Причины и проявления негативно-демонстративного поведения подростков в образовательной среде
Человек, так или иначе связан с социальной группой. Он взаимодействует с семьёй, друзьями коллегами, если это взрослый. Подросток дополнительно вращается среди сверстников, учителей и т.д. а раз индивид живёт в социуме, то большинство его поступков направлены на окружающих. Ведь окружающие дают оценку его действиям. Однако не все действия и поступки принимаются в обществе. Некоторые считаются ненормальными. Например, к таковым поступкам можно отнести демонстративное поведение. Демонстративное поведение в психологии означает ярко выраженные в своём проявлении поступки и действия, обусловленные стремлением к привлечению внимания и заинтересованности своей личности вне зависимости от потребностей социума. [6,с. 7] В свою очередь, демонстративность является личностной особенностью. В её основе лежит повышенная потребность заинтересовать собой, стремление быть всегда в центре внимания окружающих.Также демонстративным поведение можно назвать «поведение напоказ», неумышленно реализующее выработанную в особых условиях, в большинстве случаев неосознанную потребность в специфическом одобрении, то есть, одобрением, которое сопровождается опекой. В свою очередь, вынужденная опека делает ненужной инициативу опекаемого. Поведение, обращающее на себя внимание, стремящееся вызвать сочувствие, а вместе с ним и обслуживание всех неудовлетворённых потребностей человека. [12] Черты демонстративного поведения встречаются у тех взрослых, у которых неблагополучно разрешился жизненный кризис. Из-за чего не произошла переоценка ценностей и не были решены проблемы, связанные с конкретным жизненным периодом. Кроме того, поведение напоказ характерно для лиц лидерского склада ума с харизматическими наклонностями. Приписывают данное поведение и женщинам, поскольку им чаще, чем мужчинам хочется обращать на себя внимание, особенно противоположного пола. Но всё же, главным образом демонстративность присуща подросткам. Ведь они стоят на перепутье между детством и взрослостью. И часто из-за этого чувствуют себя некомфортно. Привлекая внимание взрослых и сверстников, они пытаются повысить самооценку, выразить своё отношение к ситуации, дать понять взрослым, о своих заботах. По мнению А.Л. Венгера, демонстративность - это личностная особенность, очень часто встречающаяся в детском возрасте. Ряд психологов связывают данную личностную особенность с неудовлетворённой потребностью во внимании. Типичными поведенческими средствами привлечения внимания служат чрезмерная эмоциональная возбудимость и экспрессивность, разговорчивость, театральность, склонность к преувеличениям, фантазированию и лжи, кокетство, упрямство, антисоциальные поступки, не исключается инсценировка самоубийства. [11] Если говорить о мотивации к демонстративному поведению, то можно выделить 4 основные причины. А именно: желание привлечь внимание, власть, месть, желание избежать неудач. Подробнее причины демонстративности будут рассматриваться в третьем параграфе. Таким образом, рассматривая поведение в целом и демонстративное в частности, можно сказать, что поведение является своеобразным индикатором качества личностного развития. Причём это относится как к детям, так и ко взрослым. Говоря о детском развитии, можно отметить, что если уровень развития даже одной составляющей самосознания не соответствует возрастной норме, это вызывает появление в характере подростка негативных свойств или преобладание их над позитивными. В свою очередь, это отражается на его поведении. Оно становится отклоняющимся или неконструктивным. Демонстративность является одним из видов отклоняющегося или, как его принято называть девиантного поведения. [12,с. 77] Рассмотрев понятие демонстративности, проанализировав позиции некоторых авторов, можно сказать, что демонстративное поведение – это «поведение напоказ», непреднамеренно реализующее сформированную в особых условиях, неосознанную потребность в специфическом одобрении, призванное, обратить на себя внимание, вызвать сочувствие. Выделяют две формы демонстративности: позитивная (когда подросток может выразить себя на сцене, проявить организаторские способности и т.д.) и негативная. Именно о негативной стороне демонстративного поведения пойдёт речь в следующем параграфе. Как уже отмечалось выше, демонстративное поведение характерно для подростков. Это обусловлено особенностями подростковой психики. Именно в этом периоде подросток начинает осознавать себя как личность. Появляются черты взрослого человека. Подросток хочет чувствовать себя самостоятельным, поэтому старается совершать, по его мнению взрослые поступки. Так мальчики перенимают у папы, дяди, дедушки, старшего брата черты мужских качеств (защита слабых, забота о близких и т.д.). А девочки у мамы, тёти, бабушки, старшей сестры женские качества (внимание к внешности, домашние хлопоты, и т.д.). Нередко осознание себя взрослым приводит подростка к совершению негативных для себя и общественности действий. Он пробует курить, выпивать, играть в карты. Ведь взрослым это всё делать можно. А он уже является таковым по его мнению. [16,с. 108] Чрезмерная чувствительность, склонность всё относить к себе, эмоциональная лабильность, неадекватная самооценка, внушаемость, инфантилизм, эмоциональная и сексуальная незрелость – всё это личностные качества, провоцирующие демонстративность. Присущи подростковому возрасту с его различными физическими и психологическими изменениями, а также взрослым людям с патологическими состояниями, а порой психическими заболеваниями. Взрослый человек, особенно если у него всё хорошо в личных отношениях, имеет высокий статус в трудовой или какой-либо другой сфере, стремится это продемонстрировать. Дело в том, что им хочется получить одобрение от окружающих, таким образом повысив свою значимость и самооценку. Однако есть и личности с патологическими состояниями. Так например, человек, находящийся в депрессивном состоянии длительное время, будет показывать потерю интереса ко всему, утрату смысла жизни такой личности хочется пробудить у окружающих к себе жалость и сочувствие. Для субъекта с манией величия характерно демонстрация доминирования над другими, ценность своих идей и мыслей. Таким образом человеку с манией величия хочется выделиться, показать себя значимым, лучше, чем есть на самом деле. [10,с. 28] Нередко понятие «истерическая личность» применяют как синоним понятия «демонстративная личность», поскольку для демонстративного поведения присущи истерические черты.Например, истерическим личностям присуще театральные эффекты (они могут плакать напоказ, ругаться, веселиться и т.д.). Они не могут жить без похвалы. Нередко ради этого лгут и придумывают фантастические истории. Как уже не раз отмечалось для несовершеннолетних очень важно мнение окружающих людей, особенно значимых. Из мнения людей о нём, у подростка и подростка выстраивается его самооценка. При этом несовершеннолетний из-за недостатка опыта не может адекватно оценивать себя и других. Если говорить о маленьких детях, то у них демонстративное поведение появляется, если им недостаёт заботы, любви со стороны близких. Но не следует путать капризность избалованных детей с эмоциональными проявлениями демонстрантов. Так избалованность в отличие от демонстративности имеет цель добиться власти над взрослыми. Им хочется, чтобы их капризы удовлетворялись. А демонстративность, как правило, направлена на привлечение внимания к проблемам или успехам, которые не замечаются. И в том и в другом случае могут проявляться истерические черты. У подростков демонстративное поведение обычно определено наличием острых неосознаваемых реакций на реальную или кажущуюся угрозу. Используя его, подростки думают избежать ожидаемого наказания, не хотят оказаться униженными, оскорблёнными, разоблачёнными. Из-за этого совершается ряд поступков и действий, направленных на то, чтобы обратить на себя внимание, пробудить сочувствие и жалость, или же напугать. [13,с. 17] Так, например, подростки могут нанести себе вред, инсценировать суицид или совершить настоящий, как крайнюю меру. Эти перечисленные меры относятся к негативной стороне демонстрации. То есть, если подросток не может выразить свои переживания, получить признание от близких, друзей, окружения, не знает, как ещё он может справиться с навалившимися проблемами, он находит другие способы достучаться. И часто такими способами бывают негативное проявление демонстративности. Как то, нанесение себе вреда, агрессия по отношению к другим, суицидные попытки, намерения и совершение. Нередко такой подросток попадает в асоциальные компании (бездомных, проституток, и др.) и становится нарко или алкогольно зависимым. Демонстративность может способствовать и развитию деленквентного поведения (противоправного, при котором совершаются различные преступления воровство, насилие, убийство, мелкое хулиганство). И если что-то меняется в жизни подростка, он прекращает свои преступные действия. [14,с. 80] Приведём пример демонстративного поведения подростка, который выражая демонстративность не смог получить поддержку и прибегнул к крайней мере, решив таким способом свою проблему. Мальчик 17 лет. Зовут Борис. Покончил жизнь самоубийством (повесился) через месяц после провала на вступительных экзаменах в ВУЗ. Все знавшие мальчика люди, характеризовали его, как активного, самостоятельного, целеустремлённого, хорошего спортсмена, по натуре настойчивого, интеллектуально развитого. Он высоко ценил справедливость и дружбу. В семье видимых проблем не имел. Проживал с мамой. Мать и отец были в разводе более 14 лет. Не было у него и психических отклонений. Суицидов в семье не случалось. Слыл уверенным в себе юношей. Считал, что поступит в ВУЗ бесплатно, так как на платное обучение средств у семьи не имелось. Говорил об этом своим друзьям за 2 месяца до совершения самоубийства. В это же время, у юноши случились близкие отношения с женщиной, которая была старше его на 7 лет. Серьёзно женщина к юноше не относилась. Говорила об их взаимоотношениях, как временных, ничего незначащих. [5,с. 9] После провала экзаменов, его поведение не изменилось, так утверждали все вокруг. Он часто шутил, встречался с бывшими одноклассниками, оставался душой компании. Но всё же, кое-что в нём изменилось. Парень стал временами задумываться, глядя в одну точку. Случались разговоры о смерти. Полюбил военные песни о Чечне. За две недели до смерти появились разговоры о погибших в Чечне друзьях. Однако впоследствии, ни одного приведённого юношей факта не подтвердилось. Рассказывал также о том, что сам пойдёт служить по призыву и сразу же напишет рапорт в Чечню или другую горячую точку. Кроме того, разговаривал о царящей в мире несправедливости, с которой необходимо бороться. Много было рассказов о друзьях, которых надо было от чего-то спасать. Последний день ничего плохого не предвещал. Парень как обычно общался с друзьями. Поговорил с любимой о регистрации брака, но как обычно получил вежливый отказ. В разговоре с девушкой упомянул о скором отъезде в горячую точку. А потом через час после разговора, девушка получила смс, в котором Борис просил прощение за свою несостоятельность и слабость. Просил прощение за то, что не имеет сил изменить что-либо в жизни. Состоялся также разговор с матерью. Они обсудили бытовые заботы. Ничего примечательного в разговоре не было. Телефонная беседа состоялась за 3 часа до смерти. Из заключения психиатров следует, что имелся факт «улыбающейся депрессии» - это состояние, при котором больной, испытывая все симптомы депрессии, маскирует их своим обычным поведением. Дело в том, что Борис испытал разрушение своей самооценки крушение своего образа «я» (не смог поступить в институт, хотя был полностью в себе уверен), а кроме того, по его представлениям, не состоялся как мужчина. Любимая девушка не выбрала его в качестве партнёра для серьёзных отношений. Таким образом, сформировавшийся взгляд на мир потерпел крах при столкновении с реальной действительностью. В то же время юноша не смог отказаться от имиджа весёлого парня, души компании, лидера и сильного человека. [8,с. 94] Жёсткий образ собственного «я», завышенная самооценка и прямолинейное мышление не позволили вынести внутренний конфликт за пределы и обратиться за помощью. Поэтому в последние дни жизни наблюдалось демонстративное поведение в интенсивной фазе. Целью данного поведение было обратить на себя внимание, пробудить жалость и сочувствие, поделиться с окружающими своим состоянием. Но окружение не обратило внимание на проявление демонстративности и это усугубило внутренний конфликт молодого человека. Усилилась аутоагрессия и в результате произошла трагедия. Ещё одной формой демонстративности, которую можно отнести к негативным, это вызывающее поведение. Оно часто выражается в агрессии или асоциальных действиях (бродяжничестве, проявлении агрессии к животным и менее слабым людям и т.д.). Цель вызывающего поведения породить у окружающих определённые типы реакций, удовлетворяющие некие неосознаваемые потребности несовершеннолетних. Как правило, большинство потребностей связаны с подростковым негативизмом. Негативизм – это лишённое разумных оснований сопротивление полростка оказываемым на него воздействиям. Может проявляться в капризах, грубости или, наоборот, в замкнутости и отчуждённости. Негативизм усиливается при утомлении или перевозбуждении нервной системы. Негативная реакция подростка является компенсаторной, защитной. [25,с. 9] В более позднем подростковом возрасте негативизмприобретает более широкие формы. Он может распространяться с семьи и школы на всю социальную систему. Происходит отрицание общественных норм и порядков, называемым также нигилизмом. Таким образом, демонстративное поведение чаще всего наблюдается у подростков в связи с особенностями их изменений. Но встречается демонстративность у взрослых и маленьких детей. Как у взрослых, так и у подростков, демонстративность может носить патологические черты (депрессии, мании величия, истерии). Негативными формами демонстративности у подростков являются аутоагрессия, агрессия, попытки или совершение суицида, асоциальные действия, пребывание в плохих компаниях, различные зависимости. Другая форма демонстративности, связана с подростковым негативизмом, и называется вызывающим поведением. Цель данного поведения вызвать у окружающих определённые типы реакций, удовлетворяющие некие неосознаваемые потребности несовершеннолетних.
Проявления негативно-демонстративного поведения у подростков и причины его возникновения В первом параграфе было отмечено, что у подростков есть 4 основные мотивации, чтобы вести себя вызывающе, не адекватно, демонстративно. Первая причина – привлечение внимания. У подростков желание быть в центре внимания огромно. Причём внимание окружающих не всегда может быть положительным. Главное для подростка «не оставаться в тени». Добивается подросток привлечения внимания разными способами. Он может сознательно нарушать все нормы и правила. Кривляться, дерзить, шептаться на уроках со сверстниками, часто тянуть руки, даже если не знает ответ или ему нечего сказать. Может вести себя подчёркнуто идеально. Применяет нарочитую стеснительность. Следует отметить, что подростки, увлечённые каким-то делом, например спортом, никогда не ведут себя демонстративно. Они получают свою порцию восхищения зрителей и от того чувствуют себя самодостаточными. [16,с. 77] Ещё одним способом привлечь к себе внимания, быть у всех на виду является кричащая одежда, украшение, татуировки, своеобразная походка, на которую все смотрят и т.д. Следующая мотивация – власть. Имеется в виду, что перед глазами нет достойного примера для послушания. Вместо этого подросток наблюдает недовольство мамы действиями папы. Семья часто критикует своё начальство, а порой и учителей, которые обучают подростка. Другой момент, мотивации власти это ориентирование на моду, крутых людей. Дети видят только эффектную часть власти. Поэтому они часто бросают вызов взрослым, в частности педагогу. На уроке делают всё медленно, не смотря на напоминание о времени. Стараются чем-нибудь задеть учителя. При разговоре жуют жвачку. Шумят на уроках, мешая остальным. Сдают не оконченные работы. Подростку, любящему власть нужны постоянные зрители. Месть, мотивация схожа с властью. Но в отличие от власти, которая призвана испытывать терпение родителей и педагогов. Причины мести лежат глубже. Скорее всего, подросток мстит за нанесённую обиду. Основной социальной причиной мстительности школьников, по мнению С.Ю. Головина, считается увеличение жестокости в жизни и окружающем подростка социуме. Но кроме этого, частой причиной мести является непрофессиональное неэтическое поведение самого педагога. В таком случае, дети желающие принести конкретному учителю вред делают то, что больше всего его заденет. Так например, если учитель пунктуален, мстящий подросток непременно будет опаздывать на его урок. Или, если педагог любит цветы, мстители портят их (опрокидывают цветочный горшок или подрезают цветы, уродуя внешний вид). Если учитель уделяет большое внимание внешнему виду. Говорит о его приличном состоянии. Дети одеваются вызывающе и ярко. [26,с. 104] Заключительной мотивацией для появления демонстративности – избегание неудач. Обычно в таком случае дети ведут себя тихо. Их демонстрация заключается в невыполнении заданий. А когда их хотят вызвать к доске, могут спрятаться под партой. Это связано с тем, что у детей плохо выходит отвечать у доски или они плохо справляются с заданиями. Дети просто бояться своего неуспеха. Считают, что у них получается хуже, чем у всех. По мнению Л.Д. Столяренко, происхождение этого мотива связано с действиями великого психологического закона, который называется «замерзание мотивации». Он звучит примерно так: «Если вы для блага человека, который только учится чему-то и не чувствует себя уверенно в новой области, будете часто указывать на его ошибки, то результатом вашей деятельности будет ни его успех, а совсем другое, а именно – постепенное «замерзание мотивации». [17] Кроме выше перечисленных причин можно ещё назвать демонстративные действия подростка, которые призваны вызывать жалость и сочувствие. Так, например, у подростка могут случаться обмороки, истерические припадки, частые болезни. И они не всегда бывают наигранными. Просто подросток в своей семье при обычных условиях чувствует себя ненужным. Всё меняется, когда он болеет. Его окружают любовью и заботой. А когда подросток выздоравливает, всё возвращается на место. А так хочется чувствовать любовь мамы с папой. Ещё одна особенность проявления демонстративности – это хамство, паясничество, демонстративные побеги из дома и суицид. Суицид и демонстративные побеги относятся к опасным формам проявления. Демонстративными, побеги называются потому, что подросток не убегает далеко от дома. Он находится на виду у взрослых, надеясь таким образом привлечь внимание близких, заслужить их расположение. [28,с. 34] Что касается суицида, то данная форма разделяется на истинные, когда подросток, не говоря никому ни слова, совершает задуманное. А есть демонстративное, когда подросток так хочет привлечь внимание взрослых или сверстников к своей проблеме. Обычно демонстративный суицид совершается на глазах у зрителей в надежде на то, что спасут. Следует отметить, что существует такая форма суицида как намерение. И если из уст подростка прозвучала угроза самоубийства, не следует спускать это на тормоза. Лучше обратиться к специалистам. Таким образом, существует 4 основные мотивации для появления у подростка демонстративного поведения. К таковым относится желание быть в центре внимания, нет примера для послушания (мотивация названа любовь к власти), мстительность и страх перед неудачами. Для проявления демонстративности подростки используют различные средства: кривляются, грубят, мешают вести урок, в некоторых случаях проявляются психосоматические симптомы (повышение температуры, тошнота, рвота и т.д.), как крайняя мера используется истинный или демонстративный суицид.
Итак, рассматривая поведение в целом и демонстративное в частности, можно сказать, что поведение является своеобразным индикатором качества личностного развития. Демонстративное поведение – это «поведение напоказ», непреднамеренно реализующее сформированную в особых условиях, неосознанную потребность в специфическом одобрении, призванное, обратить на себя внимание, вызвать сочувствие. Такое поведение чаще всего формируется в условиях опеки со стороны взрослых (родителей) и поддерживается окружающими. В качестве причин развития демонстративного поведения выделяют особенности семейного воспитания, неудовлетворенная потребность во внимании, в подтверждении позитивной оценки со стороны окружающих, неразрешенные кризисы. Выделяют две формы проявления демонстративности: позитивная (когда подросток может выразить себя на сцене, проявить организаторские способности и т.д.) и негативная. Проблемы демонстративного поведения особенно актуальны для подростков. Психологически этот возраст крайне противоречив. Он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития. Важнейшая психологическая особенность его – зарождающееся чувство взрослости. Оно выражается в том, что уровень притязаний подростка предвосхищает будущее его положение, которого он фактически ещё не достиг, намного превышает его возможности. Именно на этой почве у подростка возникают типичные возрастные конфликты с родителями, педагогами и с самим собой. В этом возрасте на первый план выдвигаются потребности во внимании и признании. Если эти потребности подросток не может удовлетворить конструктивными методами, он применяет деструктивные. В этом случае у него уже нет потребности в признании. Он стремится обратить на себя внимание любыми доступными средствами. Негативными формами демонстративности у подростков являются аутоагрессия, агрессия, попытки или совершение суицида, асоциальные действия, пребывание в плохих компаниях, различные зависимости. Другая форма демонстративности, связана с подростковым негативизмом, и называется вызывающим поведением. Цель данного поведения вызвать у окружающих определённые типы реакций, удовлетворяющие некие неосознаваемые потребности несовершеннолетних. Существует 4 основные мотивации для появления у подростка демонстративного поведения. К таковым относится желание быть в центре внимания, нет примера для послушания (мотивация названа любовь к власти), мстительность и страх перед неудачами. Негативно-демонстративное поведение подростков имеет следующие проявления: подростки кривляются, грубят, мешают вести урок, в некоторых случаях проявляются психосоматические симптомы (повышение температуры, тошнота, рвота и т.д.), как крайняя мера используется истинный или демонстративный суицид.
Методики и организация эмпирического исследования Анализ теоретических источников позволил выдвинуть гипотезы исследования:
1.Подросткам в той или иной мере присуща склонность к демонстративному поведению.
2.Подросткам свойственны такие формы негативного-демонстративного поведения, как нарушение социальных норм, стремление к уходу от реальности посредством намеренного изменения своего психического состояния, склонность к суицидальному поведению.
Цель исследования: изучить негативно-демонстративное поведения в образовательной среде у подростков. Выявить специфику этого феномена. Изучить причины его возникновения.
Объект исследования: негативно-демонстративное поведение.
Предмет исследования: причины и проявления негативно-демонстративного и демонстративного поведения у подростков.
Для достижения цели и проверки гипотезы были сформулированы задачи эмпирического исследования: - разработать и реализовать программу эмпирического исследования причин и проявлений негативно-демонстративного поведения в образовательной среде; - подготовить рекомендации, по психологической профилактике демонстративного и негативно-демонстративного поведения.
Выборка исследования составили 20 подростков в возрасте от 12 до 14 лет. Из них: 12 мальчиков и 8 девочек.
Использовались методики исследования: 1. «Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений» («ДАП-П»), разработанный кафедрой психиатрии ВМедА [12],
2. Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека «Изучение акцентуаций личности», адаптированный Ю.В. Кортневой [22] ,
3. «Тест демонстративности» [33]. На первом этапе исследования для выявляления склонности к демонстративному поведению был использован «Тест демонстративности» [33]. Он построен по тому же принципу: респондентам предлагается ответить на ряд вопросов-утверждений. Результаты обрабатываются в соответствии с ключом к методике. Авторы методики разработали шкалу, позволяющую проводить дифференциацию респондентов по уровню демонстративности: - 0-7 баллов соответствует низкому уровню демонстративности; - 8-16 баллов соответствует среднему или нормальному уровню демонстративного поведения; - 17-29 соответствует высокому уровню демонстративного поведения; - 30-36 соответствует очень высокому уровню. Далее для определения склонности к определенному типу девиантного поведения была использована методика «ДАП-П», разработанная кафедрой психиатрии ВМедА [12]. Данная методика направлена на выявление склонности к различным формам девиантного поведения, таких как аддикция, делинквентное поведение, суицидальное поведение. Методика представляет собой опросник, состоящий из 48 вопросов-утверждений. На утверждения респондентам необходимо было дать один из 4 вариантов ответа: - «совершенно верно» - 3 балла, - «верно» - 2 балла, - «пожалуй так» - 1 балл. - «нет, это совсем не так» - 0 баллов. Для интерпретации данных подсчитываются очки всех блоков, называемыми сырыми баллами. Затем их переводят в стены десяти бальной шкалы. Так испытуемый, набравший от 0 до 1 балла, имеет низкую склонность к девиации или не имеет совсем. 2-4 балла означают среднюю склонность к девиантному поведению. 5 и выше баллов - высокую склонность девиации. Далее был использован Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека «Изучение акцентуаций личности», адаптированный Ю.В. Кортневой [22]. Методика состоит из 88 вопросов. При обработке подсчитываются баллы в соответствии с ключом. Каждая группа вопросов определяет той или иной тип акцентуации характера и темперамента. Таким образом, все использованные диагностические методики построены по принципу тестирования, которое является «одним из методов исследования личности, заключающегося в диагностике личности, ее психических состояний на основе выполнения какого-либо стандартизованного задания с заранее определенной надежностью и валидностью» [3]. После непосредственного проведения исследования, были обработаны полученные данные, составлены таблицы и графики. Для сравнения выборок и оценки различий по уровню выраженности исследуемых признаков был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни. Данный критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5. В каждой выборке должно быть не более 60 наблюдений. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны. Обработка эмпирических данных осуществлялась с использованием пакета программы SPSS Statistics 26. Таким образом, выбор методик и организация исследования обуславливался его целями и возможностями.
Результаты исследования негативно-демонстративного поведения у подростков На первом этапе исследования для выявления склонности к демонстративному поведению был использован «Тест демонстративности». Данные показывают, что среднее значение показателя склонности к демонстративному поведению в группе – 16 баллов, что, согласно ключу к методике, соответствует среднему уровню демонстративности. Мода, то есть наиболее часто встречающееся значение признака у исследуемых, так же 16. Среднелинейное отклонение ± 2. В группе отсутствуют респонденты с низким уровнем демонстративности. У всех исследуемых показатели находятся в интервале от 8 до16 баллов, что согласно ключу к методике, соответствует среднему уровню демонстративного поведения. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что у подростков наблюдается средний достаточно интегрированный уровень склонности к демонстративному поведению. Таким образом, первая гипотеза о том, что подросткам в той или иной мере присуща склонность к демонстративному поведению, подтверждена. Далее для определения склонности к определенному типу девиантного поведения была использована методика «ДАП-П», разработанная кафедрой психиатрии ВМедА. Результаты исследования склонности к девиантному поведению Показатель Среднее значение Мода Среднелинейное отклонение Стен Склонность к аддитивному поведению 9,5 9 ±1 6 Склонность к дилеквентному поведению 8 6 ±2 7 Уровень суицидальной предрасположенности 7 - ±3 4 Интегральная оценка «Девиантное поведение» 9 8 ±1 6 Данные показывают, что средние значения по шкалам находятся в интервале от 7 до 9,5 баллов. Эти показатели (в переводе в стены) указывают на средний уровень склонности к девиантному поведению. Результаты исследования склонности к девиантному поведению (стены) наиболее высокий уровень в данной группе выявлен по шкале «Склонность к дилеквентному поведению». Подросткам свойственна склонность к демонстративному поведению, выраженному в антиобщественном поведении и в нарушении социальных норм. Менее склонны респонденты группы к суицидальному поведению. В то же время наиболее высокие показатели среднелинейного отклонения по этому фактору (±3) свидетельствуют о том, что существуют различия подростков по склонности к демонстративному поведению, выраженному в суицидальном поведении. Так, у исследуемого №3 данная склонность практически не выражена (3 балла), а у и исследуемого №6 уровень суицидальной предрасположенности достаточно высокий (11 баллов). У этой девочки-подростка существует суицидальный риск. Выяснилось, что девочку держат в строгости. Родители не проявляют к ней большого внимания, а требуют от неё многого. В то же время различия между частотой проявлений по типам девиантного поведения в целом по группе не существенны. Данный факт подтверждает проведенный расчет критерия Манна Уитни. Так как Ukp <Uэмп, различия признаются не существенными. Таким образом, вторая гипотеза о том, что подросткам свойственны такие формы негативного-демонстративного поведения, как нарушение социальных норм, стремление к уходу от реальности посредством намеренного изменения своего психического состояния, склонности к суицидальному поведению, подтверждена. Полагаем, что это обусловлено возрастными особенностями респондентов, так как «демонстративная реакция – «наиболее частая из всех наблюдаемых аффективных реакций в подростковом возрасте». [3 с.121] Далее был использован Опросник К.Леонгарда – Н.Шмишека «Изучение акцентуаций личности», адаптированный Ю.В. Кортневой. Результаты, полученные по методике «Изучение акцентуаций личности» (К.Леонгард – Н.Шмишек, адаптация Ю.В. Кортневой) Показатель Среднее значение Мода Среднелинейное отклонение Демонстративность 9 12 ±3 Педантичность 8 8 ±3 Застревание 14 - ±4 Возбудимость 14 - ±6 Гипертимность 14 21 ±6 Дистимность 13,5 12 ±3 Тревожность 10,5 3 ±6 Циклотимность 14 18 ±8 Экзальтированность 18 24 ±8 Эмотивность 13,5 15 ±5 Данные показывают, что средние значения по шкалам находятся в интервале от 8 до 18 баллов. Мода, то есть наиболее часто встречающееся значение признака у исследуемых, так же имеет большой размах (от 3 до 24). И среднелинейное отклонение по шкалам носит дифференцированный характер. На основании этих данных можно сделать вывод о том, что у подростков личностные качества еще находятся в процессе формирования. Средние значения, полученные по методике «Изучение акцентуаций личности» (К.Леонгард – Н.Шмишек, адаптация Ю.В. Кортневой) На момент исследования наиболее выраженной является черта экзальтированности, наименее выражена – педантичность. Высокие баллы по шкале «экзальтированность» показывают, что подросткам свойственна склонность к преувеличению чувств. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Они порывисты и подвержены сиюминутным настроениям. Но эта черта характера, как и другие, представленные на диаграмме, присуща не всем респондентам. Так, у исследуемого № 4 эта личностная черта не выражена. Демонстративность, как качество личности респондентов имеет низкие показатели, что свидетельствует о том, что она еще не является личностной чертой. Таким образом, в ходе исследования было установлено, что подросткам в той или иной мере присуща склонность к демонстративному поведению. Подросткам свойственны такие формы негативного-демонстративного поведения, как нарушение социальных норм, стремление к уходу от реальности посредством намеренного изменения своего психического состояния, склонность к суицидальному поведению. У подростков личностные качества еще находятся в процессе формирования и демонстрационность – это поведенческая реакция подростка, а не черта его характера.
Методы профилактики проявлений негативно-демонстративного поведения подростков в образовательной среде Как было установлено в эмпирическом исследовании, что у подростков личностные качества еще находятся в процессе формирования и демонстрационность – это поведенческая реакция подростка, а не черта его характера. В этой связи актуализируются вопросы профилактики проявлений негативно-демонстративного поведения подростков в образовательной среде. Практически в любом классе общеобразовательных школ есть дети и подростки, которые склонны к девиантному поведению любой формы. В некоторых случаях для таких детей необходим лёгкая коррекция, в некоторых комплексная работа. А как же вести себя педагогам, имеющими дело с детьми и подростками с демонстративным поведением? Существует ряд стратегий воздействия учителей на учеников. Первая называется минимизация внимания. Данная стратегия включает в себя множество разных приёмов. Во-первых, учитель может игнорировать расшалившегося ученика. Возможно после нескольких игноров, видя, что на него не обращают внимания, подросток прекратит свои выходки. Можно устанавливать контакт глазами с учеником, как бы говоря взглядом: «хватит». Очень хорошо действует на детей, если учитель, не прекращая вести урок, встаёт рядом с демонстрантом. Близкое присутствие педагога говорит ему о том, что он ведёт себя как-то не так. Можно придумать сигнализирующие секретные жесты, понятные для подростка. Можно заранее выяснить у ученика, что заставляет его сидеть тихо, не мешать и спокойно учиться. Для некоторых это может быть приложенный палец к губам и произнесённая при этом фраза «тсс». Кому-то нужен знак, что игра закончена, так как они являются заядлыми болельщиками. У каждого подростка может быть свой сигнал остановки. Кроме того, учитель может в контексте урока, объясняя материал, время от времени упоминать имя демонстранта. Например, педагог может сказать: «Таким образом, Маша, квадрат гипотенузы равен сумме…» или: «Тогда, Лёша, Пётр Первый издал указ о…» и многие другие фразы с упоминанием имени. Педагог также может класть на парту ученика записки с замечаниями (просьбами) прекратить делать то, что подросток делает, употребив слово «пожалуйста». Ещё одним немало важным приёмом для учителя может быть акцентирование внимания ученика на чувствах педагога. Применяются фразы «Я - высказывания». Такие словесные утверждения дают ученику информацию о нарушении поведения и какое впечатление оно производит на преподавателя. Например, педагог может сказать: «Катя, когда ты шепчешься с Леной во время моего объяснения, я чувствую сильное раздражение, потому что теряю мысль». То есть, «Я – высказывание» состоит из трёх частей. Называет плохое поведение. Выражает чувства учителя. Описывает эффект от плохого поведения. Ещё одной стратегией профилактического характера для демонстративного поведения называется разрешающим поведением. Данная стратегия даёт возможность для полёта фантазии. Главная её цель, чтобы подросток сам отказался от своих действий. Так, например, любителям поболтать, можно предложить записать многочасовую аудио запись. Детям, которым не сидится на месте, можно предложить стоять весь урок. Ученики средних классов часто устраивают плевки из трубочек. Это так же педагог может разрешить, даже устроить соревнование или предложить плюнуть из трубочки примерно 500 раз. То есть, так или иначе учитель поощряет выходки детей. В результате подросток не получая от своих выходок должного внимания, прекращает их. Часто можно прекратить демонстративное поведение ученика неожиданными поступками. Например, педагог может неожиданно выключить свет, начать говорить необычным голосом или непонятном языке, заиграть на музыкальном инструменте, временно прекратить урок, сказав ребятам, чтобы они дали знать, когда будут готовы его продолжать. Можно также разговаривать с портретами на стене, перечисляя выходки шалунов. Причём разговаривать нужно как с обычным живым человеком. Как единовременную меру педагог может использовать стратегию отвлечения внимания. Внимание можно отвлечь вопросами по теме урока или просьбой об одолжении. Данную стратегию нельзя применять часто, так как демонстранты начнут считать, что поручения это награда за их плохое поведение. Кроме выше перечисленного, педагоги могут и должны благодарить ученика за хорошее поведение и поступки. Причём благодарить нужно за конкретные действия. Например, учитель может сказать: «Спасибо, Оля, что твои руки находятся на парте, а ноги под партой». Важно также менять ребят местами, лишая тем самым демонстрантов постоянных зрителей. Можно поставить в классе отличающийся от всех остальных стульев в классе. Он может быть другого цвета или материала. Назвать его можно стулом размышления. Ученику предлагается, сидя на стуле размышления, подумать о поведении, после возвращения на место. Во время того, как провинившийся ученик сидит на стуле размышлений, никто из одноклассников не должен его беспокоить. Обычно хватает 5 минут. Однако приём не считается эффективным, но в качестве профилактических мер иногда можно использовать.
Таким образом, в профилактических целях демонстративного поведения учителя могут использовать такие стратегии как минимизация внимания, разрешающее поведение, отвлечение внимания. Кроме того в рамках стратегий, и не только, педагог может использовать множество различных приёмов таких как: похвала, благодарность, пересаживание учеников, вопросы по теме урока, поручения, неожиданное поведение преподавателя.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Результаты исследования могут быть использованы в дальнейшем исследовании негативно-демонстративного поведения подростков на большей выборке и разработке программы, направленной на коррекцию проблемного поведения в образовательной среде.
1. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб. метод. комплекс / Азарова Л.А., Сятковский В.А. – Минск: ГИУСТ ВГУ, 2009. – с. 164. 2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных детей. – М.: Просвещение, 1986. – с. 127. 3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 299 с. 4. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. 2-е изд. М.: АСТ, 2015. – С.24. 5. Болдырева О.И., Гребенникова Г.Г. Девиантное поведение: социология, диагностика, профилактика: методико-библиографический сборник ресурсов. – Москва, 2010. 6. Брагинский В.В. Почему дети плохо ведут себя в школе? // Здоровье детей. – 2005 № 23. – С. 38-42. 7. Буйневич Т.В. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения: метод. Пособ. / Буйневич Т.В., Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2008. –293 с. 8. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер, 2015. – 687 с. 9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. Пособ. М.: Просвещение, 1988. – с. 336 10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: Академия, 2008. – с. 589 11. Даровских О. Н., Никитина Е. Л. Особенности личности у подростков с демонстративным поведением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 121–123. 12. Дворянчиков Н.В. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Н.В.Дворянчиков, В.В. Делибалт и др., – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с. –С.25. 13. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Просвещение, 1998. –с. 351 14. Елагин Д.А. Девиантное поведениекак проблема социальной философии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №1. – С.111-125. 15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. –с. 288 16. Иванников В.А. О природе и происхождении психики // Национальный психологический журнал. 2015. №3 (19). 17. Ихисонова В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. №5. – С.204-208. 18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб. Пособ. для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Кащенко В.П.- М.: Академия, 2006. –с. 304 19. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение: cинтагма, онтология, эпистемология // Общество и право. 2015. №1 (51). – С.76-81. 20. Комаров К.Э. "Трудные" дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. - М.: "Генезис", 2009. –с. 224 21. Кордуэл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. Ткаченко К.С. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009. – с. 448. 22. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 240 с. 23. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. И высш. Педагогических Учеб заведений. – М.: издательский центр Академия, 1999. – с. 232 24. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. - М.: Юрайт, 2014. – с. 388 25. Медведев А.М., Прокофьева Т.В., Юнда А.В. и др. Психологическаяработас девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО "Волгоградская академия государственной службы". - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. –с. 316 26. Михайлова Ю.С.Проблема девиантного поведения подростков // Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). – С.74-85. 27. Мищенко О.П, Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах // Концепт. 2015. №S4. – С.44-55. 28. Мусина А.А. Роль факторов риска в развитии девиантного поведения подростков // Инновационная наука. 2015. №10-1. - С. 146–161. 29. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. – с. 398 30. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2012. С. 510 31. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / Пятунин В.А. - Москва: РОО "Центр содействия реформе уголовного правосудия", 2010. 32. Рерух Е.В. Проблемы девиантного поведения школьников // Kant. 2015. №1 (14). – С.69-72. 33. Тест на демонстративность. – электронный ресурс: Режим входа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/03/30/test-na-demonstrativnost-0">1. Азарова Л.А. Психология девиантного поведения: учеб. метод. комплекс / Азарова Л.А., Сятковский В.А. – Минск: ГИУСТ ВГУ, 2009. – с. 164. 2. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных детей. – М.: Просвещение, 1986. – с. 127. 3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 299 с. 4. Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. 2-е изд. М.: АСТ, 2015. – С.24. 5. Болдырева О.И., Гребенникова Г.Г. Девиантное поведение: социология, диагностика, профилактика: методико-библиографический сборник ресурсов. – Москва, 2010. 6. Брагинский В.В. Почему дети плохо ведут себя в школе? // Здоровье детей. – 2005 № 23. – С. 38-42. 7. Буйневич Т.В. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа с учащимися девиантного поведения: метод. Пособ. / Буйневич Т.В., Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: Академия, 2008. –293 с. 8. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер, 2015. – 687 с. 9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учеб. Пособ. М.: Просвещение, 1988. – с. 336 10. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М.: Академия, 2008. – с. 589 11. Даровских О. Н., Никитина Е. Л. Особенности личности у подростков с демонстративным поведением // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 121–123. 12. Дворянчиков Н.В. Методическое руководство. Сборник тестов программно-методического комплекса дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» / Н.В.Дворянчиков, В.В. Делибалт и др., – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. – 198 с. –С.25. 13. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М.: Просвещение, 1998. –с. 351 14. Елагин Д.А. Девиантное поведениекак проблема социальной философии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №1. – С.111-125. 15. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. –с. 288 16. Иванников В.А. О природе и происхождении психики // Национальный психологический журнал. 2015. №3 (19). 17. Ихисонова В.В. К вопросу об исследовании причин девиантного поведения подростков // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2015. №5. – С.204-208. 18. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: учеб. Пособ. для студ. сред. и высш. учеб. заведений / Кащенко В.П.- М.: Академия, 2006. –с. 304 19. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение: cинтагма, онтология, эпистемология // Общество и право. 2015. №1 (51). – С.76-81. 20. Комаров К.Э. "Трудные" дети: инструкция по взаимодействию. Методическое пособие. - М.: "Генезис", 2009. –с. 224 21. Кордуэл М. Психология. А - Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. Ткаченко К.С. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009. – с. 448. 22. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проблемы — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 — 240 с. 23. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. И высш. Педагогических Учеб заведений. – М.: издательский центр Академия, 1999. – с. 232 24. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика: Учебник. - М.: Юрайт, 2014. – с. 388 25. Медведев А.М., Прокофьева Т.В., Юнда А.В. и др. Психологическаяработас девиантными подростками: проблемы и возможности: монография / ФГОУ ВПО "Волгоградская академия государственной службы". - Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2009. –с. 316 26. Михайлова Ю.С.Проблема девиантного поведения подростков // Проблемы педагогики. 2018. №3 (35). – С.74-85. 27. Мищенко О.П, Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах // Концепт. 2015. №S4. – С.44-55. 28. Мусина А.А. Роль факторов риска в развитии девиантного поведения подростков // Инновационная наука. 2015. №10-1. - С. 146–161. 29. Мясищев В.Н. Психология отношений. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2011. – с. 398 30. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2012. С. 510 31. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / Пятунин В.А. - Москва: РОО "Центр содействия реформе уголовного правосудия", 2010. 32. Рерух Е.В. Проблемы девиантного поведения школьников // Kant. 2015. №1 (14). – С.69-72. 33. Тест на демонстративность. – электронный ресурс: Режим входа: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2014/03/30/test-na-demonstrativnost-0