Умный, красивый и в школе отличник...
Ошибки, непонимания, заблуждения, отложенные или необоснованные решения любого взрослого члена семьи похожи на семена сорняков, брошенные однажды. Так или иначе, они прорастают и дают всходы, которые заставляют нас с горечью восклицать: «Кто тебя этому научил? Почему ты так поступаешь? Почему ты у нас такой?». Высказывать обиды и претензии своему ребенку все равно, что кричать обвинения, стоя напротив зеркала, дорогие родители. Все, что мы там увидели, все, чем мы восхищаемся, все, что нас раздражает - результат наших трудов, наши оценки, наши итоги…
Что такое здоровый, красивый, успешный ребенок?
Не правда ли: у каждого своя картинка перед глазами, свои представления. Но человечество живет уже много-много лет и достаточно успешно изучает себя, давая даже очень сложным понятиям четкие определения. Так, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. С общечеловеческих позиций смышленый, жизнерадостный, физически здоровый, ребенок всегда красив. Успешный – это значит целеустремленный, позитивный, контролирующий все сферы своей жизни, гармонично развитый человек. Многие из нас могут дополнить эти определения, но не опровергнуть. Вы согласны?
Так что же мы, как родители, можем и должны дать своим детям, чтобы они могли оправдывать наши радужные ожидания и надежды? Самое главное это абсолютную любовь и приятие своего ребенка. Не «безумную материнскую любовь», а очень мудрую, без критики, без гиперопеки, любовь – уважение человеческого достоинства своего малыша с первых дней жизни, любовь – поддержку в любой ситуации, любовь без сравнений и ярлыков, любовь без страхов, любовь без диктата родительских прав и стереотипов. Вы готовы быть таким родителем? Согласитесь: это сложно. Но разве кто-то сказал, что родителем быть легко? Достойный результат всегда серьезный труд и большая внутренняя работа.
Кстати, об успешных людях.
Одно из отличительных качеств успешного человека это его способность относится к любой задаче в своей жизни без фанатизма, с азартом, как к игре или очень увлекательному предприятию. И, уверяю Вас, что все успешные родители, которых я встречаю как человек, как доктор, как психолог всегда счастливы своими детьми. Для них всегда это большая радость, надежды, ожидания самого лучшего. Человек, эффективный в реализации своих родительских задач никогда не станет поддерживать разговор о сложностях рождения и воспитания, о непосильных трудах в выращивании, дороговизне одевания и кормления своего ребенка. Успешные родители с радостью отдают своим чадам все, что им необходимо для их здоровья и развития нисколько не забывая о своей жизни, работе, оставаясь счастливыми людьми, строя грандиозные планы. Это никак не связано с уровнем доходов, но чаще, человек, имеющий такой взгляд на жизнь, доволен и своим достатком. Один из законов бизнес психологии гласит: если идея хороша и проект воплощается с радостью, то средства всегда найдутся и обстоятельства сложатся в Вашу пользу.
Давайте скажем несколько слов о здоровье Вашего ребенка. Это фундамент, основа, без которой не будут эффективными ни учение, ни воспитание, никакие планы на будущее.
У Вас родился самый-самый лучший ребенок на свете. У него такие умные, конечно, мамины глазки. Он так мило улыбается, гулит. Он все, абсолютно все понимает. Но..
Отнесемся к счастливому этапу в жизни Вашего малыша серьезно, как родители. Например, вспомним, что взаимоотношения организма матери и развивающегося ребенка очень сложны и индивидуальны на протяжении всей беременности и, несмотря на бдительное наблюдение врачей, 100% гарантии быть не может никогда. Вспомним, что процесс рождения ребенка на этот свет всегда является большим стрессом для маленького организма и непредвиденных ситуаций может быть много. Зависит это от здоровья мамы и, конечно, грамотные врачи сделают все возможное для предотвращения осложнений. Квалифицированная медицинская помощь решает очень многое, но не все.
Сразу после рождения ребенка природа запускает очень мощные репаративные механизмы. Тем не менее, согласно статистике, 75% младенцев нуждаются в наблюдении или лечении невролога на протяжении 1 года жизни.
Теперь поговорим о том, что большинство из нас вряд ли знает.
Из всех органов и систем головной мозг наиболее чувствителен к дефициту кислорода, питательных веществ, витаминов, микроэлементов. При гипоксии любой степени тяжести в первую очередь страдают и гибнут нервные клетки наиболее «молодых» для человека и человечества отделов мозга – клетки коры лобных долей больших полушарий. Именно эти отделы центральной нервной системы практически не проявляют себя в возрасте до года, но определяют поведение и способность к обучению человека в будущем.
Нарушения кровообращения в корковых зонах любой локализации может оставить следы на всю жизнь, если ребенок не смог восстановиться самостоятельно. Согласитесь, что и родителям новорожденного и педиатрам трудно понять, что гипоксические изменения в теменной области могут отозваться сложностями в постановке и достижении цели («целеполагание») на определенных этапах развития. Доказанный факт, что перенесенная ишемия в русле стриарных артерий правого полушария головного мозга способствует формированию склонности к депрессиям, так же вряд ли известен широкой публике.
Синдром дефицита внимания, гиперактивность, эмоционально-волевые нарушения, судорожные реакции, вегетодисфункции, нарушения осанки, задержка речевого развития, нарушение формулы сна…
Можно продолжать до бесконечности, но, может, лучше обратимся к специалисту?
В чем смысл консультации невролога?
Оценивая в комплексе всю информацию о течении беременности, периоде родов, ультразвуковую картину мозга младенца, данные объективного осмотра невролог не только может выявить те скрытые от обычного взгляда следы неблагополучия в созревании или восстановлении структур мозга, но и спрогнозировать сложности в формировании определенных функций при отсутствии должного лечения.
Если назначено лечение?
Лечение любых поражений нервной системы наиболее эффективно в возрасте до 1 года жизни. До 2-х лет жизни мозг ребенка увеличится в объеме в 2,5 раза. Своевременное назначение препаратов, стабилизирующих внутричерепное давление, улучшающих обмен веществ в нервной клетке, активирует созревание и восстановление пострадавших нейронов.
Для чего это нужно?
Головной мозг является «пультом управления» всего организма. С первых минут рождения и на протяжении всей жизни человека от его работы зависит иммунная система, гормональный фон, обменные процессы, работа всех органов и систем. В детской неврологии существует понятие «ложное нарастание неврологической симптоматики». Это значит, что патологическое воздействие произошло давно (осложнения беременности, родов) и со временем, по мере «включения в работу» новых участков мозга, становится очевидным, насколько пострадала нервная система когда-то. И растет «клубок проблем» не только с поведением, обучением, но и здоровьем ребенка в целом.
Зачем УЗИ (ультразвуковое исследование) мозга ребенку?
Проводя УЗИ мозга, доктор определяет, насколько правильно сформированы структуры мозга, есть ли признаки незрелости, перенесенной гипоксии, ишемии, воспалительные изменения, избыточное скопление жидкости в полости черепа и т.п. Проведение исследования не требует специальной подготовки, не инвазивно, безболезненно, кратковременно и безопасно. Наибольшая информативность после 10 суток жизни. Учитывая данные только ультразвукового исследования, доктор часто отслеживает динамику восстановительных процессов на фоне лечения, так как оценить работу большинства отделов мозга у младенца практически невозможно.
Все так плохо?
Отнюдь. Все просто отлично. Как говорят наши бабушки: «40 лет назад никого не лечили и все выросли». Действительно! И все вырастут, но качество здоровья и жизни у всех будет разное. Медицина и педагогика доказали, что дети со среднетяжелым и тяжелым поражением нервной системы вовремя и в полном объеме получившие неврологическое лечение в первые месяцы жизни часто более успешны в школе и здоровы, чем их сверстники с легким либо не диагностированным поражением мозга, не получившие медикаментозного лечения.
Если не лечили?
Действительно, большинство детей, нуждающихся в реабилитации в раннем возрасте, адекватной помощи невролога не получают. В большинстве случаев они «справятся» сами и это не повлияет на способности в полном смысле. Но, согласно закону сохранения, за успешное интеллектуальное развитие ребенок, не получивший своевременной помощи, будет «платить» истощаемостью нервной системы, сбоями в работе иммунитета, аллергической настроенностью и т.п.
Лечения достаточно для успешного развития?
Конечно, нет. Зрелые, правильно сформированные структуры головного мозга можно сравнить с хорошо организованным и настроенным пультом управления. Это можно сравнить с получением большого-большого кредита. Куда будут «вложены» эти средства зависит от воспитания, которое Вы дадите своему ребенку. Потенциал Вашего малыша может пойти на достижения и, с таким же успехом, быть потрачен на капризы, манипуляции, противостояние с членами семьи. Именно близкие люди решают судьбу достижений своего ребенка, программируют жизненный сценарий его успехов.
Реализация возможностей маленького человека вопреки скромным исходным данным или семейному сценарию возможна в том случае, если кто-то поверил в его силы, поддержал в нужный момент, сказал «волшебное слово». Как правило, в этом случае человек всю жизнь помнит того «волшебника», который в нужный момент нашел для него нужное слово. В психологии это называется «сценарным перепрограммированием» и встречается достаточно редко. Поэтому так важно понимание, теплое отношение, позитивный настрой, раннее раскрытие способностей ребенка в семье.
К 3 годам жизни мозг ребенка сформируется и «наполнится» информацией на 60%, а к 6 годам на 80%. Именно до 3 лет формируется потенциал нервной системы, закладываются базовые характерологические особенности. Именно поэтому так важно, чтобы ребенок получал возможность развиваться в эти самые ранние периоды своей жизни.
Сегодня родителям нет необходимости самостоятельно совершать педагогические открытия. В школе раннего развития грамотные педагоги и детские психологи помогу Вам построить доверительные отношения с малышом, выявить и развить его способности, разглядеть «слабые звенья» в формировании функций высшей нервной деятельности и своевременно компенсировать. Это огромные возможности, потенциал, который доступен каждому, кто по-настоящему хочет однажды с гордостью сказать: « у меня умный, красивый ребенок. И в школе отличник!».
Автор: Директор Медико-Психологического Центра "Ритм" Юрлова О.В. (Невролог, Кандидат медицинских наук, Психолог)