Выучить чужой язык? Легко! (Часть 1)
Категория: Образование
| Автор: lanclub
| Опубликовано: 03.02.2009
Сразу за этим решением приходит куча вопросов. Как учить? Где учить? Как выбрать курсы? Преподавателя? И вообще – реально ли это?
И вот вы приходите в книжный магазин и выбираете пособия, которые вам советует продавец. Записываетесь на языковые курсы, которые посоветовали знакомые. Ищете частных преподавателей, руководствуясь лишь внутренним голосом. И не знаете самого главного ответа: правильно ли вы поступаете? Ведь до сих пор у вас не было опыта в изучении языка, как и нет мерила и правила, что хорошо, а что нет и от чего отталкиваться при выборе методик и учебников.
Неужели остается один выход – методом проб и ошибок самому искать верный путь? Все бы ничего, но при этом мы теряем время и теряем деньги, а разочарование, которое нас может постичь в итоге, иногда напрочь отбивает желание продолжать изучение языка дальше.
Прежде чем давать конкретные советы и рекомендации изучающим язык, которые помогут вам легко начать ориентироваться в море предлагаемых сегодня услуг и пособий, послушайте одну притчу о спортсменах из России. Узнали как-то они о том, что в Тибете есть монастырь, монахи которого в честь одного из праздников пробегают 80 километров. Спортсмены, заинтересовавшись этим фактом, послали в Тибет делегацию, для обмена опытом.
Приехав и Тибет, спортсмены попросили монахов пробежать дистанцию в 80 километров, чтобы понять, как это у них получается. Монахи, сперва долго не могли понять чего же от них хотят и зачем, собственно, куда-то бежать, если нет праздника, ведь тогда они бегут к месту празднования, но гости, настаивая, просили показать забег.
Хоть для монахов просьба, как, впрочем и сам бег, были бессмысленными, они согласились. Вот побежали монахи, и, не пробежав и километра, один из них сел, задыхаясь, когда его спросили представители делегации, почему он сел, тот ответил, что устал. Для него бег без цели, просто ради того, чтобы бежать – оказалось бессмысленное и утомительное занятие. То есть в итоге все сошли с дистанции, а делегация так и уехала ни с чем.
Через какое-то время, когда снова наста праздничный день, монахи легко и без труда все как один пробежали к месту праздника все 80 километров. А дело было все в том, что когда они бежали, они не считали километры и не засекали время. Для них этот бег был частью праздничного обряда, во время которого, они тоже читали молитвы, и так далее. То есть во время бега, они не думали о беге, они думали о празднике. Другими словами бег был для них средством, а праздник – целью.
Поняли ли вы мораль из вышеизложенного? Если вы спросите сейчас: «Какое отношение имеет эта история к изучению иностранного языка и ко всему тому, что вы собирались рассказать в этой статье?», то отвечу: «Самое прямое!»
Если вы, садясь за учебник, начинаете зевать и страдать от усталости, не прочитав и пары абзацев, то вы, словно тот монах, присевший на обочине дороги отдохнуть, не пробежав и километра, не виноваты в том, что наука «не идет вам в голову». Не стоит обвинять себя в лени и заниматься самобичеванием. Это нормальная реакция человеческой психики. Ведь, другими словами, знание языка для вас лишь средство на пути к цели.
Конечно, вы можете прочитать и не один абзац, но в таком разе необходимо, чтобы вам был интересен сам текст, его содержание. Сам по себе язык не может быть интересен. Точно также как во время чтения текста в учебнике – язык является целью, в то время как содержание книги – средством. Другими словами, не ругайте себя за отсутствие желания читать какой-то текст и учить какие-то слова – это не проявления лени, - это защитная реакция нашей психики, в ответ на ваше желание поломать ее и подчинить своей воле.
Можно привести еще один яркий пример. Представьте себе, что вы – преподаватель и перед вами находится группа студентов. Ваша задача сделать так, чтобы какой-то конкретный человек, встал и прошелся по комнате в заданном направлении. Вы можете, конечно, обратившись к нему попросить, чтобы он встал и прошелся по комнате. И он, естественно, выполнит вашу просьбу, но в таком разе, он будет чувствовать себя неловко, и его движения будут неуверенными, что в целом отразится на его походке.
Но вы можете также и попросить его, чтобы он, к примеру, встал и, открыл дверь. Результат будет тот же – человек встанет и пройдет по аудитории, но чувствовать и вести себя он будет достаточно раскованно. Другими словами, в таком случае открывание двери будет целью, в то время как «встать и пройтись» - будет средством для ее достижения. Тогда как в первом случае «встать и пройтись» из цели превращалось в самоцель, лишая это действо смысла.
То же самое происходит и с языком, вернее изучением языка. Когда нет четкой цели, ради которой изучение языка превращается в средство, тогда и изучение становится вынужденным и вымучанным. О том, как же учить язык, так, чтобы не только его легко выучить, но и получить от этого удовольствие, читайте во второй части статьи.
Клуб Носителей Языка