Зачем нужна домашняя бухгалтерия, или - считайте свои деньги!
Всем нам хочется иметь на руках некоторую сумму денег, потратить которую можно, совершенно не тревожась за завтрашний день. И мы начинаем усиленно экономить, во многом отказывая себе, а с трудом накопленные средства тратим, иногда не самым разумным способом. Происходит это потому, что не знаем - как правильно скопить требуемую сумму и правильно ею распорядиться.
Основной причиной появления свободных денежных средств, является строгое планирование расходов, а не натужные попытки сэкономить. Что бы рационально планировать свои расходы, Вам сначала необходимо заняться домашней бухгалтерией.
Для ведения домашней бухгалтерии Вам понадобится завести кассовую книгу, толстую такую тетрадь. Хотя, конечно, все записи можно вести и с помощью компьютера, есть специальные программы для этого. Мы, например, ранее пользовались программой CashFly, сейчас используем Ace Money Lite. Они обе просты и удобны в использовании, и к тому же, бесплатны.
Вместе с тем, не стоит сбрасывать со счетов и обычные записи карандашом в тетради. Я веду очень много различных вспомогательных записей, и у меня для этого имеются тетради, блокнот-ежедневник и просто бумажные блоки для записей. И это, не смотря на то, что я насквозь компьютеризован и дома, и на работе. Для усваивания и запоминания, записи вручную подходят лучше всего. Ну, это дело вкуса и каждый сам себе выберет то, что ему надо.
Тем, кто решит вести записи вручную, могу предложить рабочую тетрадь (смотри ссылку внизу статьи) со страницами кассовой книги. Их следует распечатать на принтере, потом, при необходимости, можно добавить страницы, распечатав нужные. В кассовую книгу следует ежедневно записывать подробную информацию о расходах и доходах, например: дата, вид, сумма, где потрачено, кем и т.п.
Записи в кассовой книге понадобятся Вам для последующего анализа и определения статей и сумм расходов. Здесь важно набраться терпения и вести записи в течение одного квартала, одного месяца мало, год или полгода - слишком длительный период.
Проанализировав имеющиеся записи, можно будет сделать некоторые выводы. Вас удивят эти выводы, ручаюсь! Проследив за всеми расходами, можно установить, где, когда, как, почему тратятся средства, и где находится утечка (-и) средств в семейном бюджете. Чем подробнее и точнее ведутся записи, тем проще выявить факт перерасхода, случайной траты денег и т.д.
Своевременное обнаружение и недопущение утечек средств является одной из важнейших задач ведения домашней бухгалтерии. Бывали ли у Вас такие случаи, когда Вы не могли вспомнить - на что были потрачены деньги. А может они утеряны? Или украдены? В абсолютном большинстве случаев, Вам помогут сохраненные кассовые чеки. Ведь Вы их сохраняете, так ведь? Во всяком случае - до занесения данных в кассовую книгу. Обязательно собирайте и сохраняйте кассовые чеки, даже на регулярные и постоянные покупки, как-то - хлеб, или молоко (пиво, курево).
Я по себе знаю, когда в кошельке осталось денег меньше, чем по записям - сидишь и пытаешься вспомнить, на что были потрачены 238 рублей? А с чеком - нет проблем: где, когда, сколько. Когда у Вас все записано и подсчитано, Вы легко узнаете, сколько средств было потрачено впустую, на бестолковую, бесполезную мелочь, просто потому, что были деньги в кармане. Если собрать эти "потерянные" деньги за неделю - выйдет не так уж и мало! А за месяц, за год - на автомобиль может и не хватит, но на новую мебель - легко! Или в отпуск красиво съездить.
Большинство людей уверены, что для благополучной жизни, доходы должны превышать расходы, т.е. сумма "приходных" статей должна быть больше суммы "расходных". Однако, это не совсем так, правильное ведение домашней бухгалтерии и разумное планирования бюджета ведет к появлению баланса между доходами и расходами, т.е. разница между ними равна нулю! Баланс - это равенство доходов и расходов.
Вся хитрость в том, что так называемые "временно свободные денежные средства" необходимо заносить в статью "накопления", которую, в свою очередь, следует считать "расходной". "Расходной" потому, что эти средства изымаются из текущего бюджета (кошелька, кармана), то есть, потратить их в настоящий момент нельзя. Их, как бы, нет - и все тут! Эти средства лежат в банке (коммерческом, не стеклянной), хранятся и накапливаются.
Если эти излишки появляются вдруг, неожиданно - это означает, что семья не может правильно определить источники поступления средств в семейный бюджет. И наоборот, если расходы превышают доходы - это в большинстве случаев означает, что в семье не сумели заранее определить предстоящие расходы, о чем-то забыли, появились "дыры" в бюджете. Отсюда можно сделать выводы, что для планирования бюджета необходимо выяснить несколько вещей:
- откуда поступают деньги, определить уровень дохода;
- на что, сколько и когда деньги тратятся;
- как появляются "дыры" в семейном бюджете.
В этом Вам поможет строгий учет над движением средств между Вашим кошельком и кассой магазина, т.е. ведение домашней бухгалтерии.
Удачи Вам и благополучия. Если у Вас возникли вопросы, пожелания или возмущения, вы можете высказать мне их здесь
© 2007 Ишимтаев Рифат, владелец и руководитель проекта"Практика домашнего хозяйства". Рабочую тетрадь Вы можете взять здесь.