Эволюция пола
Всякая вещь, окружающая человека, изменялась и развивалась
вместе с ним. Будь то швейная игла, колесо, прялка или нож – все
эволюционировало вместе с культурой и наукой. Не является исключением и
жилище – от палаток первобытных людей, сложенных из китовых костей, до
суперсовременных небоскребов дорога была извилистой и длинной. Да что
там говорить, каждая часть зданий прошла свой, особый путь! Возьмем,
например, такой простой и очевидный предмет, как обычный пол. Его
история не менее интересна и загадочна, чем у древних ископаемых…
«Эти льдистые пещеры…»
На самом деле многие специалисты по древней истории сегодня
утверждают, что в пещерах наши далекие предки почти не жили (по
некоторым данным, жилых объектов насчитывается всего около 5%). А если и
останавливались там, то лишь ненадолго, чтобы переждать непогоду и
прочие неурядицы. Подтверждает эту точку зрения тот факт, что на сводах
известных обитаемых пещер отсутствует серьезный слой копоти и жировых
отложений. Если бы подземелья постоянно использовались как жилые, без
многосантиметровых напластований сажи дело бы не обошлось. А как же
сохранившиеся доныне великолепные наскальные рисунки? Вероятнее всего,
они появились благодаря тому, что каменные гроты служили для первобытных
охотников святилищами, а часто и склепами.
Впрочем, жилые пещеры все же существовали. Как правило, это были
очень большие природные образования, внутри которых можно было поставить
несколько палаток или подобий индейского вигвама. Таковы, например,
пещеры Фурно-дю-Дьябль и Шанелль-о-Сэн во Франции. Там были предприняты
серьезные работы по благоустройству, жилая зона оказалась огорожена
известняковыми изгородями, а полы тщательно выровнены и очищены от
камней. В центре поселения древние люди оборудовали углубление для
очага. Кроме того, доисторические инженеры сумели создать остроумную
систему водоотведения за счет сооружения канавок и уклонов. Благодаря ей
полы пещерного поселения (а его можно назвать небольшой деревней)
всегда оставались сухими.
Куда чаще наши предки обустраивали спальные ямы – прообраз
землянки. Небольшое углубление в земле с установленным навесом из ветвей
и шкур служило вполне приемлемым убежищем для древних людей, редко
надолго задерживавшихся на одном месте. Выемку тщательно утаптывали,
иногда даже обмазывали глиной. Сверху, по-видимому, укладывались вязанки
травы или хвороста, которые накрывались шкурами. Получалось удобное
место ночлега для нескольких человек, например, семейной группы.
По мере дальнейшего развития культуры человечество разделилось на
две большие группы: кочевников и земледельцев. Для первой из них
наиболее важной оказалась мобильность, вызванная необходимостью
следовать за стадами: их дома были и остаются вариантами первобытных
палаток. За века эволюции они превратились в необычайно функциональные и
уютные жилища, таковы, например, юрты и чумы. Впечатляющую
трансформацию прошли и полы, сумев стать мобильными: до сих пор,
например, чумы народности нангасан (Таймыр) снабжены дощатыми разборными
полами, которые перевозятся на нартах. В собранном состоянии они
покрываются сшитыми меховыми покрывалами.
Кстати, именно кочевым культурам мы обязаны возникновением
ковроткачества. Такие покрытия, теплые и очень красивые, хороши тем, что
их в любой момент можно скатать и увезти. Впрочем, и ковры – эти полы
кочевников – прошли гигантский путь эволюции: до сих пор существует
легенда о «Весеннем ковре» персидского шаха Хосрова I. Он насчитывал 140
метров в длину, 80 в ширину и был заткан золотом и драгоценными
камнями. Конечно, для кочевой жизни он явно не подходил…
…Сработанный рабами Рима
Земледельцы, научившиеся выращивать зерновые культуры, в
мобильности не нуждались. Поэтому обустройству и украшению жилища они
отдавались со всей страстью. Кто первым додумался облицовывать полы
плоским камнем, доподлинно неизвестно. Но можно говорить с уверенностью,
что уже в Древнем Египте мастерство камнетесов достигло удивительной
высоты: они умели делать редкой красоты и точности полированные плиты из
очень прочного и трудного в обработке базальта. А их соседи, жители
Междуречья, где в избытке была высококачественная глина, уже несколько
тысяч лет назад научились делать обожженный кирпич. Древние шумеры
освоили производство глазурованной плитки, которой и мостили полы. Более
того, около 5 тысячелетий назад в Вавилоне уже умели делать
облицовочную керамику, подобную современной.
Однако настоящий прорыв в эволюции пола совершили все-таки римляне,
изобретя цемент. Это нововведение позволило строить прочные,
долговечные и при этом простые в возведении дома. Поначалу, правда, о
красоте интерьера суровые потомки Энея не задумывались. Еще в IV и III
столетиях до н.э. полы в центральной части дома – атриуме – делались
просто из толстого слоя цемента, смешанного с битым кирпичом, черепицей,
мелким щебнем и ракушками. Однако по мере роста империи вкусы
смягчались, подвергаясь влиянию цивилизованных окраин вроде Греции или
Египта.
Уже в конце второго века до н.э. римский пол превратился в важную
деталь интерьера, свидетельствующую о богатстве своего хозяина. Он
покрывался тщательно пригнанными цветными камнями и мраморными плитами,
составлявшими сложный орнамент. Популярной была и техника, при которой в
густой цементный раствор вдавливали мелкие кусочки разноцветного
мрамора, создавая грандиозные панно. Такую мозаику находили не только в
Риме или в Помпеях, но и в отдаленных колониях вроде Англии или Северной
Африки. Можно вспомнить знаменитые помпейские «Битва при Арбеллах» и
«Вакх верхом на пантере», мозаичные полы в Реймсе или в Йорке.
Интересно, что римские полы отличались не только красотой, но и
технологичностью. Например, римлянин Сергий Ората, прославившийся в
начале I века до н.э. утонченностью и роскошью, придумал построить баню
над гипокаустом, т.е. подвалом, где располагались печи. Оттуда тянулись
глиняные трубы, сообщавшиеся с очагом, – пол получался теплым.
Надо сказать, что именно остатки бань донесли до нас всю красоту
римских полов. Денег на них в богатой империи не жалели и делали их на
совесть. Философ Сенека так говорил о великолепии римских терм: «У нас
человек считает себя бедным и свое жилище плохим, если стены его бани не
блещут украшениями, …если вокруг не змеятся мозаичные узоры такой
чудесной работы, что они соперничают с живописью… Мы избаловались до
такой степени, что можем попирать ногами только драгоценные камни...»
Забавно, что мода на мозаичные панно привела римлян к созданию…
переносных полов (чему, вероятно, удивились бы кочевники). По
воспоминаниям современников сам великий Юлий Цезарь повелел возить за
собой в военных походах мозаики, чтобы устилать ими свою палатку…
Надо заметить, что в странах, богатых лесами, похожую эволюцию
пережил паркет. Начавшись с неструганных досок, к эпохе Возрождения он
превратился в сложнейшие и дорогие инкрустированные поверхности,
включающие не только драгоценные породы дерева, но и перламутр, и
самоцветы.
Так было, например, в России, где плотницкое искусство издревле
стало основополагающим для повседневной жизни. До сих пор сохранились
трехвековые избы, где доски пола поражают точностью подгонки и качеством
обработки. И это притом, что делалось все, как в сказках, топором.
Кстати, вовсе не потому, что не было пил – были, причем разные. Просто
разделка дерева колкой позволяет ему «разойтись» по наиболее оптимальной
траектории. Доски, полученные по такой технологии, меньше коробились
при высыхании, их было проще подогнать, и они почти не поддавались
гниению. Кстати сказать, так рубили и крестьянские избы, и боярские и
царские палаты. В каменных хоромах поначалу вообще не жили, это были
либо официальные, либо культовые помещения. Лишь после Ивана Грозного
строения из камня и кирпича, а значит, плиточные и майоликовые полы,
подобные южноевропейским, стали завоевывать русские города.
Вершина эволюции
Новому витку развития полов дало старт «столетие пара и
электричества». XIX век ознаменовался не только победой индустриального
способа производства, но и грандиозными успехами химии. Открытие новых
материалов дало возможность изменить и традиционные строительные
технологии. Напрямую коснулось это и полов.
Пожалуй, первой ласточкой нового времени можно назвать изобретение
линолеума. Строго говоря, половое покрытие из смеси смолы, живицы,
красителя, воска и льняного масла, нанесенной в горячем состоянии на
тканевую основу, было изобретено еще в 1763 году. Однако оно было
нестойким и пачкающимся. Лишь через сто лет, когда британский фабрикант
Фредерик Уолтон разработал дешевую технологию производства
оксидированного льняного масла, или линоксина, появился тот самый
стойкий и недорогой линолеум, который и дожил благополучно до наших
дней. Причем сегодня это покрытие переживает настоящий ренессанс – в
силу натуральности – и востребовано в самых разных областях жизни.
Например, компания Forbo, которая производит сегодня около 60% всего
линолеума в мире, разработала специфический продукт для офисов. Эта
марка покрытия обладает низким электросопротивлением, что снижает
уровень статического электричества, опасного для электронной техники.
Есть вариант линолеума и для спортсооружений – более упругий и стойкий к
повреждениям, чем стандартный.
Однако самые впечатляющие метаморфозы претерпело мозаичное
покрытие. Благодаря науке пол, не уступающий по прочности граниту, а по
красоте флорентийской мозаике, стал доступным практически каждому. Это
произошло после разработки технологии создания керамогранита –
фактически разновидности керамической плитки, а практически – новому
материалу с невиданными доселе свойствами.
«Главное отличие керамогранита от обычной керамической плитки, –
говорит Олег Фроленков, менеджер по новым продуктам группы Kerama
Marazzi, ведущего российского производителя керамической плитки и
керамогранита, – однородность состава. В нем нет явного деления на
основу (так называемый «бисквит») и слой глазури, хотя некоторые виды
все же покрываются ею для достижения особого декоративного эффекта.
Кроме того, в отличие от прочей керамики для керамического гранита
подходят только белые глины. Именно они позволяют приобрести при
спекании с другими компонентами уникальное свойство – водопоглощение,
близкое к нулю, подобное и даже превышающее прочный натуральный
камень».
Вообще керамогранит – продукт высоких технологий. Он производится
при очень высоком давлении (не менее 500 кг на см2), что гарантирует
отсутствие пор и пустот. Обжигается материал при экстремальной
температуре (в самой горячей зоне печи она достигает 1205°С). Это
позволяет добиться образования монолита, по техническим характеристикам
превосходящего, как уже говорилось, даже природные горные породы (предел
прочности керамического гранита – 600 кг на см2 против 350 кг для
обычной плитки). А помимо прочности, он еще и очень красив – опять-таки
благодаря новым технологиям. «Несколько лет назад была разработана
технология DryPress, – говорит г-н Фроленков (Kerama Marazzi). – Рисунок
наносится на плитку сухими окрашенными порошками перед прессованием.
Такой подход позволяет декорировать структуру любой глубины и сложности.
Получается интересный, прочный и красивый материал, который используют и
в облицовке, и в местах с высокой нагрузкой, например – в крупных
торговых центрах. Производственных линий такого типа в мире совсем
немного, в России – только на заводе «Велор» в Орловской области».
Впрочем, перечень новых материалов все время растет. Например, все
большую популярность завоевывают полы… из стекла! Для этого используют
большие пластины особого закаленного стекла, собранные по технологии
«триплекс», то есть склеенные специальным полимерным составом. Толщина
такой конструкции может доходить до десяти сантиметров, а прочность
сравнима со сталью. Стеклянные полы востребованы и в общественных местах
(например, таким образом делают смотровые площадки на небоскребах и
телебашнях), и в частных апартаментах, особенно выполненных в стиле
hi-tech.
Ну а вершиной эволюции, наверное, можно признать «интеллектуальный»
пол, управляемый компьютером «умного дома». Он может не только менять
температуру, становясь теплее или холоднее, но и цвет, и даже фактуру.
Такие покрытия были представлены на выставке HI-TECH HOUSE &
BUILDING 2008 и, видимо, вскоре войдут в повседневную жизнь.
От утоптанной ямы в девственном лесу до «интеллектуального» покрытия –
дистанция огромного размера. Но и тогда, и теперь без надежной основы
немыслимо человеческое жилище. И куда бы ни завела нас эволюция, пока
люди нуждаются в уютном доме, будут совершенствоваться и его основные
составляющие, в том числе и пол.
Пресс-служба Группы Kerama Marazzi