О коучинге. Просто и с примерами.
Существует множество определений коучинга, вот 3 из них:
Коучинг — это создание коучем условий для всестороннего развития личности клиента.Коучинг — это искусство содействовать повышению результативности, обучению и развитию другого человека.
Коучинг – ориентированное на результат сопровождение клиента в осознании, постановке и достижении целей.
Coach – в переводе означает тренер. Спортивный тренер.
Как получилось, что из спорта коучинг перекочевал в жизненную, карьерную и бизнес сферы?
Для начала стоит упомянуть о функции коучинга в спорте.
Пример: Представьте себе спортсмена. Пусть это будет штангист. Он много тренируется, стал лучшим в своей спортивной школе. Затем - лучшим в своём городе. Но его результат по прежнему ниже лучшего результата в стране. Что он должен делать для того, чтобы стать лучшим в стране? Есть два варианта: Первый вариант: Тренироваться, тренироваться и тренироваться и, когда-нибудь он станет лучшим... Второй вариант: допустим, что лучший результат по стране – 130 килограмм. В таком случае он ставит себе цель – поднять 140 килограмм, и идёт к этой цели. Опытным путём установлено, что второй вариант (с чёткой целью) более эффективен.
Что нужно сделать тренеру, чтобы штангист поверил в себя и в свою цель, отбросил сомнения и достиг цели?
Спортивные психологи и тренеры, работавшие над этим вопросом смогли дать ответ. Мало того, они разработали целую методику, позволяющую сделать всё вышеперечисленное. Эта методика называется коучинг.
Пример коучинга в спорте точно и с юмором продемонстрирован в фильме «Легенда Баггера Ванса» (The Legend of Bagger Vance)
Впоследствии коучинг был адаптирован для применения вне спорта.
Итак, коучинг – это методика, позволяющая человеку:
- Осознать свои возможности.
- Поставить цель.
- Выработать множество стратегий достижения поставленной цели.
- Выбрать подходящую для данной ситуации стратегию.
- Реализовать стратегию и достигнуть цели.
Важно также то, что такой подход работает как индивидуально, так и с группой, преследующей одну цель. Например, отдел продаж, где общая задача – увеличение объёма продаж, или группа менеджеров, работающая над мотивацией сотрудников.
И тут появляется важный вопрос: Как это работает?
Вернёмся к определению:
Коучинг — это процесс создания коучем условий для всестороннего развития личности клиента.
Как же создать такие условия?
Главная особенность коучинга - раскрытие и реализация внутреннего потенциала клиента. Другими словами коучинг подразумевает, что каждый человек заранее знает ответы на все свои вопросы. Каждый человек знает о себе и своей жизни больше других.
Внешне встреча коуча с коучи (от англ. coachee – так называют коуч-клиента) выглядит как беседа, коуч задаёт вопросы, просит что-то записать, зарисовать. Как это может привести к осознанию и достижению целей?
В ходе коучинга коуч использует специальные приёмы: задавание вопросов, комментарии, представление и другие. Я остановлюсь на основном приёме, с которого всё начиналось. Это задавание вопросов. Суть приёма заключается в том, что, отвечая на коучинговый вопрос, коучи сам осознаёт свои возможности и цели. Секрет состоит в правильной постановке вопросов, их ‛направленности“ на осознание.
Пример:
Товарищ говорит вам:
- Я не могу сдать отчёт в срок.Какой вопрос можно задать, чтобы стимулировать его к осознанию?
- Почему не можешь? – не коучинг-вопрос, который вгонит приятеля в осознание собственной некомпетентности, или стимулирует защитные механизмы (у меня нет времени и т.п.).
- Какие именно препятствия ты видишь? – Коучинг-вопрос (осознание реальных ограничений).
- Если бы твой друг оказался на твоём месте – что бы ты ему посоветовал? – Коучинг-вопрос (осознание возможных вариантов действия, говорить о других часто проще).
Это вполне реальная ситуация. Вполне реальная проблема. Разумеется, весь процесс коучинга гораздо шире, но я надеюсь, что мне удалось привести понятный пример приёма задавания вопросов.
И, наконец, о видах коучинга.
Сегодня в интернете и других источниках можно встретить различные классификации коучинга по сферам применения: "бизнес-коучинг", "лайф-коучинг", "карьерный коучинг" и т.д. Эти виды коучинга используют одни и те же инструменты и практически не отличаются по принципу действия.
Существуют следующие виды коучинга:
- Индивидуальный коучинг, он же персональный коучинг (применяется в любых сферах деятельности). Именно его делят на бизнес, лайф, и т.д. с целью дифференцироваться на рынке.
- Групповой коучинг (Любой вид коучинга может быть групповым).
Например: коучинг спортивной команды; коучинг отдела продаж; коучинг группы руководителей по особенностям управления IT-компанией (корпоративный коучинг). - Экспертный коучинг (Когда коуч является экспертом в сфере деятельности клиента, например, экспертом в сфере IT, сюда же относится спортивный коучинг).
Помимо этого коучинг делится на:
- Директивный, когда коуч ведёт клиента, например в экспертном коучинге.
- Недирективный, когда коуч не оказывает влияния на клиента, а только формирует те самые условия раскрытия потенциала, например коучинг жизненных целей.
В завершение.
Коучинг активно развивается в России в последние годы, это позволяет надеяться на повышение профессионального уровня коучей и качества услуги в целом. Я уверен, что коучинг займёт должное ему место в деловом мире нашей страны уже в ближайшие годы.
Как написал Washington Post: ‛… через несколько лет коучинг станет нормой делового мира, и в скором времени уже будут спрашивать не есть ли у тебя коуч, а кто твой коуч.“
/Алексей Кислицин. Бизнес-тренер. Коуч.
http://akislitsin.ru