
Церковный кризис или доколе нам хромать на оба колена
Немыслимо, чтобы святая Евхаристия — наивысшее таинство безграничной любви и глубочайшего уничижения Христа — использовалась в качестве оружия одной Церковью против другой.
Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий
В наш век демократии, честных и прозрачных выборов, неподкупных средств массовой информации единственным островом стабильности, верности исконным ценностям для многих людей является Русская Православная Церковь (РПЦ). Несмотря на времена безбожия и попытки поставить ее на услужение власти, РПЦ выжила и сохранила независимость и твердые христианские принципы. Как говорил апостол Петр: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). Сие не значит, что церковь должна проявлять дух бунтарства, но ставит принципы церкви выше указаний человеческих властей. Твердость принципов – устои церкви. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.» (Матф.6:24). Заявление Священного Синода РПЦ в связи с незаконным вторжением Константинопольского Патриархата на каноническую территорию РПЦ (14 сентября 2018 г.) о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом и поддерживающими его архиереями, положило начало кризису принципов в самой РПЦ. Ведь для разрыва евхаристического общения мало «не участвовать в сослужении с иерархами Константинопольского Патриархата», нужно также и не участвовать в евхаристическом общении со всеми церквями, пребывающими в таком общении с иерархами Константинопольского Патриархата, иначе говоря со всей практически остальной частью Православных Церквей. С этой точки зрения непонятным становится заявление митрополита Волоколамского Илариона «Иерархи Новых Земель входят в состав Священного Синода Элладской Православной Церкви, а не Константинопольского Патриархата. Поэтому они не несут ответственности за антиканонические решения Синода на Фанаре, и мы сохраняем с ними евхаристичекое общение». Вопрос ведь не в юрисдикции, а в принципе: есть ли евхаристическое общение между Элладской Православной Церковью и Константинопольским Патриархатом? Ведь если есть, то таким образом РПЦ вступает в общение с Константинопольским Патриархатом, согласно Писанию: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.» (1Кор.10:17).
Не бывает «полуобщения». Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Матф.12:25). Сложившаяся ситуация подрывает веру прихожан в незыблемость устоев РПЦ и наполняет их сердца глубокой скорбью о ее состоянии.
Заявление Священного Синода РПЦ http://www.patriarchia.ru/db/text/5268282.html Интервью митрополита Волоколамского Илариона информационному агентству «Ромфея» http://www.patriarchia.ru/db/text/5369808.html