Читая впервые роман Ф.М. Достоевского «Бесы», обратил внимание на показавшуюся несколько искусственной характеристику одного из главных героев Н.В.Ставрогина. Автор наделил аристократа и красавца Ставрогина способностью получать наслаждение, когда где-нибудь в трактире его «возят» носом по грязному столу. Наслаждение становится для героя наивысшим, если это делает «какой-нибудь жидок или полячок».
Казалось, «ну это уж слишком!». При всем уважении к гению русской литературы, не клеится это с образом харизматичного бесстрашного нигилиста. По мнению литературных критиков, исходной причиной недостойных, граничащих с болезнью пристрастий героя явилось роковое противоречие между колоссальным личностным потенциалом и неспособностью его реализовать. Это считается характерным для всех «лишних» людей дореволюционной России. Можно сказать, что они не могли найти достойного себя поприща, теряли по пустякам время и силы и, в конечном итоге, скатывались на позиции презрения ко всему, к себе в первую очередь.
Было это в далекие 70-е. Для человека времен развитого социализма все это представлялось весьма умозрительным, навсегда потерявшим актуальность.
Прошло чуть более десяти лет. Во время перестройки в газетах и журналах вдруг стали появляться статьи, в которых заезжие иностранцы публично ужасались реалиям советской действительности. Статьи производили потрясающий эффект. Мнение какого-нибудь «забугорного» обывателя самым доходчивым и колоритным образом усиливало уже ставшее нестерпимым ощущение убожества некоторых элементов кризисной жизни того времени.
Притягательность этих статей была сродни какому-то низменному сладострастью. Может быть от того, что срывались покровы, и обнажалось сокровенное, которое так долго скрывалось или маскировалось. При этом к сокровенному прикасались чужие люди, безжалостные и циничные.
И вот тогда вспомнился Ставрогин с его порочными страстями. Все-таки гениален Федор Михайлович! Для меня тогда стало очевидным, что Достоевский через болезненную причуду Ставрогина описал лишь крайнюю форму проявления глубокого порока русской жизни. И порок этот ожил с появлением новых «лишних» людей, в число которых в результате всеобъемлющего распада попало подавляющее большинство населения: ни тебе настоящих денег в кармане, полная несопоставимость результатов труда с результатами труда ведущих конкурентов, кажущееся отсутствие исторической перспективы. У людей пугающе быстро испарились остатки и без того дефицитного уважения к себе. В качестве психологической разгрузки в этой ситуации кто-то предпочитал смеяться над собой и над ситуацией вместе с популярными тогда юмористами, а кто-то находил мазохистское удовольствие быть высеченным в прессе или на телевидении заезжим наблюдателем.
Прошло еще около 30 лет. Изменилась наша жизнь и ее внешние атрибуты. Мы перестали быть закрытым обществом со свойственными ему перекосами, шокирующими непривычный глаз. Внешне жизнь в России стала мало отличаться от жизни в других, в том числе развитых, странах. По некоторым показателям потребления Россия вполне может претендовать на лидерство. Да, в нашей жизни существуют колоссальные язвы, такие, как разрыв в уровне жизни социальных групп, коррупция и т.д., но где таких язв нет? Огромное количество россиян увидели жизнь за рубежом, часть из них познакомилась с ней очень близко. Казалось, пришло время избавиться от постсоветских комплексов.
Однако порок жив и принял новые формы в духе времени. На основных центральных каналах проходят многочасовые ток-шоу, центральное место в которых занимают словесные пикировки с иностранными журналистами и экспертами. Организаторы шоу присоединяют к иностранцам российских оппозиционных деятелей, политическая платформа которых также фактически является иностранной.
Главной изюминкой ток-шоу является то, что иностранные участники открыто, в большинстве случаев недружественно, и даже враждебно, высказывают свое мнение о политической, экономической и социальной жизни России и ее гражданах. Показательно, что наиболее активными и колоритными гостями шоу являются представители национальностей, приведенных в цитате из «Бесов».
Авторы представляют такой формат шоу, как беспрецедентное проявление демократии. Они говорят, что такой свободный обмен мнениями невозможен в западных странах. И они правы. Такое невозможно ни в Великобритании, ни в США, ни даже на Украине. А у нас такие шоу имеют высокий рейтинг, с российской стороны в них принимают участие серьезные эксперты, депутаты Госдумы, авторитетные политики.
Зададим себе вопрос: «Какой прок от такого шоу?». Ответ: «Никакого!». Приглашенные иностранные журналисты и эксперты не являются признанными авторитетами с хотя бы относительно независимой позицией, провозглашают мэйнстримовские банальности, грозя пальчиками и становясь в позы педагогов. Вместе с представителями российской оппозиции они транслируют на нашего зрителя западную парадигму истории, заявляют откровенно хищнические цели в отношении России, все это подчас в оскорбительной форме. Реакция российской аудитории предсказуема. Вместо диалога присутствующие переходят на перепалку. В предлагаемом формате не может рождаться какая-то позитивная идея, невозможно прийти к согласию по какому-либо вопросу.
Что это? Зачем это? Чтобы зритель лучше знал и сильнее ненавидел врага? Или, судя по высоким рейтингам ток-шоу, публичные розги от иностранцев продолжают многим доставлять удовольствие?
Очевидно, что звучащие в шоу заявления в любой уважающей себя стране будут немедленно квалифицированы, как пропаганда, направленная на подрыв существующего государственного строя, разжигание ненависти и т.д. Со всеми вытекающими последствиями. Мы же демонстрируем наше русское «вечно бабье» начало. Законы вроде бы есть, но применение их необязательно. Такой «демократизм» и плюрализм не служит укреплению авторитета среди сочувствующих и оппонентов, возбуждает политическую похоть откровенных врагов, дезориентирует своих граждан, вызывает в них безосновательный комплекс «лишнего» человека.
Да, зрителю интересны разные точки зрения. Однако закрадывается подозрение, что в стремлении повысить рейтинг своих программ за счет этого интереса, авторы вольно или невольно демонстрируют и эксплуатируют неизжитый порок национальной жизни, подмеченный нашим литературным гением.
Хотелось бы другого. Не эксплуатировать пороки, а преодолевать их. Наша жизнь не менее полноценна и самодостаточна, чем где бы то ни было. Нет сегодня в России каких-то особых объективных условий воспроизводства «лишних» людей, лишенных сознания собственной значимости. За очень короткий срок в каких-то 30 лет мы получили беспрецедентный исторический урок и хорошо усвоили, к чему приводит выслушивание чуждых мнений и следование чужим советам. Для думающего человека не должно остаться сомнений «что делать?». Идти своим путем, не оглядываться, избавляться от провинциальности и неуверенности в себе.
Виктор Егоров