Парикмахерское искусство от древности до ХХ века
Судя по сохранившимся до наших дней древнейшим изображениям человека, самые первые прически были довольно просты. И женщины, и мужчины, в те далекие времена, имели длинные волосы. Волосы носили, как распущенными, перевязывая их на лбу ремешками из кожи, так и заплетая в косы. Также в плетения добавляли шнуры, стебли растений, тесемки, полоски кожи и меха. Выбор материала, в данном случае, напрямую зависел от места проживания и особенностей быта первобытного племени.
Принято считать, что древнейшие цивилизации зародились на берегах Нила, а также в междуречье Тигра и Ефрата. Развитие науки, искусств и ремесел вело к совершенствованию быта, социальному расслоению и, как следствие, проявлению более пристального внимания к одежде и прическе. Появляются первые парики – их делали из волос, шерсти животных, волокон растений. Например, знатные египтянки, времен Древнего и Среднего царства, удаляли со своего тела совершенно весь волос, используя для создания нужного образа сложные парики трапециевидной формы или специальные головные уборы. Чем более знатной была женщина, тем большей сложностью и богатством отличался ее головной убор, в частности парик.
В период расцвета Древней Греции, создание прически превратилось в целую церемонию. Рабы-парикмахеры укладывали волосы своих господ, стараясь соблюсти принятые тогда законы гармонии и эстетики. Те самые, которые мы сегодня называем – античными канонами. Грекам было знакомо искусство завивки волос, посредством специального металлического стержня – каламиса. Рабы и рабыни, выполнявшие завивку волос, назывались каламистрами. Опытные каламистры очень ценились и пользовались особым положением среди других рабов. Богатые гречанки зачесывали волос со лба и ушей назад, взбивая его на затылке и закрепляя обручами и диадемами из благородных металлов. Свободные и романтичные прически, созданные по мотивам «греческого узла», сохраняют свою актуальность и в наши дни. Большим разнообразием стрижек отличались у греков и мужские прически.
Рим подчинил себе Грецию силою оружия, но Греция покорила римлян своим искусством. И вот знатные патрицианки, принялись примерять на себя греческие каноны красоты. Римлянки слегка усложнили греческие прически, добавили им больше пышности и роскоши, но суть форм осталась прежней. Темноволосые от природы римлянки, глядя на златокудрых уроженок Спарты и Афин, пожелали тоже носить светлые волосы. Поначалу, волосы пытались осветлять естественным путем: смачивая водой, их подставляли под лучи палящего солнца. Однако полного обесцвечивания таким путем достичь не удавалось. Позднее была найдена другая возможность – стали применять составы на основе серы и меди. Волосы от этого портились, но желание походить на вечно юную и прекрасную Афродиту/Венеру, было гораздо сильнее. Можно сказать, что древнеримские матроны оказались первыми заложницами такого явления, как мода.
Далее перенесемся в Средневековую Европу. Эта эпоха, пришедшая на смену античности, резко контрастирует с несостоявшимся «золотым веком». Христианское отрицание античной культуры с её «упадочническими» ценностями в полной мере коснулось и представлений о внешней красоте. Церковные законы требовали, чтобы женщины полностью скрывали волосы головными уборами. Собственно эти самые головные уборы, называемые «омюз», со всевозможными шлейфами и декоративными украшениями, надолго заменили знатным дамам прически. Мужские прически, в сравнении с античностью, тоже стали гораздо проще, но именно в Средневековье, а точнее между Х и ХII столетиями, возникают первые ремесленные цеха профессиональных парикмахеров – цирюльников и брадобреев.
Эпоха Возрождения – это эпоха значительной свободы (в сравнении со Средневековьем), как в социальной, так и в духовной сфере, во всем образе жизни европейского человека. Взгляните на полотна Боттичелли, Мантенья, Да Винчи, Тициана, Дюрера, Ван Эйка – таково было представление о красоте телесной. Волосы вновь открываются взору (степень открытости зависела от страны проживания), их украшают, укладывают в сложные переплетения, слегка завивают. Появляются новые способы укладки, с использованием валиков. Болезненные слегка лысеющие аристократки с жиденькими волосами задают моду на высокий открытый лоб. В результате многие женщины начинают искусственно поднимать линию лба, снимая бритвой часть волос.
В XVII веке в моду входят кудри и локоны. Даже мужской туалет знатного горожанина, не говоря уже о придворных кавалерах, занимает теперь у цирюльника немало времени. Изысканно уложенные локоны, аккуратная бородка и закручивающиеся вверх усы, как часто мы встречаем таких господ на портретах Ван Дейка, Хальса, Веласкеса. Прически дам также отличаются большей парадностью и пышностью. К концу века в моду входят огромные алонжевые парики и прически со множеством локонов, которые припудривают цветными пудрами. Однако настоящего расцвета парикмахерское ремесло достигает в XVIII веке. Один из самых блистательных королевских дворов Европы – Французский, задаёт моду на прически. В Париже в 1763 году придворный парикмахер Людовика XVI Легро основывает Академию парикмахерского искусства. Куаферы (так называли высококвалифицированных парикмахеров-художников) выполняли в те времена прически невероятных размеров и форм. История сохранила имя придворного парикмахера Марии Антуанетты – Леонард Аутир, который поразил всех, создав для своей королевы прическу высотой 36 дюймов от корней волос. Специально для этой прически был изготовлен внутренний остов из проволочных переплетений, покрытый хлопчатобумажным тюлем и крепом. На этот остов поднимались пряди волос, крепились украшения из перьев, лент и драгоценностей. На сооружение подобного произведения парикмахерского искусства уходило 5-6 часов и более десятка шиньонов. Вскоре королеве надоели высокие прически и на смену им пришли другие – более широкие и асимметричные, но все еще отвечающие вкусам эпохи рококо – обилие локонов, лент, цветов и украшений. Революция уничтожила изысканную жизнь Версаля, вырезав представителей французской аристократии, а с ними и любовь к вычурности и излишествам во всём, в том числе и в прическах.
В России парикмахерским делом зачастую занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Англии и Германии. Их называли тупейными художниками – от слова «тупей» - взбитые волосы над лбом в виде чуба или вихра.
В первой половине XIX века, в эпоху романтизма – вновь возвращается интерес к античности. В моду входят платья, отдаленно напоминающие греческие туники. Женщины носят длинные волосы, которые убираются в два узла над ушами. Лицо обрамляют завитками. Прически украшают плетениями из кос, небольшим количеством лент или цветов. Для более пышных причесок использовали подкладные валики из волос. К концу XIX прически становятся ещё скромнее, на смену различным винтообразным формам на затылке приходят высоко закалываемые косы. В мужских прическах XIX века по-прежнему в моде кудри, только теперь это не длинные локоны, и не парики, а короткие стрижки, которые щеголи закручивают на ночь на специальные папильотки.
Прически снова усложняются, лишь когда получает распространение изобретение французского парикмахера Марселя Грато – завивка волос горячими щипцами (1881). 80-е годы XIX века в области парикмахерского искусства знаменуют ещё одно событие – на смену ручной машинке для стрижки волос приходит электрическая.
В начале ХХ века настоящий переворот в укладке волос произвел немецкий парикмахер Карл Нестле, который изобрел термическую завивку перманент. И именно двадцатому веку мы обязаны возникновением моды на короткие женские стрижки, а именно Первой мировой войне. Вначале коротко стричь волосы стали медсестры, находившиеся в зоне военных действий. Это было и гигиенично и удобно. Вскоре короткие стрижки подхватили, появившиеся к тому времени, первые феминистки, демонстрируя публике не только свои воззрения на новую роль женщины в обществе, но и новую прическу «а ля гарсон».
сайт автора: http://salerm-info.ru/