно воспроизводится, то для объектов «попроще» чаще всего используют имитации – из гипса, линкрусты или полиуретана.
Что касается гипса, то этот материал вполне традиционен, когда нужно имитировать мрамор или алебастр. С линкрустой все сложнее: это отделочный материал, имитирующий лепнину, история которого началась еще в 1877 году. Изобретатель линкрусты - Фредерик Уолтон, «отец» всем знакомого линолеума, смешал измельченные в муку древесные опилки с льняным маслом, мелом, воском и канифолью. В результате получилась плотная масса, при застывании прочно удерживающая заданный рельеф. Дополнительным удобством стало и то, что эта «псевдолепнина» выпускалась в рулонах, как обои (также производится она и сегодня). Материал оказался не только удобным и красивым, но и стойким: до сих пор целы интерьеры Букингемского дворца, оформленные линкрустой.
Но в наши дни, безусловно, пальму первенства в имитации лепнины держит высокопрочный и легкий ультрасовременный материал – пенополиуретан. С его помощью можно легко воссоздавать самые сложные образцы лепнины, благо, что ассортимент производители предлагают, поистине, неисчерпаемый. Тем более, что монтировать полиуретан очень просто – достаточно баллона с «жидкими гвоздями» и обычного строительного пистолета.
"Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!.." – слова Пушкина, знакомы с детства, давно стали расхожим штампом. Однако от этого они не сделались менее верными. И уж точно их можно отнести к имитациям, без которых немыслима сегодняшние архитектура и дизайн. Благо, что качественных «обманок», позволяющих решить самые сложные интерьерные задачи, сегодня производится огромное количество.
Пресс-служба Kerama Marazzi