СУДЬБА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РФ
- Родион Евгеньевич, здравствуйте!
- Да, добрый день!
- Как Вы, будучи дефектологом, психологом, т.е. человеком, который непосредственно работает во взаимосвязи с различными образовательными и научными учреждениями, оцениваете сложившуюся на данный момент ситуацию вокруг нашей системы образования и науки в целом?
- Начну с того, что, обсуждая здесь и сейчас проблемы науки, нельзя отодвигать образование на второй план. Именно со школьной скамьи формируется кадровый потенциал, который через 10-15 лет станет рупором научного прогресса. Но о чем мы можем говорить, если у современных детей напрочь отсутствует желание заниматься проектно-исследовательской деятельностью и в целом падает уважение к самой школе?!
- На Ваш профессиональный взгляд, с чем это связано?
- Связано это с рядом причин. Во-первых, в результате объединения школ в единые Центры образования снижается качество оказываемых школой услуг, нередко трудовые коллективы сокращаются, бюджет распределяется между удержавшимися сотрудниками, что приводит к необходимости в погоне за достойной оплатой труда совмещать преподавательскую и иную деятельность внутри одного учреждения. Вторая проблема - это инклюзивное образование, которое само по себе не имеет ничего плохого. Но... нет чёткого понимания какие дети должны иметь возможность обучаться в инклюзивном классе, а каким все-таки будет лучше в коррекционном учреждении. При этом инклюзия в массовых школах есть, а педагоги совершенно не обучены работе с такими детьми. В данном контексте краткосрочное повышение квалификации - это просто смешно! В-третьих, в школах ликвидируются психолого-педагогические службы, из штатного расписания вычёркиваются психологи, дефектологи и логопеды. Там, где они есть, специалистам приходится работать на три-пять корпусов и иметь в ведении от 200 до 500 детей. Представьте только эти объемы работы. Можно ли сказать, что помощь будет оказываться качественная?! Конечно, нет! Помимо этого, предмет отдельного разговора профессиональные стандарты педагога, педагога-психолога, дефектолога и логопеда. Например, логопед с недавнего времени отнесён к вспомогательному персоналу (сравни техничек), увеличены часы, изменнны требования к уровню образования, отпуск вместо 56 календарных дней превращается в 28. В таких условиях ни у детей нет желания учиться, ни у педагогов нет желания работать.
- Пагубно ли все это влияет на страну?
- При всём том, о чем я сказал, Россия на сегодняшний день имеет все-таки реальную возможность стать могучей державой, перестать быть сырьевым придатком Запада. Однако для этого России нужна современная система образования, которая позволит эффективно развиваться и идти вперед, поскольку образование – основа национальной мощи страны. Такая система существовала в Советском Союзе, частично продолжала существовать в 90-ые годы, что позволяло нам занимать передовые позиции в мире, которые мы потеряли за последние 18 лет. Сейчас ситуация в стране не улучшается, а только ухудшается: ежегодное реформирование ЕГЭ, неудовлетворительные социально-экономические условия жизни учителей (а также преподавателей вузов), неоснащенность школ современной техникой, низкопробные учебники и литература, низкий статус учителей (и профессоров). Школы утратили чувство воспитания и универсального образования. Поборы в школах (и коррупция в отдельных университетах), отсутствие дополнительного образования, а с недавних пор и новый закон об образовании... Все это постепенно разрушает созданную годами систему, а значит – лишает нас надежды на будущее.
- Падает ли на этом фоне уровень образования в стране, как Вы считаете?
- Безусловно. По уровню образования Россия, в сравнении с другими странами, занимает 42 место по данным ООН, которая ежегодно публикует индекс развития человеческого потенциала, включающий в себя и индекс образования. Например, у государства Гайана – 39 место, Беларусь и Украина занимают 27 и 29 место соответственно, 23-е место – у Казахстана, а Сербия входит сегодня в десятку лучших стран в мире.
- В чем основная проблема на Ваш взгляд?
- В стране нет согласованной комплексной программы развития образования. Не поставлены ни ближайшие, ни перспективные цели. Задачи ставятся хаотично, несистемно. Антикризисная программа 2009 года принималась вне всякой связи с проблемами образования и не соответствует принятой ранее концепцией долгосрочного развития страны до 2025 года. В этих условиях мы должны поклониться тем героям, которые добросовестно работают в современной школе, несмотря ни на что. Но нынешняя власть принуждает учителей заниматься порой несвойственными им функциями, особенно во время выборных кампаний. Уровень зарплат остается крайне низким.
- ВУЗы тоже страдают?
- В ВУЗах, например, обеспеченность общежитиями, минимальные стипендии, отсутствующие социальные льготы, техническая неоснащенность, трудности в академической мобильности не позволяют студентам эффективно заниматься непосредственно учебой и наукой, заставляют молодых людей идти работать официантами и кричать "Свободная касса!". Преподаватели находятся еще в более сложном положении, что не позволяет им полностью сосредоточиться на науке и преподавании.
- А что происходит с фундаментальным образованием и наукой?
- Фундаментальное образование позволяло нам делать великие научные открытия, совершенствовать знание о мире. Сейчас это потеряно. Даже о развитии науки в университетах профильное министерство судит лишь по количеству привлеченных средств, что никак не отражает реальную научную работу. Да и открытия, которые сейчас совершаются нашими учеными, не востребованы на Родине – мы вынуждены продавать их на Запад. Неудивительно, что многие ученые эмигрировали из страны и получают Нобелевские премии как граждане других стран. Согласно неправительственным источникам, только за первую половину 90-х годов из страны выехало не менее 80 тысяч ученых, а прямые потери бюджета составили не менее $60 млрд. Между тем, согласно данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских учёных за рубеж не только не уменьшился, но существенно возрос за последние годы.
В школе не находят места элементы просвещения. Народно-воспитательные, культурные и духовно-нравственные начала заменены сухой методологией. В такой школе формируется прагматик, делец, улитарист. В этом – реальная угроза стране и нации. Идеология патриотизма неестественна современной школе.
- Есть ли шанс что-то изменить при нынешней власти и политике?
- Шанс изменить нынешнее положение дел был упущен: с принятием нового закона «Об образовании в Российской Федерации». Хотя власть и выдаёт этот закон за новое слово в образовательной политике, на самом деле он больше похож на мракобесие. Можно заметить несколько тенденций, которые реализованы в новом законе. Во-первых, недостаточное финансирование. Самое важное направление в развитии государства финансируется на уровне 4,2% процентов ВВП, хотя минимальный уровень необходимо довести до 7%. В «новом» законе вводится понятие образование как услуга, что по большому счету нивелирует статью конституции, гарантирующую бесплатное образование. Это в конечном итоге усилило коммерциализацию образования, а учитывая тяжелые условия жизни людей, привело к тому, что большинство населения страны просто не могут получить полноценное образование. Во-вторых, новый закон носит рамочный характер, что открывает простор для чиновников и создает новые возможности для коррупции. В законе нет ни слова о стратегическом научном развитии страны, о научно-образовательном прорыве. Все вышеперечисленное отчетливо показывает, что образование для нынешнего правительства являются лишь средством для реализации собственных целей, которые часто противоречат интересам общества.
- Как бы Вы сформулировали основные направления, необходимые для изменения ситуации?
- Спасибо за вопрос! Исходя из приведенной мною выше аргументации, можно считать необходимым:
1) обновить и усовершенствовать федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
2) провести кадровые изменения в Министерстве образования и науки Российской Федерации;
3) поддержать общественные организации, работающие в сфере просвещения и науки;
4) организовать систему юридической, социально-экономической защиты учеников и учителей, студентов и преподавателей от чиновничьего произвола;
5) увеличить расходы бюджета на образование и обеспечить исполнение Конституции в части обеспечения гарантированного бесплатного образования;
6) изменить школьные образовательные стандарты и профстандарты;
7) ввести, наряду с ЕГЭ, альтернативные формы вступительных экзаменов в высшие учебные заведения;
8) дать высшим учебным заведениям более широкие полномочия по определению форм обучения: наряду с Болонским процессом выбирать и другие формы образовательного процесса;
9) модернизировать и сохранить систему начального профессионального образования;
10) выстроить систему связи вузов с различными предприятиями с целью скорейшего внедрения инноваций в производство и целенаправленной подготовки профессиональных кадров для экономики;
11) при проведении реформ образования важно учитывать традиции как национальной системы образования, так и особенности культуры русского народа.
12) Возродить систему инспекции качества учебно-методической деятельности педагогов, с постоянной формой переобучения учителей в области учебно-методической и дидактической деятельности.
13) Дать возможность вузам самостоятельно заниматься оценкой квалификации научных кадров в плане присуждения учёных степеней и присвоения учёных званий.
При этом:
- должна быть профинансирована в должной мере фундаментальная наука, а также наибольшее развитие должны получить такие направления как нейробиология, генетика, генная инженерия, биомолекулярные технологии, которые в сочетании с информационно-коммуникационными технологиями дадут качественно новый эффект во всех сферах жизни.
- должно быть увеличено финансирование НИОКР в таких наукоемких отраслях промышленности, как медицина, авиастроение, ракетно-космическая промышленность, атомная промышленность.
- Власть должна принять законодательную и налоговую базы, поощряющие разработку и внедрение в практику инновационных проектов.
- Власть должна законодательно создать условия, чтобы банкам было выгодно кредитовать инновационные проекты.
- Власть должна иметь способность не только ставить стратегические задачи, но и требовать от управленцев эти задачи выполнять - четко, по планам, по срокам в рамках выданного финансирования. Спрос - по результатам.
- Очень интересно. Родион Евгеньевич, большое спасибо за интервью и обстоятельную беседу!
- Спасибо Вам, всего доброго!
Барабанов Родион Евгеньевич - дефектолог, клинический психолог. Член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ. Доверенное лицо кандидата в президенты РФ Г.А. Явлинского.