Школа Для Счастья Человека
Категория: Дом, семья, дети
| Автор: AnnaSmertina
| Опубликовано: 06.11.2010
Наша образовательная система, к сожалению в большом кризисе. И, если мы считаем, что уже настала пора из него выходить, то нам совершенно необходимо пересмотреть основные ценности образования.
Сейчас основная цель школьного обучения — получение хороших баллов. Цель не вполне рациональная, так как большинство усилий направлены именно на получение оценок, а оставшиеся от этой борьбы силы - на получение знаний. Достижение этой цели происходит с неоправданной потерей энергии и учителей, и учеников, теряется настоящая мотивация к учению. Оценки гораздо чаще являются средством наказания учеников, чем поощрения или стимуляции к успехам. Всех в школе действительно гораздо больше интересует, сколько баллов ученик получил, чем то, что он узнал.
Сам процесс получения знаний, а также процессы развития мышления, воображения, внимания, возможности памяти, творческие состояния, внутренние переживания учеников, их собственные устремления — это не является очень важным для школы. Все эти процессы школой игнорируются, они просто там не учитываются, хотя все эти внутренние процессы происходят в каждом человеке в каждое мгновение.
В каждое мгновение мы что-то чувствуем, о чем-то думаем, что-то замечаем, а что-то нет, каждый из нас наделен богатым воображением, у каждого есть свои внутренние предпочтения, целый огромный мир чувств, состояний и образов, пережитого опыта, хранящихся в нашей внутренней кладовой. Среди нас нет тех, кто пережил бы абсолютно одинаковый жизненный опыт, поэтому мы все уникальны. Именно этот опыт и определяет то, что мы называем ЛИЧНОСТЬЮ.
САМА ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА АБСОЛЮТНО НЕ УЧИТЫВАЕТСЯ СИСТЕМОЙ, КОТОРОИ ИМЕННО Й МЫ ОБЯЗАНЫ ДОВЕРИТЬ ВОСПИТАНИЕ СВОИХ ДЕТЕЙ.
Для того, чтобы образование стало действительно эффективным, необходимо осознать ценность развития каждого человека, надо максимально использовать все способности, данные ему природой.
Нам необходимо сделать образование человечным, мудрым и возвышающим сознание процессом. Именно формирование ЧЕЛОВЕКА, его нравственности, его человечности, реализации его потенциала - это и есть истинная цель гуманной, цивилизованной школы.
Школа, в которой не видят человека и не формируют его сознание, ведет наши способности к упадку, а общество к деградации.
Школа, которая начнет любить детей и воспитывать их, школа, которая научит людей мудрости и добру, выведет нас всех из кризиса. И это не так уж трудно, но надо точно определить цель — Школа Для Счастья Человека.
Человеку для счастья мало иметь хорошую специальность, на получение которой в конечном счете направлено образование. Ему нужно гораздо больше. Его знания должны охватывать все стороны жизни, все, с чем человеку предстоит столкнуться в жизни, он может и должен знать. Ему предстоит создать семью, воспитывать детей, обеспечивать их, много раз менять работу, поддерживать свое здоровье и здоровье близких, он будет общаться с людьми, радоваться, переживать, делать ошибки и исправлять их. Разве обо всем этом нельзя рассказать молодому человеку и научить, как выживать в разных ситуациях.
Может ли школа заложить основы грамотного отношения человека к своей жизни во всех ее проявлениях: здоровье, материальное благополучие, семья и воспитание, умение добиваться целей, умение общаться и помогать людям? Это можно и нужно сделать. И в такую школу с радостью будут идти дети, потому что она будет приносить им пользу и радость, и никого не нужно будет заставлять и пугать оценками. Школа должна дать универсальные знания «выживаемости», и тогда все остальные знания, которые ему понадобятся, человек сможет добыть сам.
Чему мы обязаны научить детей, если действительно желаем им блага «Воображение намного важнее, чем знание» Альберт Эйнштейн
«Мышление — это движение от лжи к истине и узрение абсолютного, всеобщего в частном» Махмуд Шабустари 13-14 век
Мы должны научить детей:
определять свои цели и достигать их,
планировать свое время,
укреплять свои волевые качества,
понимать универсальные принципы работы сознания,
повышать свою культуру, особенно культуру речи,
уметь делать правильный выбор,
мыслить самостоятельно,
тренировать свое мышление,
развивать свое воображением,
работать с внутренними образами,
понимать, как происходят процессы запоминания информации,
знать и использовать десятки способов активизировать свою память,
понимать свои чувства и доверять им,
работать с чувствами и управлять ими,
активно использовать органы чувств в познавательном процессе,
учиться использовать интуицию,
делать исследования и не бояться ошибок,
ошибки — это проявления инициативы, они помогают учиться,
если необходимо, уметь признать ошибки и отказаться от неправильного действия,
повышать свою внимательность и концентрацию,
следить за движениями тела, двигаться грациозно,
использовать движения для развития сознания,
совершенствовать координацию движений, гармонизуя этим два полушария мозга
брать ответственность за свое здоровье,
контролировать свое физическое состояние и умственную активность,
уметь сохранять и восстанавливать свою энергию, не перенапрягаться,
знать множество способов укрепления своего здоровья,
изучать этические и моральные законы,
стремиться к идеалам милосердия, добра, взаимопонимания и объединения людей,
учиться мудрости, то есть поднимать свое сознание в области более высокие, чем удовлетворение собственных потребностей,
уметь отдавать и помогать, уметь чувствовать другого,
уметь общаться, развивать свои лидерские качества,
изучать законы общественных взаимоотношений,
уметь быстро трансформироваться,
перестраивать свое мышления при необходимости,
уметь быстро обучаться,
быть универсальным,
быть эффективным,
уметь «выживать» в разных обстоятельствах,
изучать принципы работы с деньгами,
повышать свою финансовую грамотность,
быть творческим,
находить множество вариантов решения поставленных задач,
уметь играть, радоваться игре и пробовать себя в разных ролях,
уметь проигрывать, не теряя достоинства, и выигрывать, не приобретая гордыни,
понимать состояния творческого подъема и вдохновения, уметь ими пользоваться,
уметь радоваться и делиться своей радостью.
У нас пока не принято специально уделять внимание всем этим не очень осязаемым качествам. Но именно они и определяют нашу успешность в жизни. Системой образования определены приоритетные знания, более осязаемые, более привычные. понятные в нашем обществе: математика, языки, естествознание... Считается, что они должны подготовить нас к будущей специализации. Знания о себе, не имеющие прямого отношения к специализации, второстепенны, и их не пускают в школы, чтобы не мешать «главному».
Но знания о себе — универсальны, а специализация — всего лишь один из вариантов выбора человека. Завтра он может захотеть сделать другой выбор. И тогда универсальные знания помогут ему в этом, а их отсутствие может стать причиной разочарования и трагедий. Задача истинных педагогов — раскрыть перед человеком огромный горизонт, множество возможностей и научить его делать выбор, а не вести его вслепую по единственной тропинке в незнакомом лесу.
Все знания о себе - не менее точная наука, чем все другие, которые мы изучаем. Но у большинства из нас нет привычки об этом задумываться. И далеко не все пробовали применять такие знания на практике. Но стоит только воспользоваться этой наукой, мы быстро почувствуем ее преимущества. Она существенно ускоряет все познавательные процессы, повышает мотивацию и качество обучения. Любое знание, «пропущенное через себя», становится более интересным, более значимым для человека. Готовое знание, которое система «впихивает» в ученика, не учитывая его потребности и волю, все равно в него «не лезет». И этому мы все свидетели.
Но ученики не виноваты в своих плохих результатах. Детей надо сделать активными участниками процесса познания. Показать, как пользоваться своей головой, чувствами, сердцем, воображением, памятью, вниманием, развить координацию движений и все остальное доверить их природной мудрости. Все остальное они сделают сами. Они все усвоят, все поймут, гораздо быстрее и лучше, чем мы привыкли от них ожидать.
Ничего нового и необыкновенного в этих методиках нет. Все давно изучено, и каждая из этих методик дает превосходные результаты. Беда нашей школы в том, что самые эффективные методики она просто не использует.
Каждая развивающая методика требует специального времени.
Ни одно из этих качеств не формируется само.
Над каждым качеством человека надо работать, а еще лучше научить, чтобы он работал над собой сам.
Это просто, когда человек видит, что вокруг него все тоже работают над собой. Это просто, когда человек чувствует поддержку и знает, что его ценят как личность.
Этот процесс Воспитания Настоящей Личности - интереснейший, захватывающий и наиважнейший для человечества. И время, затраченное на него, вернется нам как мудрость, чуткость, творчество, жизненная активность, успешность каждого человека и процветание всего нашего общества в будущем.
Автор Бологова Ольга. Сайт www.lepota-club.ru