Прогнозирование поведения потребителей – дело неблагодарное, особенно в период нестабильной экономической ситуации в России, потому что поведение потребителей зависит во многом от оценки личного материального положения, от оценки потребителями экономической ситуации в стране, от ожиданий потребителей развития ситуации в будущем. Ждать ли от омичей в ближайшее время бума потребления или бума сбережений – ответ на этот вопрос можно получить в исследовании потребительских настроений омичей, проведенном компанией «Делфи» в апреле 2009 года .
Индекс потребительских настроений (ИПН) – макроэкономический индикатор, позволяет измерить субъективные настроения потребителей, объединяет частные мнения людей, не зависящих и не влияющих друг на друга, поэтому ИПН - независимый показатель, который показывает динамику развития экономики региона и России. В динамике ИПН показывает изменение настроений массового потребителя.
Интерпретировать значение ИПН несложно: максимальное значение ИПН равно 200 – это означает, что все население положительно оценивает экономическую ситуацию; минимальное значение ИПН равно нулю, когда население настроено пессимистично; ИПН равен 100, когда число оптимистичных и пессимистичных оценок ситуации в экономике совпадает.
Индекс потребительских настроений обладает большим прогнозным потенциалом. Это обусловлено тем, что вопросы, на основе которых он строится, фокусируются на понимании того, как потребители интерпретируют информацию о текущем и будущем развитии экономики. И хотя не предполагается, что обычные потребители глубоко понимают сложные экономические процессы, опыт измерения ИПН показывает, что потребители при принятии решений о своих текущих расходах и сбережениях учитывают и некую информацию о будущем.
Отдельный респондент, будучи покупателем, оценивает ситуацию на рынке товаров и услуг исходя из собственной, как правило, случайной информации. Он может серьезно ошибаться, но преобладающий вектор массы индивидуальных оценок, как оказывается, практически всегда верно предвосхищает краткосрочную перспективу экономической ситуации. Был поставлен эксперимент: одни и те же вопросы задали массе обычных людей и большой группе экспертов, специалистов по экономическим проблемам. Оказалось, что ответы отдельного рядового потребителя могут сильно отличаться от ответов эксперта, рядовой потребитель чаще ошибается. Но усредненный ответ "совокупного потребителя" получился поразительно близким к ответу экспертов: все вместе потребители не ошибаются. Другой эксперимент поставила сама жизнь в 1978 г., когда в США случился биржевой кризис. Специалисты предрекали крах всей экономики, но ИПН оставался неизменным. Потребитель оказался прав: общеэкономического кризиса не случилось .
В России ИПН рассчитывается с 1993 года, а в городе Омске подобных исследований ранее не было. В результате первой волны исследования, проведенного компанией «Делфи» Индекс Потребительских Настроений омичей в апреле 2009 года равен 101. Это свидетельствует о том, что омичи как потребители товаров и услуг с одной стороны, не испытывают паники, а с другой стороны – их нельзя назвать оптимистами.
Такое значение ИПН обусловлено социальным пессимизмом омичей в краткосрочной перспективе (рис.1 и 2), материальное положение которых за последний год ухудшилось (индекс равен 73, что почти совпадает с российским индексом произошедших изменений материального положения , который в первом квартале 2009 года составил 75), ухудшился характер питания за последние 3-4 месяца (индекс равен 85).
Тем не менее, оценивая сложившуюся ситуацию, 48% омичей сказали, что «все не так плохо и можно жить», еще 43% омичам «жить трудно, но можно терпеть», и только 5% ответили, что «терпеть наше бедственное положение уже невозможно».
Мужчины и женщины почти одинаково оценивают сложившуюся ситуацию. Оптимизм преобладает у омичей 21-30 лет (66%) и 16-20 лет (55%). Была выявлена прямая зависимость между возрастом респондента и долей пессимистично настроенных омичей: если среди омичей до 40 лет доля тех, кому «терпеть бедственное положение уже невозможно» составила менее 4%, то среди омичей 41-50 лет такой ответ дали 7,5%, а среди омичей 51-60 лет таких оказалось 12%.
Оптимистов оказалось больше и среди неработающих омичей (53% среди неработающих против 45% среди работающих), при этом наибольшие доли среди неработающих составили студенты, домохозяйки и пенсионеры. Холостые/незамужние респонденты оказались немного оптимистичнее своих земляков, состоящих в браке (51% и 46% соответственно). Кроме этого, наибольшими оптимистами оказались омичи, живущие по одному (доля оптимистов составила 64%), тогда как в семьях, состоящих, например, из 2 человек доля положительно настроенных омичей составила 31%.
Рис.1. Мнение омичей об оценке изменения своего материального положения за последний год
Рис.2. Мнение омичей об оценке изменения характера питания за последние 3-4 месяца
Более половины омичей (54%) уверены, что тяжелые времена еще впереди, 13% считают, что тяжелые времена мы переживаем сейчас, а 18% надеются, что все трудности уже позади. Наибольший пессимизм выразили женщины (57%), омичи 41-50 лет (67%), а также те, кто живет один (73%).
Ожидания омичей относительно улучшения своего материального положения в ближайшие 12 месяцев довольно сдержанны (индекс равен 104). На этом фоне прогноз омичей относительно изменения жизни большинства россиян в краткосрочной перспективе (1 год) гораздо пессимистичнее (индекс равен 84), чем оценки изменения собственного материального положения в этом же периоде. Таким образом, согласно полученным данным, омичи считают, что материальное положение россиян ухудшится, но их самих это коснется меньше (рис.3). Для сравнения: по данным Росстатата индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении россиян составил 74.
Рис.3. Мнение омичей об изменении своего материального положения и материального положения большинства россиян в ближайшие 12 месяцев
Индекс уверенности омичей в завтрашнем дне составил 110 пунктов, что означает некоторое преобладание доли омичей, испытывающих такую уверенность над теми, у кого такой уверенности нет (рис. 4). При этом в большей степени уверенность в будущем выразили мужчины (60%), чем женщины (45%). Кроме этого, более уверены в будущем молодые омичи в возрасте до 30 лет (71% в возрасте 16-20 лет и 65% омичей 21-30 лет). Для сравнения: уверены в завтрашнем дне по 41% омичей 31-45 лет и 51-60 лет и 48% омичей 41-50 лет. Интересно отметить, что омичи, состоящие в браке (в т.ч. гражданском) меньше уверены в будущем, чем холостые/незамужние респонденты (57% и 48% соответственно). Кроме того, в больших семьях (более 4 человек) доля уверенных омичей составляет более 60%, тогда как в семьях менее 3 человек этот показатель меньше 48%. Среди работающих и незанятых омичей уверенность в будущем отметили примерно равное количество респондентов (51% и 55% соответственно).
Рис.4. Уверенность омичей в завтрашнем дне
В долгосрочной перспективе (на ближайшие 5 лет) омичи выразили некоторый оптимизм (индекс равен 146) – каждый второй считает, что материальное положение россиян в ближайшие 5 лет улучшится, и только 5% уверены в обратном, хотя довольно много омичей – почти каждый третий - затруднились с ответом (рис.6).
Рис.5. Мнение омичей об изменении материального положения большинства россиян в ближайшие 5 лет
Оценивая целесообразность совершения крупных покупок (мебель, электроника и пр.) в текущей экономической ситуации, мнения омичей разделились: каждый третий считает, что сейчас ни хорошее, ни плохое время для таких покупок, и почти равное количество – по 29% - дали противоположные ответы (рис.6). Таким образом, в ближайший год омичи будут проявлять осторожность в покупках, требующих серьезных материальных затрат. Индекс благоприятности условий для крупных покупок составил 100, тогда как аналогичный индекс в России в первом квартале 2009 года составил 55.
Рис.6. Мнение омичей о том, насколько сейчас благоприятное время, чтобы делать крупные покупки
Разделились мнения омичей и по поводу того, хорошее ли сейчас время для сбережений: почти каждый третий омич сказал, что сейчас плохое время для сбережений, каждый четвертый уверен в обратном, а 27% сказали, что сейчас не хорошее, но и не плохое время для сбережений (рис.7). Индекс благоприятности условий для сбережений составил 93, тогда как аналогичный индекс в России в первом квартале 2009 года составил 39.
Рис.7. Мнение омичей о том, насколько сейчас благоприятное время, чтобы делать сбережения
В дополнение к ИПН были рассчитаны индексы текущего состояния рынка и экономических ожиданий. Индекс текущего состояния рынка рассчитывается на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного материального положения и благоприятности условий для крупных покупок. В апреле 2009 года значение индекса текущего состояния рынка в городе Омске составило 86, что подтверждает тезис о пессимизме омичей в краткосрочной перспективе.
Индекс экономических ожиданий рассчитывается на основе индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы. В городе Омске значение индекса экономических ожиданий в апреле 2009 года равно 111, что означает небольшое превышение оптимистичных оценок над пессимистичными.
Проведенное исследование является первой волной исследований потребительских настроений омичей. Особый интерес будет представлять динамика ИПН в Омске, поэтому такие исследования компания «Делфи» планирует проводить в будущем регулярно с периодичностью 1 раз в квартал.
Для справки:
Методика построения агрегатного индекса потребительских настроений (Consumer Sentiment Index) была разработана в 1950-е годы ХХ века группой исследователей Мичиганского университета под руководством Дж. Катоны. Помимо США, индексы потребительских настроений рассчитываются сейчас более чем в 40 странах.
В России ИПН рассчитывался ВЦИОМ в 1993-1996 гг., в настоящее время - Фондом "Индекс потребительских настроений". Госкомстат России (сейчас – Росстат) рассчитывает Индекс потребительских ожиданий (ИПО) с 1998 г.
Манжеева Татьяна
Исполнительный директор «Исследовательской компании «Делфи»
Материал подготовлен для журнала «The CHIEF_Омск».
При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на The Chief и «Исследовательскую компанию Делфи» обязательна.
http://delfi2000.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=205&Itemid=88