Многие считают, что подчиненный и руководитель – это люди, ведущие бой по разные стороны баррикад. Каждый из них имеет свою точку зрения (пусть даже и не всегда отстаивает ее). И, что особенно важно, занимает свою, исключительно правильную, как он считает, позицию в отношениях.
А в результате попытки разрешения природы всех проблем оказывается, что между руководителем и подчиненными не было установлено здоровой коммуникации. Люди либо неправильно общались, либо не общались вовсе.
Поэтому многие тренинги, направленные на установление оптимальных отношений "руководитель-подчиненный", проводятся как раз для налаживания коммуникации. Вот пара упражнений, которые включает в себя подобный психологический тренинг.
Упражнение 1.
Один человек из группы – руководитель, другой – подчиненный.
Разыгрывается конфликтная ситуация. Сотрудник не пришел вчера на работу по причине посещения врача. Вечером накануне он предупредил об этом секретаря руководителя, но не его самого. Об отсутствии подчиненного начальник узнал тогда, когда днем ему и отделу понадобилась помощь данного сотрудника в решении важной проблемы.
Руководитель вызывает подчиненного для беседы на тему его отсутствия. Задача руководителя – воспитать сотрудника, дать почувствовать его вину, добиться того, чтобы такого больше не повторялось. Задача подчиненного – оправдаться. Задача обоих – не испортить отношения окончательно.
Упражнение проводится до момента, когда кто-то из оппонентов сдастся. Группа оценивает поведение обоих.
Упражнение 2.
Один человек – руководитель, второй человек – судья, наблюдающий со стороны, остальные – подчиненные.
Ситуация. Из компании ушел начальник отдела, где работают данные сотрудники. Каждый из них рассчитывал занять освободившееся место. Но директор решает взять нового начальника отдела со стороны. Он собирает коллектив отдела для того, чтобы объявить о своем решении, объяснить его и решить конфликт так, чтобы нового начальника приняли наиболее благосклонно. При этом задача сотрудников – всячески противостоять выбору директора, доказывать, что начальником следовало назначить кого-то из коллектива.
По итогу упражнения судья выдает свои оценки поведения каждого, ситуация и варианты разрешения обсуждаются группой.
Такие несложные и интересные упражнения типа ролевых игр позволяют сделать психологический тренинг таким инструментом, который позволяет всем его участникам взглянуть на отношения как со стороны руководителя, так и со стороны подчиненного.
Возможно, сюда стоит добавить больше конкретики. Будь то примерные ожидаемые результаты или методики разрешения конфликта/ведения диалога. Сами упражнения хороши - действительно помогают.
--Даниил Александрович Федор Талассийский | 17.10.2016