Собственность и профессия (часть2)
Категория: Общество
| Автор: Александр Черкас
| Опубликовано: 17.11.2015
Что мешает создавать "человека созидающего"? Отделение его от собственного творческого потенциала.
Людей сводят воедино, объединяют в толпу инстинкты, а разделяют и наделяют индивидуальностью – способности и таланты.
Хотите оглупить людей, объединить их на базе отвлеченного общего минимума способностей – нужно отвлечь их от личных интересов, затуманить доступ к свободному выбору созидательных занятий и свободному выбору источников знаний. Не обязательно вводить прямые запреты и ограничения на занятия каким-либо хобби или на источник знаний. Достаточно выполнять активное, планомерное промывание мозгов и неявное внушение, когда человеку предлагается не пробовать сделать что-то самому, а впитывать то, что до них и для них создал кто-то другой, наделенный правом впихивать свои знания, вкусы, воззрения в сознание людей.
От этого закономерно люди тупеют, отравляя себя осознанием невозможности заниматься тем, к чему лежит душа. Либо, в более мягком варианте, дурман навязанных развлечений способны преодолеть лишь немногие, которые найдут в себе силы преодолеть барьеры, расставляемые обществом, пытаясь самостоятельно определить, что же составляет их призвание и далее - заниматься своим любимым делом.
Значительная часть людей, повинуясь отчасти своей лени, а в большей мере – вследствие воспитания в стиле «свои способности надо тщательно скрывать», предпочитает делать лишь то, к чему их вынуждает необходимость в той мере, в какой вознаграждение за нелюбимую работу способно вознаградить свое тщеславие, тягу к богатству и компенсировать нереализованность истинных, глубинных желаний.
Закономерно, что истощив себя этим не очень любимым трудом, люди в свободное время наперегонки бросаются на пастбища, покрытые сорняками массовой культуры и избытками благ цивилизации, суррогатами увлечений – кино, кафе, социальные сети.
Этот феномен всеобщего оглупления путем искоренения либо атрофии индивидуальности подмечен Л. Некиным. Кто не мечтал обнаружить и раскрыть в полной мере свой талант, стать артистом, бизнесменом, ученым, топ-менеджером, государственным деятелем и пр.? Но проблема в том, что общество настроено как можно более ограничивать количество талантливых особей в своей массе. Причем желание сдерживать популяцию талантливых людей естественно проявляет как элита общество, так вся масса людей. Нужно ли столько Эйнштейнов? «Никак нет, совсем напротив!» - сказал бы герой рассказа А. Аверченко. Общество для самообслуживания и поддержания своего комфортного существования должно постоянно поставлять в больших количествах людей, готовых на нудную, тупую, грязную, низкооплачиваемую и зачастую тяжелую работу. Причем, если общество неспособно рекрутировать большое количество таких работников, оно вынуждено их импортировать из других стран, с другой культурой и иным этническим составом. Но это отдельная история. В любом случае, Молох общества регулярно требует постоянного огромного числа работников, готовых делать то, что им укажут и всю жизнь жаловаться на свою злую судьбу.
По большому счету, к сожалению, достаточно небольшого числа артистов, почему-то штатно титулуемых «звездами», таких же звездных экспертов, неизбывно мелькающих на экране и дающих советы по любым вопросам в целях саморекламы и прочее но зато каждому дому нужен дворник, работник мусорной камеры, каждому захудалому складу нужен недорогой и нерасторопный охранник и так далее.
И люди с готовностью заполняют эти рабочие места сотнями тысяч.
Только нуждой объяснить этот феномен нельзя. Общество действительно программирует будущих работников на потребность занять рабочее место на грязной убогой, или просто нудной, дурной, рутинной работе у подавляющего числа работающих. По сравнению с людьми, которые все же становятся интеллектуальной элитой.
Работа же зачастую преподносится человеку как способ получения средств для постоянного удовлетворения страсти стяжательства, приобретения, услаждения через владение.
***
Нынешний консьюмеризм – это еще и отказ от очень разумного принципа «лучшее – враг хорошего», хотя этот принцип сродни здоровому питанию. При этом окружающий человека избыток предложения благ формирует в нем особый род перфекционизма: перфекционизма потребления. При этом человек подчиняет свою жизнь постоянной погоне за все более изысканными способами удовольствий или все более изощренными способами удовлетворить насущные потребности.
Итак, консьюмеризм и перфекционизм начинаются там, где утрачивает силу принцип «лучшее – враг хорошего». По своей сути, два этих качества описывают две родственных пары эмоциональных полюсов, между которыми качается эмоциональное мировоззрение человека: желание сделать как можно лучше (либо вариант – желание сделать лучше всех остальных) – страх сделать что-либо не идеально (хуже остальных). Точнее говоря, перфекционизм охватывает семейство таких схожих эмоциональных пар полюсов оценок чувства удовлетворенности человека.
Теперь выделим еще одно важное свойство. Консьюмеризм начинается там, где приобретение вещи для человека становится важной прелюдией ее обладания (то есть, сама процедура выбора, покупки, оплаты, распаковки) и, кроме того, гораздо важнее эксплуатации новой вещи, то есть, того, ради чего, по идее, и приобретается новая вещь. Тем самым, новая вещь восполняет совсем иной пробел, чем должна бы.
Ведь некоторые люди пользуются, например, старым инструментом или старой обувью не от бедности и не от тяги к оригинальности (вспоминая «добрые старые времена»), а просто из привычки к добротной, много раз себя хорошо зарекомендовавшей вещи. Такой владелец не торопится расстаться с привычным помощником, ценя его свойства, особенности, запас прочности и пр. Понятно, что свой образ жизни человек подстраивает под привычные ему набор инструментов, которыми он владеет. При этом естественно то, что человек в чем-то ограничивает себя, исходя из возможностей, которые ему предоставляет его имущество. Поскольку более новые вещи, которые он не купил, вполне могут в чем-то превосходить старые и привычные такому консервативному владельцу аналоги. Но этот порядок иногда оказывается достаточно удобен и практичен настолько, чтобы человек не желал новых вещей для себя, а мог сосредоточиться на каких-то иных своих интересах помимо выбора и покупки товаров.
Есть и еще важный момент. Все мы, хотим этого или не хотим, являемся потребителями. Делаем ли мы это для получения удовольствия, либо машинально, не задумываясь, или даже лишь по необходимости, при этом мы – потребители. Нам не избежать этой участи, подчас весьма заманчивой. Потребление является неотъемлемой частью нашей жизни. Но все больше товаров, благ, услуг, которые мы потребляем, предъявляют к потребителю, заказчику все возрастающие требования к их потреблению. И проблемы возникают оттого, что те виды потребительства, которых мы не можем или не хотим избежать, требуют от нас все больше и больше.
Кроме того, мы стремимся управлять все более технически сложными устройствами или системами только из-за желания обладать ими. От автомобилей обычных мы переходим к гоночным, а от них – к водным и воздушным судам. Понятно, что управление ими – вещь небезопасная, требует глубоких знаний и постоянно совершенствуемых твердых навыков. Многих уже не удовлетворит в принципе посещение планетария или океанариума в качестве познавательного досуга. Такой скучный и унылый отдых повсеместно вытесняется дайвингом и космическим туризмом, атомный ледокол «50-летие Победы» регулярно совершает круизы к Северному полюсу. Мы не хотим смотреть на все это на черно-белом экране. Мы уже вовсю вращаем Землю. Вопрос лишь в том, насколько мы отдаем себе в этом отчет.
Каждая из новых забав, помимо требований к довольно высоким способностям отдыхающего предъявляет еще более жесткие требования по состоянию здоровья потребителя, а также по необходимости приобретать дорогостоящий инвентарь как непосредственно для сеанса, так и для регулярных тренировок. Также потребитель вынужден постоянно тратить немалое время для поддержания себя в форме, повышения теоретического багажа и тому подобное, он обязан изучить и назубок знать многие нормативные документы по безопасности того вида занятий, который он избрал себе в качестве досуга. Для нашего потребителя это условия зачастую является весьма болезненным, поскольку изучение инструкций и правил безопасности, вообще говоря, чуждо менталитету россиянина.
Также зачем, например, покупать для домашней коллекции старинную картину, о которой мечтают многие музеи мира, если желающий заполучить картину не в состоянии оценить ее как произведение искусства, если он не художник и не искусствовед?
***
Для общения теперь недостаточно просто зайти в гости или набрать телефонный номер: средства коммуникации ушли далеко вперед. Освоение новых смартфонов, например, а также постоянно и бурно обновляющихся программных продуктов несчастному потребителю требуется не расслабляться, чтобы не стать безнадежно отставшим и архаичным неумехой. Мало того, от осознавшего себя потребителем и счастливым владельцем требуется постоянное освоение массы сопутствующих знаний, например, к выбору типов телевидения, типов передачи данных для Интернета, принципиальных направлениях и основных поколениях телевизоров, навигаторов, и даже домофонных ключей, о совместимости программных продуктов и последних версиях операционных систем, а также о многом-многом другом.
Если человеку предстоит выбор между театральной школой и еженедельным походом в ресторан, и он выбрал «храм еды», это может означать следующее.
Допустим, человека не привлекает трата денег на учебу, потому что за его же деньги педагог будет гонять его до седьмого пота, потом на выпускном спектакле он будет перепрыгнуть самого себя, чтобы кто-то мог себе позволить на это пассивно глядеть, да еще и бесплатно. В то же время, при поседении ресторана меня будут холить, лелеять, всячески ублажать, да кроме того и накормят, удовлетворяя мои запросы к изысканной, вычурной еде. Следовательно, во втором случае то, за что я плачу деньги, я именно потреблю, поглощу, восприму исключительно собой.
***
Попробуем заострить наш предмет беседы: зачем вообще человеку собственность (разумеется, выходящая за рамки обеспечения безбедного существования), если человек не собирается ничего созидать, пользуясь ею? Каждый мастер мечтает о хорошем инструменте, перевозчик грузов – о хорошей машине, которая сделает его заработок более высоким, а процесс перевозки грузов – более быстрым, комфортным, приятным. Но зачем мне какая-то вещь, если я собираюсь только потреблять? Либо, все инструменты мне обязана предоставить фирма, на которую я работаю?..
Представляется, что по ходу истории человечества процесс потребления отнимает у человека все больше времени и сил и смысла жизни, требует от потребителя все более глубоких знаний и специально подготовки. И все ради чего? При этом на созидание не хватает ни времени, ни сил, ни возможностей, ни знаний. Для приобретения навыков создания чего-либо нового, пусть и не очень оригинального уже жалко или невыгодно тратить деньги, силы и время, жалко получать специальное образование. Гораздо более правильным кажется приобретение специальных знаний для формирования квалифицированного массового потребителя.
Надо ли говорить, что в этих условиях само образование стало испытывать все возрастающее влияние запросов самих обучаемых (то есть, рассуждая по-старому, наименее сведущих членов процесса) и все менее уделять внимание обучению знаниям и навыкам, необходимым для создания чего-либо нового в ущерб знаниям, недополученным для квалифицированного потребления существующих благ и просто нормального существования.
Здесь уместно подчеркнуть еще одну важную вещь. Раньше потребление продукта (услуг, товаров) все более отдалялось от соучастия в их создании. Теперь, кажется, начался обратный процесс сближения.
Раньше потребление продукта (услуги) тяготело в пределе к следующей цели. Потребитель избавлял себя от необходимости знать, каким образом изготовляется данный продукт и от необходимости уметь его изготовить самостоятельно, принять посильное соучастие в его создании. Вместо этого потребитель за вознаграждение препоручал это кому-либо другому, который сделает это наилучшим образом и избавит потребителя даже от самого возникновения вопроса, почему булки растут на деревьях и как это электрический ток «текёт» по проводам. Возможность владеть и всесторонне пользоваться тем, что не умеешь создавать сам, исчерпывалась лишь надлежащим размером вознаграждения.
Теперь же оказывается, что потреблять что-либо, совершенно не разбираясь в используемом имуществе, созданном цивилизацией, становится все более затруднительным.
Технически сложных устройств, которыми относительно просто пользоваться, становится вокруг нас всё меньше. От инструкций в нескольких строчках, напечатанных на кабине лифта (и то, положа руку на сердце, многие ли ее изучали) люди вынуждены перейти к освоению устройств, стандартные руководства к которым представляют собой объемные, подчас в нескольких томах, издания. Это вносит свою лепту в поддержание социально невежественного слоя потребителей: мало кто не в состоянии понять, как доехать на лифте, но вот пользоваться современным фотоаппаратом или стиральной машиной могут далеко не все. Более того, помимо социально невежественных потребителей общество потребления уже сформировало свой "падший класс" этаких отщепенцев, отверженных из среды потребителей, людей, которые обделены возможностью пользоваться частью повседневной жизни из-за того, что им недоступно освоение целого ряда пользовательских устройств или целых пользовательских сред. Заметьте, это бывает даже тогда, когда потенциально, по цене эти устройства доступны таким париям поневоле. И вот они вынуждены краснеть и бледнеть, выслушивая презрительные пояснения более удачливых пользователей, что, де, пообщаться и по скайпу можно, а найти и заказать товар в сто раз лучше можно и через Интернет.
Уже дал трещины механизм привлечения мастера для выполнения работы, по которой имеется исчерпывающая, но сложная документация. На моей памяти два мастера наотрез отказались устанавливать… пластиковую дверь гармошку, увидев размеры прилагаемого к изделию пользовательского чертежа: «для этого два высших образования надо!» - презрительно сказали они. Впрочем, наш человек неисправим – специалистом он становится не от изучения документации, а изучение инструкции воспринимает как унизительное, недостойное личности занятие.
Итак, налицо уже перераспределение задач образования, спектра получаемых специальностей и вообще задач общества в области образования и просвещения: часть людей сознательно на всю жизнь отказывается овладевать искусством создавать что-либо новое. Вместо этого такие люди специально идут учиться, чтобы всю свою жизнь посвятить всё более квалифицированному и сложному потреблению. Неужели жизнь так затруднилась, что все больше и больше членов общества вымывается из процесса создания нового?
Другими словами, неужели человечество вынуждено поступаться все большей своей частью (и не самых глупых своих членов) в ущерб могущим далее развивать и совершенствовать цивилизацию, чтобы высвобождающаяся часть могла сколько-нибудь приемлемо освоить продукты, созданные небольшим мозговым ядром людей?
При этом получается, что сравнительно небольшая часть (которая будет все меньше и меньше в долевом отношении) «золотых голов», оседая в «кремниевых» и прочих других долинах будет разрабатывать некие сложные продукты. Результаты деятельности тысяч таких людей примут сотни тысяч специалистов классом пониже, которые будут уже не в состоянии сами что-либо сотворить, но достаточно грамотны, чтобы изучить полученный продукт настолько, чтобы гарантированно внедрить его среди массового профессионального потребителя. От профессионального потребителя этот продукт уже будет выплескиваться на пользователя массового; миллионы пользователей по всему миру, ориентируясь на всех перечисленных, стоящих выше их в иерархии профессиональных потребителей, вынуждены будут, хочешь не хочешь, осваивать то, что установили на их компьютер (пароварку, фотоаппарат, замок квартиры, автомобиль, кран в ванной и прочее…). Довольный покупатель нового продукта все более подменяется в этом случае белкой в колесе. Его будет постоянно подстегивать страх потерять форму, упустить новинки и оказаться неспособным выполнять вспомогательные операции, самые необходимые для любой работы и вообще для социальной адаптации. С выходом каждого нового продукта все вновь и вновь оказываются в шкуре абитуриента: смогёшь? Смотри, останешься за бортом! Стоит чуть отвлечься от этого не очень благодарного дела, человек серьезно рискует «не въехать» и остаться элементарно неспособным даже общаться со вчерашним окружением.
Еще вчера регулярно обновляющий свои новинки и совершенствующий пользователь, неспособный освоить то одно, то другое, все более пускает пузыри и превращается, под насмешливые взгляды за спиной, в чудаковатого недотёпу, с которым и дела-то иметь трудно, так как он для них просто не оснащен. Такие люди рано или поздно не смогут выполнять никакой, даже самой элементарной работы (что перекрывает для них один источник заработка за другим). Ведь теперь такого рода работа выполняется во всем цивилизованном мире по единым, постоянно обновляемым стандартам, которые привязаны ко все обновляемому ПО!
За бортом ковчега, куда попадают способные регулярно и профессионально впитывать разные новинки, будет оставаться все больше людей, которым все возрастающий парк техники даже без участия человека будет надменно отвечать: ваша версия устарела! Ваше устройство не поддерживается! Ваша система не способна! Ваших ресурсов недостаточно! Надо ли говорить, что эти возгласы бездушных устройств лишь вежливая формула уничижительной оценки способностям обывателя, подменяющая, по сути, ехидно брошенное в лицо: эх, ты, дерёвня! Лапоть скобской!
Кроме того, до сих пор чтение было одним из основных способов изучения, и в конечном итоге – одним из нескольких китов овладения профессией. Ныне чтение книг становится все более неадекватным способом изучения нового. Появляются с одной стороны более эффективные, а с др стороны как-то сама жизнь становится устроена так, что можно быть современным человеком и впитывать знаний все больше, а при этом читать все меньше (это если раньше чем меньше человек читал, тем более ограниченным он оставался, что теперь не так).
Сокращение роли чтения в формировании культуры человека вообще и в овладении профессией в частности тоже вносит свою лепту в сокращении числа созидателей и постепенном перетекании все большей части созидателей в группу потребителей.
До сих пор для современного общества немыслимо было представить образованного профессионала, который для овладения мастерством не пользовался бы книгами. Но, похоже, возвращается средневековая ситуация. Все чаще современный «майстер» для приобретения необходимой квалификацией не прибегает к книгам, овладевая знаниями другими способами, даже если его профессия номинально требует высшего образования.
Более того, такая работа является, само собой, частью очень длинной цепочки операций, совершаемых разными людьми, собранных в процессе создания продукта. Ибо теперь все меньше остается дел, где один человек выполняет работу от и до. Тысячи людей перед таким пользователем выполняют работу по определенному стандарту и присылают ему свой промежуточный результат на следующий этап, за который отвечает именно он; тысячи людей после него должны будут воспользоваться его результатами, чтобы обрабатывать их далее в пределах своей компетенции, и тоже по определенным, все время совершенствуемым стандартам. Надо ли говорить, что сейчас эти стандарты обновляются все быстрее и быстрее, и несколько сот «золотых голов» заставляют миллионы и сотни миллионов человек быть постоянно в ситуации проболевшего и догоняющего свой предмет школьника…
К чему же приведет такое положение дел, ведь количество людей, нацеленных на дельнейшее формирование цивилизации и культуры, непрерывно и вынужденно сокращается? С другой стороны, выскажу гипотезу, что при таком положении дел все более будет размываться грань между созиданием и потреблением. Когда-нибудь эти два противостоящих друг другу процесса сольются опять в нечто единое, как это было раньше? Что за общество то будет, может, такое слияние и ознаменует собой наступление того самого «золотого века»?
Сразу после Второй мировой войны Б. де Жувенель писал в "Этике перераспределения", что человечество будет служить друг другу во все более возрастающем масштабе. Но, оказывается, значительная часть людей становится к этому просто неспособной, не имеющей для этого ни знаний, ни возможности, ни сил, ни времени. Эти незадачливые венцы природы тратят слишком много времени на самих себя, пытаясь разобраться со все новыми инструкциями, идущими в комплекте с радостно или "от безысходности" купленными товарами или услугами!
Итак, у людей появляется, с одной стороны, возможность, а с другой - необходимость потреблять все больше и больше, причем товары выстроены в цепочки уже так хитро, что купив одно, вы надолго связываете себя необходимостью купить многое сопутствующее и надстраивающее свою первую покупку.
Несомненно, это растравляет старые раны поборников справедливости. Источником конфликтов, социального зла и предпосылкой к насилию уже давно признается несправедливость в распределении ресурсов для создания материальных благ и иногда – несправедливость в распределении дохода. Поиском способа устранить эту несправедливость на словах, реже – на деле озадачены все государства и общества.
Похоже, подобно богатству, перераспределять нужно и образование (обучение). Разумное регулирование образования на деле означает поддержание на оптимальном (читай, безопасном) уровне людского невежества. Может, разумное распределение общества на создателей и потребителей поможет правильно регулировать уровень невежества и также поможет сгладить многие социальные противоречия?
Ибо, если дурак, по пословице, сам мыла не ест, это еще не означает, что он не будет заставлять делать это других, взяв бразды правления в свои руки. Полуобразованный же, по другой пословице, - это дурак вдвойне, и поэтому вдвойне опасен.
Кстати, это затрагивает и эмоциональную сферу человека. Конечно, зазнайство и самомнение – вещи непохвальные, но вот что любопытно: если раньше самолюбование, охватывающее человека, было обращено на плоды труда (другими словами, людям было свойственно приписывать себе всяческие заслуги и достижения), то теперь все чаще предмет гордости и базовая составляющая самооценки – уже плоды стяжательства, а не созидания.
Со стороны это смотрится курьезно: ну почему меня никто не ценит, ведь у меня такие дорогие вещи!
Каков итог? Далеко ли до тупика? Думаю, что изложенное противоречие между созиданием и потреблением похоже на тупик не больше, чем линия горизонта вдали – на то место, где земля кончается и сходится с небом.
Слишком много сил уходит на подготовку квалифицированного потребителя? Но это оттого, что прежние методы освоения нового продукта устарели и не соответствуют изучаемым предметам. До сих пор основным инструментом познания является книга, документ. Разумеется, так было не всегда. Достигнув апогея в ХХ веке благодаря борьбе с неграмотностью, обучение по книгам до сих пор применяется повсеместно. Думаю, что с начала нового столетия роль книги в процессе обучения постепенно снижается, на смену приходят новые способы. Это позволит разгрузить и упростить процесс освоения нового, хотя бы для потребителя.
С другой стороны, опредмечивание и специализация знаний тоже начинают тормозить процесс познания. Возможно, творческая составляющая снова, как когда-то прежде будет доминирующей для специалиста, а может быть, и более важной, чем книги. Пресловутое пробуждение гениальности далеко не всегда возникает у тех, кто науку грызет как гранит.
Кроме того, похоже, все большую долю созидания будет составлять процесс творческий. Доля же реплицированных, типовых, стандартных услуг и товаров будет все снижаться и все больше становиться предметом труда малоквалифицированных работников. Более того, поставщиком таких кадров для типовых работ будут уже высшие учебные заведения и даже аспирантуры, а не только среднее звено образования. Точнее говоря, то, что у нас ныне является вузом, сможет подготавливать лишь более или менее грамотных "повторюшек".
Как только основой созидания снова станет преимущественно творческая работа, то продукт, результат такого труда будет всегда не полностью отделяем (отчуждаем) от своего создателя переходом вещных прав, что потребует искать замену действующим постулатам экономики для адекватного описания явлений. Такой продукт будет неизбежно возникать лишь в результате взаимодействия его создателя и потребителя. Конечно, уже сегодня купивший билет на футбол или концерт не может унести с собой в кармане симфонию или красивый гол, забрав его у спортсмена или музыканта в обмен за оплаченный гонорар. Но в будущем же практически все услуги будут реализовываться по подобной схеме.
Размывание перехода прав собственности и слияние созидания с владением вызовет эрозию процесса потребления, точнее, постепенное исчезновение барьера, принципиально отделяющего процесс потребления от создания.
Стоит ожидать лишь, когда такое потребление будет способствовать созиданию и наоборот. Нынешний кризис (возможно, существующий лишь в воображении автора), безусловно, должен пойти обществу на пользу.
© Александр Черкас, ноябрь 2015г