- Да, конечно хотят… - почти хором…
Конечно хотят… озвучивают ожидания, задают вопросы, обсуждают, рассуждают, играют,… если могут с удовольствием заговаривают зубы и уводят тренинг в безопасном направлении.
Люди, пришедшие по «разнарядке», по приказу руководителя хотят учиться – это и ряд других иррациональных убеждений, я давно добавила в копилку заблуждений неопытных тренеров, мешающих адекватно воспринимать аудиторию. О, да, в идеале люди, особенно пришедшие по собственному выбору и желанию, и заплатившие деньги, действительно хотят учиться, чтобы что-то изменить, улучшить свою жизнь. Но даже они, столкнувшись, например, со своими страхами на "Самоорганизации" часто предпочитают по большей части оставить все как есть. И это их выбор и их право – менять - не менять, использовать полученные навыки или забыть как страшный сон. Допустим преодоление себя в общении с незнакомыми людьми. Ура, на тренинге получилось: перешагнул страх, спел песню прохожему, выпросил апельсин. Победа. Но такого стыда натерпелся, бедный, что больше – ни за что! И бог с ним. Так и не понял, не прочувствовал, что не стыдно это вовсе. Просто на тренинге сделал усилие над собой, потому что перед этими, уже знакомыми людьми еще более стыдно не попробовать. А чтобы почувствовать легкость в общении, перестать во взгляде каждого встречного видеть оценку себе, нужно общаться. Нет – тогда все вернется на круги своя. Когда почти как собака – все понимаю, а сделать ничего не могу. И злюсь – плохой тренинг.
У меня лично растет коллекция из этих наблюдаемых у тренеров блокировок мешающих успешно вести тренинг. Потому что не видя реальности, очень трудно ей управлять. Так вот, поделюсь, неопытный тренер часто считает, что:
• Люди хотят учиться
Люди не любят перемен. Давая новые знания, вы меняете привычную реальность. Предлагая человеку измениться, вы преодолеваете сопротивление. Для многих людей предложение вести себя эффективнее равносильно признанию в некомпетентности.
• Успех тренинга зависит от подготовленности группы, от ее желания, от настроения участников и т.д.
Все зависит от вас – думать по другому – отказ чему-либо научится. Это ваши проблемы, как эффективных коммуникаторов, если вы не смогли донести, заинтересовать, убедить.
• Если тренинг понравился участникам – он успешен
Участники оценивают тренинг на эмоциональном уровне. На использовании этого факта завязано огромное количество тренингов-туссовок слегка секстантского уклона типа разных «фиолетовых» или «лайфспрингов» (сорри, если кого задела - все что имеет своего потребителя, живет. Раз кому-то надо - имеет право быть), эмоциональный подъем в группе, как наркотик, тянет людей обратно снова и снова. Успех же бизнес-тренинга оценивается в достижении целей и получении результатов.
• Если на тренинге у участника получилось упражнение и он доволен – он будет использовать полученный навык Человек действует по привычке. Чтобы менять поведение – нужна мотивация. Вы должны четко объяснить – почему и когда выгодно использовать полученные навыки в жизни.
• Если людям понравился тренинг, они будут хотеть еще
Для большинства – тренинг это экстрим, вызов. Люди боятся тренингов. Приключение приятно вспоминать, но не всегда хочется переживать снова.
• Тренинги должны поддерживать лидеры
Лидер часто напрягается больше всех: «Опять доказывать, что ты круче всех? Когда от тебя все ждут большего чем от остальных? А вдруг я облажаюсь?». Часто сопротивление идет именно от лидеров и изначально нужно работать над тем, чтобы перевести их в союзники.
• Профессиональный тренер может добиться того, что к нему относятся как к равному
Ничего подобного, люди – не дураки и прекрасно понимают, что находятся в ситуации оценки со стороны тренера. Нужно уметь грамотно этим пользоваться.
• Люди благодарны вам, за то, что вы даете им знания
Люди не любят тех, кому они должны. Если мы кому-то должны, это автоматически принижает нас перед этим кем-то. И наша психика, защищаясь ищет способы принизить его в ответ – да плохой тренер, ничего нового, я итак все это знал… Чтобы люди были благодарны вам нужно брать в ответ у них – знания, опыт, примеры из жизни, истории. И благодарить их. Таким образом вы косвенно признаете их значимость, превосходство в чем-то и тогда они действительно благодарны.
Вообще обучение тренеров, процесс довольно интересный а местами и веселый. Особенно, когда опытный практикующий тренер, "вдруг" понимает: "но это же адский труд - тренинги вести!". Интересно наблюдать, например, как доходит до тренера смысл фразы "чтобы человек ни делал - у него есть для этого причины". Как медленно отражается-проступает на лице ПОНИМАНИЕ - "так это он не меня отвергает, а с проблемами своими так борется!".
Снова и снова убеждаюсь - чтобы эффективно вести тренинг, нужно отбросить всех своих тараканов, по-максимуму включить режим аптайма и огромный интерес к людям.
15 февраля 2010
www.csp7.ru