Единственное, что тревожит, так это цена «ухода» в другую культуру, бутылочка простого немецкого пшеничного уже перешла рубеж в 100 рублей, в пивных ресторанах бокал хорошего ирландского стаута давно побил ценовой рекорд в 200 рублей. Возмущению нет предела, «откуда такие цены»? «Я вот в Чехии был, там вкуснейшее пиво всего за 20-25 рублей (в переводе на нашу валюту, конечно же)». Все эти возгласы и недоумение понятны, платить за полулитровый бокал пива свыше критичной для русского человека цифры «100» не хочется, и есть в этом немалая доля истины.
Давайте на примере разберемся, откуда берутся такие ценники на импортное пиво в московских магазинах и ресторанах. Мы не будем касаться темы лицензионного пива и цен на него, в триллере «Лицензионное пиво» главную роль крутятся совершенно другие приоритеты и люди.
Итак, нежданно-негаданно, захотелось нам прикупить в Англии ящик Оригинал статьи можно найти на сайте Wychwood Hobgoblin — 12 бутылок объемом 0.5л каждая. В Москве ценники на это пиво следующие: В «Байросе» бутылка «Гоблина» стоит 95 рублей, в «Крюгер Холле» — 130 рублей. Будем отталкиваться от цены на это пиво в Торговом Доме «Байрос», как дистрибутора и одного из крупнейших поставщиков импортного пива в Москву — именно через него пиво доставляется в столичные «пивные бутики».
В Англии (как и во всем мире) себестоимость нормального пива — 10-20 рублей. Несомненно, себестоимость английского пива выше, так как больше ингредиентов, да и налоги в Англии не дают производителям пива спать спокойно. Возьмем планку в 20 рублей для Hobgoblin, Добавляем маржу для производителя и получаем ценник пивоварни на это пиво для дистрибуторов в районе 27-30 рублей (мне уже захотелось на Туманный Альбион).
Далее начинается самое трудное — доставка пива в Россию. Если верить информации на официальном сайте ТД «Байрос», то доставкой пива в Россию занимаются именно они, без посредников, крупных дистрибуторов и т.д. Из Великобритании лучший «шелковый» путь — Англия-Эстония-Россия, соответственно, будет два вида перевозки. До Эстонии наш ящичек «поплывет» морским транспортом, затем, из Эстонии в Россию, его доставят железнодорожным транспортом или фурами (вероятнее всего — фурами). Не будем вдаваться в подробности перевозки, главное, что для каждой бутылки «Гоблина» доставка не превысит 5 рублей, у российской границы наша бутылка уже стоит 30-35 рублей.
При въезде на территорию России, а точнее, на российской таможне, начинается самое занятное повышение цен на «Хобгоблин» — согласно приказу ФТС РФ от 17 июля 2008 года N 875 «О фиксированном размере обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров» наше пиво попадает под категорию «Пиво солодовое» (код 220300). Литр этого пива облагается таможенным платежом в 61 рубль, плюс признается подакцизным товаром, а это еще ставка в размере 2.74 копейки на литр пива. Следовательно, наша бутылка Hobgoblin на территории России уже стоит 30+5+30,5+1,37= 67р. Ощутимая разница между 30 рублями на пивоварне и 65 рублями после прохождения таможни?
Окончательная цена бутылки «Хобгоблина» без маржи ТД «Байрос» составит порядка 65-70 рублей. Ценник «Байрос» на это пиво уже составляет 80-90 рублей. Нормально? Вполне, накрутка 15-20% для компании, которая радует эксклюзивным пивом всю Москву, весьма адекватна. А дальше уже начинаются «чудеса на виражах» — в магазинах наценки составляют около 50%, в ресторанах — более 100% (это касается и разливного пива, себестоимость бутылочного и разливного пива практически одинакова). Пивные заведения вполне можно понять, стоимость аренды, платежей, откатов и прочих бед российского бизнеса взвинчивают до небывалых высот цену любого блюда и напитка в ресторане, тем более что правило «предложение-спрос» еще никто не отменял. Но 100% накручивать на товар, в судьбе которого ты являешься всего лишь посредником между производителем и потребителем, слишком «круто», пивоварня Wychwood от зависти лопнула бы, узнав, сколько стоит ее пиво в любом ресторане Москвы.
Похожая история и с розничными магазинами, в которых продается импортное пиво — наценка в них оправдана лишь словами «импортное» и «эксклюзивное», что в нашей стране мгновенно поднимает цену простой бутылки пива английского эля. Можно ли делать «бизнес» на импортном пиве? Многие компании уже показали, что это весьма прибыльно, спрос на импортное пиво растет (хоть и составляет всего 0.5% от общих продаж пива в России). Адекватны ли цены на бутылочку английского эля? Весьма спорно, и в этом, в первую очередь виноваты сами потребители такого пива, которые будут платить такую цену, несмотря на абсурдную ценовую политику «посредников». Виновато в этом и государство, которое своими действиями или бездействием напрямую влияет на цену всех ввозимых и продаваемых товаров в РФ.
Но хватит сгущать краски, есть, несомненно, и хорошие моменты — В России начинают приобщаться к высокому и ценить хорошее, правильное пиво, растет культура потребления пива, теперь любой россиянин может сравнить вкус пива «Толстяк» и Kulmbacher и сделать свои выводы, задуматься о том, что и зачем он пьет.
Как я на это надеюсь, кто бы знал.
Оригинал статьи можно найти на сайте http://birra.ru